«Знак вопроса» 2/91
Следы древних астронавтов
МОРОЗОВ Юрий Николаевич
Задание
на завтра
Вероятно
правы те, кто считает изучение догонской проблемы наиболее перспективным
путем выяснения вопроса о реальности палеовизита Шансы на успех тут
действительно имеются. Но не будем сбрасывать со счетов и несколько других
фактов, по поводу "пришельческой" интерпретации которых пока нельзя
с уверенностью сказать ни да", ни "нет": просто они еще не
исследованы с должной полнотой.
К этой
категории фактов следует, пожалуй, отнести "египетский планер"
(рис.4). От множества древних изображений птиц эту деревянную фигурку отличает
прежде всего форма хвоста: вертикальный киль, который не скопируешь с пернатых.
Египетский ученый Халил Мессиха имел вес основания увидеть в этом предмете
модель планера. А возраст его — более двух тысяч лет... Найдена вещица в 1898
году, так что мистификация исключается. Одна незадача: нет у планера
горизонтального оперения, а без него он был бы неустойчив в полете. Момент
чрезвычайно щекотливый. Доктор Мессиха пишет: "Нижняя чисть хвоста
отломана. По всей видимости, на ней горизонтально крепились рули
высоты". Только чем это доказать? История словно специально попиралась
лишить нас полной уверенности в том, что перед нами действительно копия
нормально летавшего аппарата.
Возможно
ситуация несколько прояснится при сопоставлении iHepa с аналогичными
находками, пусть и в других ча-иара сразу же возникает мысль о
"колумбийском золо-Гак окрестили миниатюрный предмет, датируемый 1иной in
рного тысячелетия нашей эры и использовавшийся, по-качестве подвеенрго
украшения или амулета (рис.5), торкнуть, что это изделие — не единственное.
Всего таких предметов известно к сегодняшнему дню более тридцати, и найлоны
они по некоторым сведениям, не только в Колумбии, но и на территории Коста-Рики,
Венесуэлы и Перу. Их внешний вид варьируется но сохраняют
"принципиальную схему" самолета с вертикальным оперением.
Птицы
отпадают по той же причине, что и в случае с египетским планером, — не так
расположен хвост. Более подходящими прототипами кажутся летучие рыбы и скаты.
Именно они дают нужное сочетание "крыльев" — гигантски разросшихся
грудных плавников — и расположенного в вертикальной плоскости хвостового
плавника (у некоторых скатов — спинных плавников, помещающихся на хвосте).
Более того, пара брюшных плавников у скатов и "четырехкрылых"
летучих рыб весьма напоминает пару меньших крылышек у золотых
"самолетиков".
Это
блестяще продемонстрировал бельгийский исследователь Патрик Феррен,
опубликовав фотографию бронзовой фигурки ската, найденной при раскопках в
Китае: сверху она очень похожа на некоторые латиноамериканские фигурки. И все
же... Хвостовая часть последних не соответствует по форме хвостам летучих рыб
и скатов, она — типично самолетная. А самое главное, на мой взгляд, — это
глубокий вырез позади головной части фигурки, совершенно ненужный,
необъяснимый с биологической точки зрения, но находящийся именно там, где
положено быть кабине самолета...
Итак,
система признаков объекта лучше объясняется техническими, а не биологическими
факторами. Предположений на этот счет высказано уже много. В фигурке,
представленной на рис. 5, усматривали модель аэрокосмического самолета с
откидывающейся передней частью (А.Янг), грузового аппарата разового
использования для посадки на ноду (С.Гринвуд), даже модель "субакваплана"
— подвод-нот самолета (А.Сэндерсон). Возможны, разумеется, и другие конструктивныс
"прочтения". Оставим их на долю специалистов. Мне же хочется сейчас
подчеркнуть: ни технический подход, ни биологический, который отбрасывать
все-таки рано, не способны дать находкам полноценное объяснение, если при
анализе отсутствует еще, один подход — искусствоведческий.
Каким
бы ни был реальный прототип фигурок, перед нами его художественная концепция,
выраженная традиционными средствами изобразительного языка, и без поправки на
все ми факторы мы не восстановим и сам прототип. Другими словами, к анализу
"самолетиков" необходимо подключиться специалистам по истории
культуры Латинской Америки — так же, как и для решения предыдущей загадки с
"планером" требуется квалифицированная помощь египтологов. А тс и
другие пока молчат либо отделываются оговорками на летучих рыб и т.п.
Пора бы
наконец разобраться и с комплексом древнеиндийских сказаний о летательных
аппаратах (виманах). Фантазия практически каждого народа рождала рассказы о
полетах людей или богов, но только литература Индии содержит подробнейшие
сведения о типах и жидкостях механизмов для полета, об их
конструкции и летных характеристиках, о материалах, идущих на их
изготовление, о двигателях и топливе для них...
Причем
эти описания не выглядят проектами летательных аппаратов — наподобие тех
проектов, что позднее, примерно с XYII века, начали обильно появляться в
Европе. Напротив, вся индийская традиция проникнута непоколебимой
уверенностью в реальном существовании виман. Приводятся детали под купающие
своей реалистичностью. Когда из древнеиндийского источника узнаешь, к
примеру, что колеса виманы оставляли следы на земле — кажется, что такие
подробности могли сообщить только люди, видевшие эти аппараты наяву...
До
последнего времени анализу проблемы мешала некомпетентность большинства писавших
о ней и дефицит достоверной информации, ибо тексты на санскрите понятны
немногим, а имеющиеся переводы очень фрагментарны. Ситуация начала меняться с
выходом и свет монографии санскритолога Д.К.Канджилала "Виманы в Древней
Индии". Профессор Канджилал обобщил упоминания о летательных аппаратах в
индийских источниках и попытался на их основе, консультируясь с инженерами,
реконструировать главные типы ним
Теперь
слово за специалистами в области авиационной техники. Нужна квалифицированная
оценка работоспособности них конструкций и степени их совершенства. Да, и
тут не миновать сакраментального вопроса: достаточно ли высок уровень
рассматриваемой технологии, чтобы приписывать ее космическим пришельцам как делает
Д.К.Канджилал, разделяя популярную точку зрения). Надо сказать, многие
детали — например, широкое использование в "виманостроении" дерева
— оставляют место для сомнений на этот счет.
Разумеется,
не снят с повестки дня и исходный вопрос — о доверии к сведениям
древнеиндийских источников. Вполне убедить в реальности виман могли бы
соответствующие археологические находки
Признав,
что таких материальных доказательств на территории Индии пока не обнаружено,
профессор Канджилал напоминает о египетском планере и латиноамериканских
самолетиках. Вряд ли, однако, эти модели, технический характер которых еще
нужно доказать, усиливают весомость индийского материала. И кстати, как
насчет их собственных шансов оказаться отображением инопланетной техники?
Представить пришельцев летающими в атмосфере нашей планеты на планерах
затруднительно; вот подарить землянам сам принцип планера и секреты, его
изготовления они, пожалуй, могли.
А могли
ли высокоразвитые космические визитеры использовать самолеты или аналоги
"Шаттла" и "Бурана"? Наверное, по этому поводу будут
разные мнения. Что и говорить, большой клубок предстоит распуты вать тем, кто
всерьез заинтересуется проблемами древних летатель ных аппаратов.
Ждет
своего исследователя и странный мотив, бытующий в фольклоре и письменности
многих народов. Подробности рассказа различаются, но есть и устойчивое ядро:
герой отправляется в иной мир (на небо или под воду, в загробное царство, в
страну эльфов или фей, на остров бессмертия и т.п.), проводит там считанные
часы, дни или годы, а по возвращении домой он не может узнать эгих мест и не ia
стает в живых свою родню. Выясняется, что он отсутствовал несколько столетий.
Еще И.Зенгер-Бредт обратила внимание на удивительное совпадение этого мотива
с эффектом, который предсказывается специальной теорией относительности и получил
наименование "парадокса часов" или "парадокса близнецов".
Суть
его в том, что на борту космического корабля, летящего со скоростью, близкой
к скорости света, время будет течь медленнее, чем, скажем, на Земле. В
популярной литературе этот эффект любят иллюстрировать так: молодой
космонавт, вернувшись из межзвездной экспедиции, длившейся для него одно-два
десятилетия, находит своего брата-близнеца глубоким старцем или вообще не
застает его в живых (если полет был на дальнее расстояние).
Фольклористы
и историки литературы не дали пока удовлетворительного объяснения этому
мотиву и его перекличке с предсказанием теории относительности. Для выяснения
истоков мотива требуется сравнительный анализ многих сотен текстов на разных
языках — дело, как вы понимаете, долгое и хлопотное.
Но уже
сейчас можно констатировать, что распространение данного мотива ограничено
Евразией, а это позволяет предположить у него единый источник — возможно,
корни обнаружатся на Востоке. В этой связи нельзя не вспомнить некоторые
древнеиндийские представления; Так, один день Брахмы, высшего бога индуизма,
приравнивался к 4 320 000 000 человеческим годам, в небесном мире Тушита,
согласно буддизму, один день божественной жизни составляет 400 земных лет, и
т.п.
Конечно,
на то они и боги, чтобы все аспекты их бытия были несоизмеримы с
человеческими, но... и для человека, оказавшегося в обители богов, время
течет медленнее (это иллюстрирует, к примеру, один из сюжетов. "Вишну-пураны").
Значит, дело не столько в сущности самих богов, сколько в свойствах мира, ими
населяемого. Небесного мира...
Впрочем,
и тут нельзя быть уверенным заранее, что мы имеем дело с воспоминаниями о
космических путешествиях. Возможно, это опять-таки случайное совпадение. Но
ведь и его нужно доказать! Чем бы все ни обернулось в результате, этот
"знак вопроса" буквально взывает к исследователям.
А вот
наука на призывы такого рода все еще откликается не слишком охотно.
Справедливо негативное отношение к "теории древних астронавтов"
вылилось в предубеждение против самой темы палеовизита. По меткому замечанию
одного зарубежного автора, всякий серьезный исследователь, желающий заняться
вопросом о посещении Земли, "рискует вымазаться в дегте фон Деникена".
Гораздо более солидным, да и более перспективным, направлением поисков ВЦ
считается прослушивание и наблюдение дальнего космоса.
Вернее,
так было до недавних пор. Сейчас научные взгляды в этой области переживают
значительную ломку. Связана она с тем, что многолетние поиски разумных
сигналов из космоса и видимых проявлений астроинженерной деятельности сверхцивилизаций
не увенчались успехом. Понятно, это еще не основание для заключения о нашем
одиночестве во Вселенной, и существует масса оправданий: обследована лишь
малая часть небесных объектов, прослушивание велось в ограниченном диапазоне
частот, не имеется четких критериев различения искусственных и естественных
космических явлении и т.п. Но это — доводы рассудка.
Чисто
психологически же неудача экспериментов подточила первоначальный оптимизм
многих специалистов, надежды на обнаружение ВЦ угасли. Пожалуй, главной
причиной пессимистических настроений стала разработанная в последние годы
"теория колонизации Галактики". Несложные расчеты показали: если
хотя бы одна галактическая цивилизация зародилась "всего" на
несколько десятков миллионов лет раньше нашей — а такое вполне вероятно, — то
к настоящему времени она могла бы заселить всю Галактику. Другими словами,
"они" давно уже были бы на Земле. А поскольку "их"
присутствия не наблюдается, человечество, скорее всего, — единственная
цивилизация в Галактике.
Не
правда ли, приведенные рассуждения что-то напоминают" Да почти так же
мыслил анонимный подписчик "Вестника знания Только тогда, в 1930
году, под сомнение ставилась реальность космических путешествий, а теперь
угроза нависла над еще более фундаментальным, можно сказать, мировоззренческим
тезисом о множественности обитаемых миров. Это побудило ученых, интуитивно
убежденных в населенности космоса, перепроверить все звенья логической
цепочки и, в частности, впервые по настоящему спросить - А на сколько верна
"аксиома" о непосещении Земли?
Некоторые
из них начали с большим вниманием относиться к наблюдениям НЛО, другие же
включили в план необходимых исследований и выяснение вопроса о пребывании
гостей из космоса на нашей планете в древности. Похоже, без обстоятельного рассмотрения
проблемы палеовизита в дискуссиях о внеземном разуме уже не обойтись.
Осенью
1989 года инициативная группа, состоящая из ученых нескольких стран,
распространила Декларацию с призывом к созданию
"научно-исследовательского комитета по изучению проблемы палеовизита".
Предполагается,
что он будет способствовать формированию специального междисциплинарного
направления в науке — палеовизитологии. Готовится к выпуску первый номер
"Журнала палеовизитологии". Приведут ли все эти подвижки к тому,
что проблемы и загадки* о которых рассказано на страницах брошюры, получат в
конце концов свое разрешение, и на вопрос, были ли на Земле пришельцы из
других миров, можно будет дать ясный ответ? Очень хочется в это верить.
Оглавление:
К читателю
Родословная идеи
Теория древних астронавтов
В кругу проблем
Найдутся ли прямые следы?
Догонское чудо
Задание на завтра
|