«Знак вопроса» 10/91
Будет ли конец света?
БАРАШКОВ Александр
Игоревич
Катастрофы
Ветхого Завета.
Страшный
Суд
Пророчества
о Страшном суде появились в поздний период развития иудаистской религии,
после «вавилонского пленения». Тогда Иудея и Израиль были покорены
вавилонским царем Навуходоносором, Иерусалимский храм разрушен, а жители
Иерусалима угнаны в Вавилон.
В это тяжелое
для еврейского народа время и появились первые пророчества о грядущем Конце
Света. Вероятно, отчасти они были обусловлены влиянием зороастризма —
официальной религии "Вавилона, имевшей развитую эсхатологию. Но в целом
они лежат в русле собственно иудаистской традиции.
Рассказы
о Страшном суде можно найти в книгах пророков. Страшный суд вершит Яхве,
который «воцаряется на горе Сионе». Это воцарение сопровождается миротвой
катастрофой. Так как мир в представлении древних имел ограниченные размеры, катастрофа
затрагивает лишь эллинистические государства, Переднюю Азию и Египет.
Происходит воскрешение всех людей. Их собирают перед Сионом. Яхве раскрывает
книгу, в которой записаны все грехи человеческие. Он разделяет людей на
праведников и грешников. Грешники наказываются вечной мукой, а праведники
попадают в «горний Иерусалим»,-то есть в рай. Не будем подробно рассматривать
иудаисткую эсхатологию, обратим внимание лишь на то, что нас интересует —
основные черты катастрофы.
Во-первых,
катастрофа сопровождается землетрясением:
«Земля
сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена.
Шатается
земля, как пьяный, и качается, как колыбель, и беззаконие се тяготеет на ней;
она упадет, и уже не встанет» (Исх., 25; .19 — 20).
Землетрясение
разрушает Вавилон:
«И
Вавилон, краса царства, гордость халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом
и Гоморра» (Исх., 13;19).
Вавилон
разрушается и другими способами — огнем, дуновением ветра (по Иеремии),
нашествием народов с севера и т.п. Такое отношение к Вавилону объясняется
недавним вавилонским пленением.
Во-вторых,
приходит тьма:
«Заезды
небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и
луна не сияет светом своим» (Исх., 13;10).
«Солнце
и луна померкнут и звезды потеряют блескч свой» (Иоил., 3;Г5).
Далее
идет каменный град, с неба падает огонь, льется горящая сера, начинаются
моровая язва и потоп.
«И
возгремит Господь величественным гласом своим, и явит тяготеющую мышцу свою в
сильном гневе и в пламени поедающего огня, в буре и в наводнении, и в
каменном граде» (Исх., 30;30).
«И буду
судиться с ним (с Гогом) моровою язвою и кровопролитием, и пролью на него и
на полки его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и
каменный град, огонь и серу» (Иез., 38;22).
Другие
кары, описание которых опускаем, фантастического плана — чудовища, которые
являются символами царств, дракон левиафан, сатана и пр.
Частично
перечисленные кары являются простым повторением казней «Пятикнижия» Моисея. В
основе этих пророчеств— лежат действительные стихийные бедствия предыдущих
веков и бедствия, современные пророкам. Но, по-видимому, пророки не смотрели
на катастрофу конкретно, как на цепь взаимосвязанных событий. Пророки
смешивают все известные им кары — землетрясения, моровые поветрия, нашествия,
опустошительные градобития, голод и т.д. и т.п. Последовательность кар у
пророков может меняться. Разные кары происходят в разных и весьма отдаленных
друг от друга местах и по различным поводам. Есть и прямые противоречия:
например, Исайя в одном месте предсказывает, что Египет погибнет от засуха и
внутренней смуты, а пророк Иеремия предсказывает гибель Египту и Ассирии от
войны между ними.
Описания
различных природных катаклизмов рассыпаны по всему тексту книг пророков, и не
всегда они связаны с представлениями о грядущем Страшном суде, часто они лишь
навеяны общей гнетущей атмосферой того времени.
Мы не
можем сопоставить с ветхозаветными бедствиями, которые основываются на
описаниях природных катаклизмов (засух, землетрясений, моровых язв и пр.),
какую-либо одну определенную, тем более геологическую катастрофу.
Иначе
дело обстоит с «Откровением Иоанна Богослова». Несмотря на то что Иоанн
говорит на языке Ветхого завета, он описывает, и причем в мельчайших
подробностях, действительную и,, как представляется, точно определяемую с
точки зрения геофизики катастрофу.
Оглавление:
К читателю
Конец Света в Мировых религиях
Катастрофы Ветхого Завета.
Казни египетские
Гибель Содома и Гоморры
Страшный Суд
Катастрофа Иоанна Богослова.
Конец Света по «Апокалипсису»
Геофизика катастрофы
Исторические гипотезы.
Историческое время Иоанна Богослова
Апокалипсис Черного Моря и судьба Митридата VI Евпатора
Аид располагался в Керченском проливе
Экологический Конец Света.
Вылечите Черное море
Есть ли свет в конце тоннеля?
|