§1.3. Особенности банкротства кредитных организаций в России
Вопросы банкротства кредитной организации
регулируются рядом нормативных актов:
1. ФЗ «О
Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от10.07.2002 г. №
86-ФЗ (с изм. от 23.12.2004 г.)
2. ФЗ «О
несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.99 г. № 40-ФЗ
(с изм. от 20.08.2004 г.)
3. Рядом подзаконных
нормативных актов ЦБ РФ, например, Инструкцией ЦБ от 12.07.1999 г. №84-И «О
порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства)
кредитных организаций» (с изм. от 21.06.2002 г.)
Согласно закону «О Центральном Банке РФ» целями
деятельности Банка России являются, в частности, развитие и укрепление
банковской системы РФ, а также осуществление надзора за деятельностью
кредитных организаций. Регулировочной функции ЦБ РФ посвящена глава X Закона. Это предполагает, среди прочего, что Банк России
обязан отслеживать финансовое состояние кредитных организаций, выявляя среди
них такие, которые находятся на грани состояния неплатежеспособности, либо
уже являются неплатежеспособными.
Финансовое состояние кредитных организаций ЦБ
отслеживает на основании системы показателей-нормативов. В ст. 74 Закона
перечисляются меры, которые ЦБ может в рамках надзора применять по отношению
к допускающим нарушения кредитным организациям. К данным мерам, в частности,
относятся:
· взыскание с кредитной организации штраф в
размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1
процента минимального размера уставного капитала;
и требование об:
· осуществлении мероприятий по финансовому
оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее
активов;
· замене руководителей кредитной
организации, перечень должностей которых указан в статье 60 данного
Федерального закона;
· осуществлении реорганизации кредитной
организации;
· изменении на срок до шести месяцев установленные
для кредитной организации обязательные нормативы;
· введении запрета на осуществление
кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных
выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного
года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
· назначении временной администрации по
управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок
назначения и деятельности временной администрации устанавливается
федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами
Банка России;
· введение запрета на осуществление
реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения
возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства
кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом «О
несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и другие.
Центральное значение в системе правового
регулирования процессов банкротства в российских кредитных организациях имеет
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Этот закон не только регулирует процесс признания кредитной организации
банкротом и связанные с ним процедуры, но и процессы связанные с мерами по
предупреждению банкротства.
Закон дает определение банкротству кредитной
организации как признанную арбитражным судом ее неспособность удовлетворить
требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить
обязанность по уплате обязательных платежей.
Кредитная организация считается неспособной удовлетворить
требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить
обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности
не исполнены ею в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их
исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на
осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов)
недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее
кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.
Особенностью банкротства кредитных организаций является
то, что до применения собственно процедуры банкротства (конкурсного
производства) закон о банкротстве предусматривает ряд мер, направленных на
предупреждение банкротства кредитных организаций. К таким мерам относятся:
1.финансовое
оздоровление кредитной организации;
2.назначение
временной администрации по управлению кредитной организацией;
3.реорганизация
кредитной организации.
Указанные меры осуществляются в случаях когда
кредитная организация:
· не удовлетворяет неоднократно на
протяжении последних шести месяцев требования кредиторов (кредитора) по
денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по
уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их
исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на
корреспондентских счетах кредитной организации;
· не удовлетворяет требования кредиторов
(кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет
обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с
момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в
связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на
корреспондентских счетах кредитной организации;
·
допускает абсолютное снижение величины
собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной
величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов при
одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных
Банком России;
· нарушает норматив достаточности
собственных средств (капитала), установленный Банком России;
· нарушает норматив текущей ликвидности
кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего
месяца более чем на 10 процентов;
· допускает уменьшение величины собственных
средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного
капитала, определенного учредительными документами кредитной организации,
зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми
в соответствии с ними нормативными актами Банка России. В случае
возникновения указанного основания в течение первых двух лет со дня выдачи
лицензии на осуществление банковских операций к кредитной организации не
применяются меры по предупреждению банкротства.
В рамках финансового оздоровления может быть оказана
финансовая помощь кредитной организации, ее учредителями или участниками, а
также иными лицами. Она может выражаться:
·в размещении денежных средств на депозите
в кредитной организации со сроком возврата не менее шести месяцев и с
начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки
рефинансирования (учетной ставки) Банка России;
·в предоставлении поручительств (банковских
гарантий) по кредитам для кредитной организации;
·в предоставлении отсрочки и (или)
рассрочки платежа;
·в переводе долга кредитной организации с
согласия ее кредиторов;
·в отказе от распределения прибыли
кредитной организации в качестве дивидендов и направления ее на осуществление
мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации;
·в дополнительных взносах в уставный
капитал данной кредитной организации;
·в прощении долга кредитной организации;
Финансовое оздоровление также может быть выражено в
изменении структуры активов и структуры пассивов кредитной организации,
которая может предусматривать:
·улучшение качества ее кредитного портфеля,
включая замену неликвидных активов ликвидными активами;
·приведение структуры активов по срочности
в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение;
·сокращение расходов кредитной организации,
в том числе на обслуживание долга кредитной организации, и расходов на ее
управление;
·продажу активов, не приносящих дохода, а
также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских
операций кредитной организацией;
а также:
·увеличение собственных средств (капитала);
·снижение размера и (или) удельного веса
текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов;
·увеличение удельного веса среднесрочных и
долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов;
Также в рамках финансового оздоровления применяется
приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и
величины собственных средств (капитала) кредитной организации, а также
изменение организационной структуры кредитной организации, означающие,
например, изменение состава и численности сотрудников кредитной организации,
сокращение и ликвидацию обособленных подразделений кредитной организации
Следующей мерой по предупреждению банкротства является
назначение временной администрации по управлению кредитной организацией,
которая является специальным органом управления кредитной организацией,
назначенным ЦБ РФ. Закон приводит основания назначения временной
администрации, если кредитная организация:
·не удовлетворяет требования кредиторов
(кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет
обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и
более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в
связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на
корреспондентских счетах кредитной организации;
·допускает снижение собственных средств
(капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние
12 месяцев, более чем на 30 процентов при одновременном нарушении одного из
обязательных нормативов, установленных Банком России;
·нарушает норматив текущей ликвидности,
установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20 процентов;
·не исполняет требования Банка России о
замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по
финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в
установленный срок; а также, если в соответствии с Федеральным законом «О
банках и банковской деятельности» имеются основания для отзыва у кредитной
организации лицензии на осуществление банковских операций.
Закон подробно разграничивает функции временной
администрации в случаях ограничения полномочий исполнительных органов
кредитной организации, а также в случаях приостановления их полномочий.
В случае ограничения полномочий исполнительных органов
кредитной организации временная администрация проводит обследование кредитной
организации; устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на
осуществление банковских операций, предусмотренных статьей 20 Федерального
закона «О банках и банковской деятельности»; участвует в разработке
мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации и контролирует
их реализацию; контролирует распоряжение имуществом кредитной организации в
пределах, установленных законом.
При этом временная администрация получает от органов
управления кредитной организации необходимую информацию и документы,
касающиеся деятельности кредитной организации; дает согласие на совершение
органами управления кредитной организации сделок, связанных с недвижимостью,
а также с заинтересованными или аффилированными лицами.
В случае приостановления полномочий исполнительных органов
кредитной организации временная администрация реализует полномочия
исполнительных органов кредитной организации; проводит обследование кредитной
организации; устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на
осуществление банковских операций, предусмотренных статьей 20 Федерального
закона «О банках и банковской деятельности»;
разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению
кредитной организации, организует и контролирует их исполнение и другие
согласно ст. 23 Закона.
При осуществлении своих функций временная администрация
получает от руководителя, других работников кредитной организации, а также
иных лиц необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности
кредитной организации; предъявляет от имени кредитной организации иски в суды
общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды; назначает
представителей временной администрации в филиалы кредитной организации, а
также в органы управления ее дочерних организаций; согласовывает решения
совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации или общего
собрания ее учредителей (участников), за исключением решений о совершении
сделок, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи; вправе отстранить членов
исполнительных органов кредитной организации от работы (освободить от
занимаемой должности) и приостановить выплату им заработной платы; вправе
собирать собрание учредителей (участников) кредитной организации в порядке,
установленном федеральными законами (ст. 22 Закона).
Последней из 3-х мер, призванных предотвратить банкротство
кредитной организации является реорганизация. Она осуществляется в форме
слияния или присоединения.
Основные преимущества ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций», заключаются, в том, что этот Закон:
· признает необходимость применения ряда
мер по предупреждению банкротства кредитной организации в ситуации, когда она
еще не находится в состоянии неплатежеспособности (банкротства);
·содержит достаточно объемную и достаточно
тщательно урегулированную систему мероприятий, направленных на предупреждение
несостоятельности кредитных организаций.[1]
Также следует отметить особенности процедуры банкротства
кредитной организации связанной с тем, что согласно действующему законодательству
при рассмотрении арбитражным судом дел о банкротстве кредитной организации
применяется только процедура конкурсного производства. При банкротстве
кредитной организации наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление
и мировое соглашение, предусмотренное Федеральным законом «О
несостоятельности (банкротстве)» не применяются.
|