«Знак вопроса» 10/91
Будет ли конец света?
БАРАШКОВ Александр
Игоревич
Исторические
гипотезы.
Историческое
время Иоанна Богослова
В
«Апокалипсисе» дана более подробна чем в Ветхом завете, картина интересующей
нас катастрофы. Почему? Может быть, потому, что автору «Откровения» были
известны и другие рассказы о подобных бедствиях. Чтобы рассказы не успели
исказиться до неузнаваемости, катастрофа должна была произойти незадолго до
того, как было написано «Откровение».
Встает
вопрос хронологии: когда было написано «Откровение»? Это сочинение, которое
обычно помещают в самом конце Нового завета, тем не менее является ранним
христианским сочинением.
В отечественном
религиоведении обычно принимают точку зрения, которую высказал в работе о
раннем христианстве Ф. Энгельс. Он проанализировал главу 13 «Откровения», где
символически пересказывается история Римской империи. Исходил он из выводов
теологов тюбингенской теологической школы и решения Фердинанда Бенари,
которые показали, что зверь, число которого 666, — это император Нерон. В
этом числе зашифровано имя императора. Каждой букве еврейского алфавита
соответствует определенная цифра, и если сложить все цифры в словах «кесарь
Нерон», то получим число — 666. В этой главе предсказывается возвращение
Нерона, который якобы не умер, а где-то скрывался.
Окончил
жизнь этот сумасбродный и жестокий император при загадочных обстоятельствах.
По рассказам римских историков, в последние свои дни он потерял даже власть!
Стоило поднять восстание одной провинции, как повиноваться императорской
власти отказались и соседние. Солдаты императора переходили на сторону
восставших. Кончилось все тем, что Нерону, от которого сбежали даже слуги,
пришлось ночью бежать переодетым из дворца. Вскоре на своей вилле он вонзил
себе в горло меч, воскликнув перед этим: «Какой великий артист погибает!» Он
считал себя гениальным актером и непревзойденным поэтом.
В такую
смерть мало кто поверил. Поэтому не удивительно, что потом долго ходили
слухи, будто император не умер, а скрылся в соседней Парфии. Появлялись
лже-Нероны, грозившие Римской империи. Эти слухи беспокоили христиан,
ненавидевших Нерона. У них были основания для ненависти. Нерон объявил
христиан вне закона, подвергал их гонениям и казням. Начались гонения после
грандиозного пожара Рима.
В 64
году н.э. в Риме произошел пожар, во время которого сгорело две трети города.
Историки утверждают, что пожар устроил сам Нерон, решивший таким способом
расчистить место для новых мраморных построек, чтобы затем этим
строительством прославить себя. По другой версии, Нерон поджег город, чтобы
вдохновиться на написание поэмы о гибели Трои. Рассказывали, что во время
пожара он стоял на стене дворца и декламировал свои стихи. Так или иначе, но
все согласно писали о том, что по городу бегали солдаты и бросали зажженную
паклю в дома с криком: «Приказ императора!»
Естественным
было возмущение жителей Рима, понятно и поведение христиан, которые, как
пишет Тацит, на всех перекрестках стали проклинать Нерона. Чтобы как-то
успокоить людей, Нерон приказал изловить распространителей слухов — христиан
и подверг их казням: бросал их на растерзание зверям и т.д.
Стоит
ли удивляться тому, что Иоанн Богослов в числе кар в конце времени, которое,
как он полагал, вот-вот наступит, говорит о возвращении Нерона. Рассказ о
гибели в огне Вавилона, под которым христиане зашифровали Рим, возможно,
навеян тем недавним для Иоанна Богослова пожаром.
Так
когда же было написано «Откровение»? Энгельс считал, что написано оно было в
69 году н.э. Он сопоставил символическое количество рогов на звере — Римской
империи с числом римских императоров. Но такой подсчет все же сомнителен хотя
бы потому, что число десять (рогов) явно взято Иоанном Богословом из
пророчества Даниила (Дан., 7;7). К тому же считать императоров можно
по-разному, так как традиции Римской республики не позволяли долгое время
своих тиранов называть кесарями — царями. Более достоверной кажется точка
зрения современных теологов, в частности Уильяма Баркли, опирающаяся на
церковную традицию.
Уильям
Баркли относит написание «Откровения» к 95 году н.э. Согласно церковному
преданию Иоанн Богослов был сослан на рудники острова Патмоса в Эгейском море
и после смерти императора Домициана освобожден. Во время этой ссылки и после
нее, вероятно, он и написал «Апокалипсис».
Итак,
90-е годы... О каких катастрофах мог слышать Иоанн Богослов? Прежде всего об
извержении Везувия — в августе 79 года н.э., уничтожившем десятую часть
Неаполя. Потом, он мог слышать об образовании после извержения Саторина
острова Палайя Каумени в 196 году до н.э. Об этом извержении упоминает
Страбон. Этот остров принадлежит к тому же Кикладскому архипелагу, что
и остров Патмос в Эгейском море. Иоанну Богослову, заключенному на
Патмосе, конечно, рассказывали об этом извержении.
Все эти
катаклизмы происходили в Средиземноморье. Но Средиземное море никогда не было
отравлено сероводородом. Значит, «сероводородная» катастрофа здесь
невозможна. Конечно, Иоанн знал о древних катастрофах Мертвого моря и о
катастрофах Красного моря (по текстам Библии, апокрифов и устным преданиям),
но, как мы уже говорили, этого недостаточно, чтобы дать то подробное описание
«сероводородной» катастрофы, которое мы видим в «Апокалипсисе». Свидетельств
о недавних (относительно времени Иоанна) катастрофах этого региона у нас нет.
Однако мы имеем свидетельство о землетрясении близ Черного моря, также
отравленного сероводородом.
Оглавление:
К читателю
Конец Света в Мировых религиях
Катастрофы Ветхого Завета.
Казни египетские
Гибель Содома и Гоморры
Страшный Суд
Катастрофа Иоанна Богослова.
Конец Света по «Апокалипсису»
Геофизика катастрофы
Исторические гипотезы.
Историческое время Иоанна Богослова
Апокалипсис Черного Моря и судьба Митридата VI Евпатора
Аид располагался в Керченском проливе
Экологический Конец Света.
Вылечите Черное море
Есть ли свет в конце тоннеля?
|