«Знак вопроса» 4/91
Где искать здоровье?
ДМИТРУК Михаил Алексеевич
Рай
и ад — внутри нас
— В последние
годы в СССР резко возрос интерес к йоге, ушу, каратэ, другим гимнастикам и
единоборствам Востока, а также трансцендентальной медитации и прочим методам
психологической саморегуляции. Овладевая ими, люди порой испытывали странные
переживания, которые не укладывались в рамки привычных пред ставленый о мире
и человеке. Эти переживания не были случайными — они возникали все чаще,
становились интенсивнее и разнообразнее... "Неужели я сошел с ума?"
— подобный вопрос возникал у многих энтузиастов самосовершенствования.
Некоторые задавали его психиатрам. А что вы ответили вы?
— Да,
подобные переживания испытывают пациенты на наших сеансах. Это ни в коем
случае нельзя считать даже неким подобием психических расстройств. Здесь нет никакой
патологии. Наоборот, их переживания благотворно влияют на психику и здоровье
в целом.
Конечно,
необычные состояния сознания очень сильно отличаются от обычных. Но на
психотерапевтическом сеансе мы вызываем такие переживания на
непродолжительное время. У них есть начало и конец, они не оказывают
негативного влияния на поведение человека за пределами нашего центра.
Наоборот, эти переживания — начало пути к выявлению глубинных корней
психических заболеваний и избавлению от них.
Что
касается индийской и китайской гимнастик, восточных единоборств и западных
методов психологической саморегуляции, то в основе их лежит медитативная
практика, которая состоит в длительной концентрации внимания на каком-то
предмете или явлении. Овладевая искусством медитации, люди могут вызывать по
желанию различные степени изменения сознания. И это, разумеется, нельзя
считать признаком болезни. Наоборот, именно благодаря медитации люди
избавляются от многих недугов. Но при одном условии — если они применяют этот
метод грамотно. Его энтузиасты должны хорошо знать о том, что с ними может
произойти и как поступать в различных ситуациях.
Недаром
перед каждым практическим занятием мы проводим продолжительные лекции,
объясняя пациентам все тонкости методов индукции необычных состояний
сознания. И не устаем повторять, что они являются полноценными продуктами
человеческой психики, а не проявлениями ее патологии. Для успеха занятий
очень важно идти на них без страха, с сознанием благотворности предстоящего
опыта.
А если
в полуподпольных группах люди занимаются медитацией, не имея поддержки
опытного инструктора, то могут возникнуть опасные ситуации. С пациентом
начинается нечто такое, чего не ожидал ни он, ни псевдоинструктор. Им
кажется, что они запустили патологический процесс и не способны его
остановить. Возникает паника... И вместо пользы получается вред. Человек
уходит психологически травмированным, порой в худшем состоянии, чем до
занятий.
Любыми
методами оздоравливания люди начинают заниматься не от хорошей жизни. Они хотят
избавиться от проблем, и если не помогает официальная медицина, ищут
альтернативные пути — идут в полуподпольные секции. А там все зависит от
квалификации преподавателей. Конечно, среди них могут быть грамотные
специалисты. Но чаще всего, к сожалению, наоборот — доморощенные мастера
только усугубляют проблемы своих пациентов.
Я со
страхом смотрю на то, что секций йоги, ушу, каратэ растут как грибы после
дождя. Уже появились неофициальные группы, применяющие метод Грофа, хотя их
руководители очень мало в нем разбираются. Считаю своим долгом еще раз
предостеречь новичков: несмотря на кажущуюся простоту таких методов, овладеть
ими чрезвычайно сложно. Это надо делать только под руководством опытных
специалистов. В противном случае вместо пользы можно причинить вред своей
психике и здоровью в целом.
В наш
центр нередко попадают больные, состояние которых ухудшилось на занятиях в
так называемых оздоровительных группах. Например, одному энтузиасту
дыхательного метода стал каждый день являться пророк Магомет: он давал
подробные инструкции о том, что надо делать, а от чего воздержаться. Негде
было скрыться от его всевидящего ока... Мы едва спасли этого человека от
лечения в психиатрической больнице.
—
Работы прибавилось и у колдунов. Я сам видел женщину, у которой после двух
сеансов такого "лечения" развилась тяжелейшая экзема: на руках
появились красные точки, которые через несколько дней превратились в
кровоточащие язвы — на коже не осталось здорового места... Она уже прощалась
с жизнью, когда счастливая случайность свела ее с грамотным целителем,
который сумел помочь. А если после телевизионных сеансов станет плохо
человеку где-нибудь в глубинке и он не сможет найти ни психотерапевта, ни
колдуна, которые способны снимать "синдром Кашпировского"? Остается
умирать?
—
Мы не можем запретить сеансы телевизионной психотерапии или занятия
дыхательными методами изменения сознания в полуподпольных секциях. И наивно
было бы призывать больных к благоразумию: не смотрите телевизор,
не слушайте магнитофон, не дышите глубоко... Ведь они испытывают
потребность в необычных состояниях сознания и будут стремиться ее
удовлетворить.
Надеюсь,
что руководители подобных экспериментов не желают зла своим пациентам, а
просто не знают возможных трудностей работы с необычными состояниями
сознания. И я взываю к совести этих людей. Если они действительно хотят
помогать страждущим, то должны глубоко изучить методы, прежде чем их
применять.
Взять
хотя бы метод Станислава Грофа. Я познакомился с ним в 1989 году, когда американский
ученый приезжал в Советский Союз и провел показательные сеансы. Я по его
приглашению я проходил обучение в Соединенных Штатах и получил право
применять метод в лечебной практике. Потом несколько месяцев руководил этими
исследованиями в Московском городском нейроэндокринологическом центре. И
только тогда у меня появилась уверенность в себе — я был психологически готов
к работе с людьми в необычных состояниях сознания.
Ведь
самое страшное на таких сеансах — когда руководитель сам пугается состояния
больного. Тут уже надо помогать им обоим.А кто это сделает? Вот вы были
ситтером и видели, как иногда буйствуют люди, переживающие свое рождение или
смерть. Представьте себе, что будет, если из зала удалить наших специалистов
и пригласить врачей с улицы? Как минимум три "скорые помощи" и
несколько новых пациентов в психиатрической больнице, среди которых может
оказаться и доктор...
Если
посмотреть шире, то ни один эффективный метод не является безобидным. Ведь
успешной может быть только глубинная психотерапия. А если вы запускаете руку
в человеческую душу, то должны иметь ясное представление о том, на что рука
наткнется. Ведь ни у кого не вызывает сомнений, что хирург должен знать, что
ему делать, когда он вскроет больному живот.. Почему же некоторые
психотерапевты и целители берут на себя смелость "вскрывать"
человеческую душу, очень смутно представляя, что они там увидят?
Мы
работаем с живой психикой и живым телом, и невежество здесь просто преступно.
А я недавно встретил одного психотерапевта, который прочитал газетную
публикацию о методе Грофа и счел полученные знания достаточными для того,
чтобы применять его в своей клинике. Когда я спросил, под какую музыку он
проводит занятия, он безмятежно ответил: "Под эстрадную — песни в
исполнении Пугачевой и Леонтьева". Говорил это улыбаясь, со спокойной
совестью, не подозревая, какую травму могут получить пациенты в необычных
состояниях сознания от такой музыки... Увы, этот случай — далеко не
единственный.
—
Не оправдывая таких людей, я могу их понять. На аутогенной тренировке и
ритмической гимнастике некоторые упражнения весьма напоминают занятия по
методу Грофа. Но они вызывают совершенно разные эффекты. Первые можно
сравнить с косметическим ремонтом, а последний — с глубинной перестройкой психики.
И она достигается с помощью таких простых приемов. В это трудно
поверить. Подобные наблюдения и
размышления не способствуют осторожности — люди
легкомысленно начинают опасные эксперименты над психикой. Чтобы
эту ошибку не повторили другие, надо объяснить им, почему сочетание таких
простых приемов — мышечного расслабления,
интенсивного дыхания и ритмичной музыки —
вызывает столь мощный эффект.
—
Научное объяснение было бы слишком сложным для неподготовленных читателей. В
предельно упрощенном виде это может выглядеть так. Еще Зигмунд Фрейд говорил,
что человеческое сознание исходит из принципа реальности, а бессознательное —
из принципа удовольствия. Другими словами, они работают по разным законам,
которне нередко противоречат друг другу. Поэтому психике удобнее, когда эти
два уровня не смешиваются: в сознании нет элементов бессознательного.
По-видимому, есть биологический механизм, который разграничивает переживания
разных уровней. Этому способствуют и социальные причины: жить по принципу
удовольствия в нашем обществе может позволить себе разве что ребенок до
трехлетнего возраста, да и то не каждый.
Но для
излечения невроза необходимо узнать его причину. А она, как правило,
находится в области бессознательного. Чтобы ее вскрыть, необходимо преодолеть
барьер, отделяющий эту область от сознания. Как только барьер преодолен,
причина осознана, в психике происходят изменения, делающие невозможным
дальнейшее существование заболевания. Именно на преодоление барьеров и
направлены наши усилия. По сути дела, мы создаем условия, в которых пациент
может проникать в глубины собственного бессознательного.
Однако
большинство людей не понимают, что с ними происходит. Они пробуют различные
средства, снимающие нервное напряжение, и часто останавливаются на алкоголе.
А некоторые начинают принимать наркотики. Но это не решает проблемы: причина
невроза остается неосознанной и неустраненной. Возникает только иллюзия
избавления от страданий. На самом деле они лишь усугубляются: организм
привыкает к наркотическим веществам, возникает зависимость от них. Начинается
разрушение психики и деградация личности.
Прямо
противоположный эффект вызывают психотерапевтические сеансы необычных
состояний сознания. Врачи помогают пациентам понять причину невроза и
совместными усилиями устраняют ее. Тем самым ликвидируются препятствия для
развития личности, она обогащается новым опытом...
—
Но кандидат медицинских наук Константин Павлович Бутейко считает, что
глубокое дыхание действует на организм подобно алкоголю. Человек чувствует
опьянение, появляется состояние эйфории. А на сеансах по методу Станислава
Грофа пациенты глубоко дышат — не возникнет ли у них зависимость, от таких
процедур, не превратятся ли они в "воздушных наркоманов"?
—
Сам Бутейко признает, что. большинство люде^ — глубоко-дышащие. Так что же,
все они — наркоманы? Я считаю неправомерной такую постановку вопроса. Нельзя
запретить людям дышать, как им хочется.
Что
может быть безвреднее воздуха — разумеется, если он чистый? Наверное, за
миллионы лет люди смогли к нему приспособиться.
Правда,
иногда нас обвиняют, что мы заменяем одну зависимость на другую: раньше
больные не могли жить без лекарств, алкоголя, наркотиков — а теперь нуждаются
в интенсивном дыхании. Но если даже так, то что в этом плохого? Лучше дышать
чистым воздухом, чем глотать лекарства и алкоголь, курить и колоть наркотики.
А на самом деле у наших пациентов не возникает потребности в повторении
сеансов, когда они уже избавились от недугов.
Сейчас
известны сотни способов индукции необычных состояний сознания, многие из них
применялись на протяжении тысячелетий. Их можно разделить на три большие
группы: различные виды медитации, танцы под ритмичную музыку и дыхательные
упражнения — так называемая пранаяма. В нее входят глубокое и поверхностное,
быстрое и медленное дыхание, а также его задержки. Различные сочетания и
последовательность этих приемов индийские йоги применяют с древнейших времен.
Станислав
Гроф и его жена Кристина создали синтетический метод. По их мнению,
физическое расслабление, ритмичная музыка и интенсивное дыхание создают
оптимальные условия для реализации резервных возможностей психики. Но
исследователи отнюдь не претендуют на открытие. Ведь подобные упражнения
широко известны. Мало того, мы сами ими пользуемся. Вы верно подметили
сходство с аутогенной тренировкой и ритмической гимнастикой. А я бы еще
добавил... современные дискотеки.
—
Извините, но сравнение с дискотеками для меня неожиданность. Что же, на
танцплощадке молодежь входит в необычные состояния и этим лечится?
—
В определенной степени — да. Однако это не столь плодотворно, как
специфическая психотерапия.
—
А некоторые ученые
считают рок-музыку вредной и требуют
ее запретить, как в свое время это
сделали с ЛСД...
—
Я считаю, что запреты не решают, а усугубляют проблему. Если люди
испытывают потребность в необычных состояниях сознания, то рано или поздно
они находят способы ее удовлетворения. Когда не могут это делать под
руководством психотерапевтов, с пользой для здоровья, начинают
заниматься самодеятельностью — на свой страх и риск. И последствия могут быть
печальными.
В
качестве иллюстрации приведу историю с ЛСД. Огромный интерес американцев
вызвали сенсационные сообщения о невероятных переживаниях людей под действием
этого препарата на психотерапевтических сеансах. В результате его стали
применять не только в лечебных целях, но и ради любопытства или удовольствия.
На тех же рок-концертах молодежь "балдела", приняв ЛСД. Некоторым
становилось плохо, были даже смертельные случаи.
Тогда
ЛСД объявили наркотиком и полностью запретили его применение, в частности в
медицинской практике. Так вместе с водой из купели выплеснули младенца:
психотерапия лишилась очень мощного средства исследования и лечения человека.
А молодежь стала покупать ЛСД на черном рынке и применять его подпольно —
трагические случаи не прекратились.
Но ведь
до сих пор еще никто не доказал, что возникает зависимость от ЛСД. Нет
сведений о его токсичности для организма и влиянии на генетический аппарат.
Даже женщины, которые принимали большие дозы ЛСД во время беременности,
рожали здоровых детей. С другой стороны, исследования Станислава Грофа и
других ученых до запрета этого препарата показали, что с его помощью можно
лечить от алкоголизма и наркомании гораздо успешнее, чем традиционными
методами. А когда люди выздоравливали, у них не возникало потребности
продолжать сеансы ЛСД.
Так
почему же, запретив этот препарат, мы не отменили другие, от которых
действительно возникают зависимости? Почему врачи применяют опиаты и эфедрин?
Почему, наконец, не запретили растворители для красок и другие яды, которые
используют токсикоманы, а ведь эти вещества разрушительно действуют на
психику и здоровье в целом...
Так не
лучше ли было расширить применение ЛСД в исследовательских и медицинских
целях, запретив использовать его неспециалистам? Тогда люди с пользой для здоровья
удовлетворяли бы потребность в необычных состояниях сознания, которая
является не чем иным, как неосознанным стремлением избавиться от
психологического напряжения и психологических расстройств. Я говорю об этом
так подробно, чтобы не повторяли прошлых ошибок. Чтобы метод Станислава Грофа
не постигла печальная участь ЛСД-терапии.
—
Каких же успехов могут достичь пациенты, если будут
участвовать в ваших сеансах/
— Вот
лишь один пример. Семь лет Павел не мог избавиться от тяжелой депрессии, хотя
испытал на себе чуть ли не все методы традиционной психотерапии. Но
достаточно было одного сеанса по данному методу, чтобы депрессия исчезла.
Конечно,
не у всех пациентов лечение бывает таким успешным, и мы не считаем этот метод
панацеей. Исцелять всех больных одинаковыми приемами может только Господь Бог
или Кашпировский. А мы предупреждаем своих больных, что необычные состояния
сознания дают им шанс на исцеление, но отнюдь не его гарантию. Если кому-то
повезло с первого раза — что ж, на здоровье. Но мы настраиваем больных на
продолжительный курс лечения, состоящий из многих сеансов. Призываем их
доверять мудрости своего организма.
Мы
создаем благоприятные условия для самоочищения психики. Полагаем, что она
лучше нас знает, как должен идти целительный процесс, и не стремимся его
ускорять. Мы играем роль ассистентов, которые полностью доверяют стратегии и
тактике психики в ее борьбе с недугом.
Эта
позиция противоположна той, которую занимают многие врачи. Они считают, что
все проблемы больного могут быть решены при помощи лекарственных средств.
Берут на себя смелость и ответственность с помощью химических веществ влиять
на процессы, которые не понимают до конца.
—
Вы отрицаете применение лекарств в психиатрии?
—
Вовсе нет, и сами широко ими пользуемся. Но именно поэтому знаем, что
возможности лекарственной терапии весьма ограничены. Мы
категорически против того, чтобы она была единственным оружием в
арсенале врача-психиатра.
Только
при органических нарушениях в нервной системе лекарственная терапия может
быть оправдана. Но, к сожалению, большинство психотерапевтов применяют ее,
когда могут помочь другие методы. Нередко возникает лекарственная
зависимость, которая является не менее опасным заболеванием, чем то, которое
хотят вылечить. Врачи усугубляют проблемы больного, а не решают их или,
устраняя одни, создают другие — еще более сложные.
—
Но вы похвально отзывались об ЛСД — а это тоже лекарство?
—
Нет, ЛСД не было лекарством в привычном смысле слова, потому что врачи не
пытались управлять психикой с помощью этого препарата. Они использовали его
как катализатор для процесса самоочищения психики. Это была ЛСД-психотерапия.
—
Выходит, метод Грофа обладает достоинствами ЛСД-терапии, по лишен ее
недостатков? Однако некоторые специалисты сомневаются в ее эффективности i и
задают резонные вопросы. Чем отличаются необычные состояния сознания от снов,
фантазий и грез? Почему так называемое голотропное дыхание лучше других
нелекарственных методов?
—
Если считать эти переживания фантазиями, то надо полагать, что мы берем на
сеансы только чрезвычайно одаренных людей. Сила их воображения просто
поразительна, ею обладают разве что гении..,
Человеку
свойственно фантазировать в рамках привычного. А на сеансах пациенты часто
сталкиваются с незнакомыми культурами — видят себя в далеких страна', в
давние времена. Или они вспоминают свое появление на свет — чего и в голову
не придет фантазерам.
И
потом, почему во всех странах люди "фантазируют" одинаково?
Англичане, немцы, русские, индусы, новозеландцы — представители любой нации в
необычных состояниях испытывают переживания, которые занимают определенное
место в картографии сознания, разработанной Станиславом Грофом. Структура и
логика этих переживаний являются универсальными, это заложено в психике
каждого человека.
Но
главное отличие в том, что переживания в необычных состояниях сознания идут
из глубин человеческой психики и вызывают ее перестройку. А мечты и фантазии словно
скользят по поверхности, не проникая вглубь.
Никакая
игра воображения не избавит нас от психологических комплексов, потому что их
причина лежит в области бессознательного. Проникнуть в нее человек может только
в необычном состоянии, например на сеансах голотропного дыхания. А когда
причина осознана, начинается процесс самоочищения психики, который в конечном
итоге приводит к избавлению от комплексов.
—
Если исцеление идет как бы в автоматическом режиме, то в чем заключается
помощь психотерапевта? Наверное, здесь есть какой-то секрет. Вы сами
говорили, что существуют сотни способов вызывать необычные состояния
сознания. Почему же лишь некоторые из них дают положительный результат, да и
то не всегда, а только под руководством специалиста?
—
Не сочтите мой ответ руководством к действию — неспециалисты неспособны
перенять профессиональные секреты. Один из них таков: надо помочь
пациенту внешне отреагировать на внутренние переживания — как бы выбросить из
психики все, что ей не нужно.
Например,
человек вспоминает свое появление на свет и чувствует, как его
сдав"ливаст чудовищная сила. Но именно эти переживания во время рождения
сформировали в подсознании так называемый психологический комплекс, который
явился причиной последующих расстройств здоровья. Чтобы от него избавиться,
пациенту надо отреагировать на избыток психической энергии — двигаться,
кричать, как бы превращая душевную боль в движение и экспрессию. Вот тут и
нужны опытные психотерапевты, помогающие ему это сделать.
Комплексы
можно сравнить с нарывами психики. Это области, где ищет выхода застойная
энергия. Если ее не выбросить вовсе, она разрушает психику изнутри. В ней
идут скрытые процессы, которые в конечном итоге приводят к неврозу и другим
расстройствам. Но можно создать условия для высвобождения этой энергии — что
и делают психотерапевты, давая возможность пациенту отреагировать на
возникающие переживания.
Когда
это происходит, начинается глубинная перестройка психики, которая изменяет
структуру личности. Этот процесс будет благотворным для человека, если он
сумеет перейти от эгоистических ценностей к альтруистическим. Обретя душевное
спокойствие и гармонию с окружающими людьми, он как бы закладывает фундамент
своего здоровья. То, что раньше причиняло огорчения, теперь вызывают
радость... Для такой концептуальной перестройки больному тоже нужна помощь
опытного психотерапевта.
—
Но убежденные эгоисты возразят вам, что они здоровы и счастливы именно
потому, что живут для себя за счет других. Что можно им ответить?
—
Переубеждать их бесполезно. Но если они будут участвовать в наших сеансах, то
сами поймут, что именно эгоистическая позиция является причиной многих
проблем — она больше создает трудностей, чем дает благ. Поэтому просто
расскажу о переменах, которые их ожидают.
Во
время голотропной психотерапии происходит переориентация личности: она от
мыслей и поступков, которые несвойственны человеческой природе, переходит к
естественным. Ведь жажда лидерства, стремление обогнать и обмануть
конкурентов, неуважение к окружающим отнюдь не способствуют обретению
счастья. Мало того, эти качества становятся причиной многих неудач. Ведь
действие рождает противодействие, и всегда может найтись тот, у кого крепче
зубы и сильнее локти, кто даст сокрушительный отпор зарвавшемуся эгоисту. С
другой стороны, человек добрый, уважительно относящийся к окружающим, всегда
в меньшей опасности, чем агрессивная личность...
Я
понимаю, что в наших социальных условиях трудно поверить в эти простые
истины, которые уже стали расхожими в зарубежных странах. Кажется, что в СССР
лучше живётся людям с хорошими зубами и локтями. Конечно, они добывают больше
материальных благ, но чувствуют ли от этого себя счастливее? Ведь ощущение
счастья рождается внутри человека, а не приходит извне. И чтобы его обрести,
нужно переделать себя, а не окружающий мир. Это и делают наши пациенты.
Не
подумайте, что они превращаются в патологических альтруистов, которые отдают
ближнему последнюю рубашку. Я бы назвал их новую жизненную позицию добрым
рационализмом. У них успешнее идут личные дела именно потому, что они
начинают больше заботиться об окружающих и вызывают ответную реакцию доброты.
Я заметил, что многие наши пациенты быстрее делают карьеру, когда становятся
доброжелательнее к людям.
—
Эту идею несколько десятилетий назад обосновал америкапский социолог Дейл
Карнеги. По его мнению, чтобы преуспеть в бизнесе, надо любить окружающих и
заботиться о них — благодарность людей окупит все ваши расходы. Тысячи
бизнесменов овладели искусством превращать врагов в друзей и управлять ими на
курсах Дейла Карнеги. Л мы только недавно узнали об этом искусстве, и многие
захотели его перенять. Не помогут ли здесь психоз терапевтические сеансы
необычных состояний сознания, когда люди сами открывают для себя вечные
истины — они запечатлеваются в подсознании и служат своеобразным руководством
к действию?
—
Мы ставим себе сверхзадачу — ускорить процесс духовного очищения нашего
общества. В том, что это возможно, я убедился, изучая опыт американских
коллег. В США сотни тысяч людей поправили свое здоровье, стали мудрее и
добрее благодаря психотерапевтическим сеансам необычных состояний сознания.
Вот
лишь один пример. Том
был очень крупным бизнесменом — одним из
тех, кого у нас раньше называли денежными воротилами, акулами делового мира.
Он работал двадцать часов в сутки, стяжая деньги, славу, власть... И вдруг
понял, что эти занятия перестали доставлять ему удовольствие, наоборот, они
отнимают самое главное — ощущение радости жизни. Он прошел курсы голотропного
Дыхания, чтобы устранить эти пугающие симптомы. Но результаты превзошли все
ожидания. Том отказался от руководства огромной фирмой, которую возглавлял
много лет, и стал профессиональным психотерапевтом, энтузиастом голотропного
дыхания.
Но как
талантливый организатор, он и в этой области достиг большого успеха. Беседуя
со мной, сказал, что зарабатывает сейчас очень прилично и может позволить
себе жить независимо, ни в чем не отказывая себе. Но теперь бизнес
соответствует его потребностям, а не противоречит им.
Если бы
Том стал отшельником, начал жить в шалаше и питаться смоквами, его пример
вызвал бы у нас сомнения. Но здесь мы видим нечто противоположное:
голотропное дыхание привело к обогащению личности, помогло человеку обрести
призвание и преуспеть в любимом деле.
И этот
случай — далеко не исключение. Я знаю много энтузиастов голотропного метода,
которым он помог стать преуспевающими людьми. Это не лихорадочная
предприимчивость некоторых личностей, которые хотят добиться успеха любой
ценой, а осознанное стремление делать добро ближним, которое, по закону
человеческой индукции, оборачивается для альтруистов личным благополучием.
Что
касается наших пациентов, то мы не читаем им нравственных проповедей, не даем
советов, как следует поступать в различных ситуациях. Лишь создаем условия
для самоочищения психики, а дальше она сама выводит людей на путь истины.
Оглавление:
К ЧИТАТЕЛЮ
ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ СМЕРТИ?
Второе рождение
Память прошлых жизней?
Исцеляет мысль
Был я и чертом и Богом
Рай и ад — внутри нас
«РУССКИЙ МЕТОД»
Счастье ищите ... в себе
Рожденные в воде
Спящие на волнах
Моржевание с пеленок
Подарите ребенку здоровье
На пороге "золотого века"?
|