«Знак вопроса» 6/91
Желаемое или действительное?
Коновалов В.Ф.
Возможны
ли передача и чтение мыслей?
Более
ста лет назад, точнее в 1874 г., юный полуобразованный американец по фамилии
Браун продемонстрировал недоверчивой нью-йоркской публике свои способности
читать чужие мысли.
Делал
он это так. Завязывал себе глаза, а другой человек — индуктор клал ему на лоб
свою руку, которую Браун слегка поддерживал. Такой процедуры было вполне
достаточно, чтобы новоявленный чтец мыслей оказывался в состоянии отыскать в
каком-либо ряду зала загаданное лицо или спрятанную вещь и передать ее по
назначению.
Впечатление
от выступлений Брауна в Америке было столь же велико, как и от сеансов
Месмера по гипнотизму, проводимых им в Австрии . и во Франции. Многим
казалось, что ни телефон, ни телеграф, с которыми незадолго до этого общество
уже познакомилось, теперь уже не нужны. Достаточно только овладеть техникой,
как тогда называли, немого чтения мыслей, и можно связаться с Любым, с кем
пожелаешь.
Но не
долго Браун был монополистом на свой ранее никому не известный метод. Ровно
через семь лет после его выступлений в Англии появился Бишоп, а некоторое
время спустя в Германии Кумберленд, которые еще в более разнообразной форме,
чем американец, начали демонстрировать эффект угадывания чужих мыслей. Им,
например, удавалось «прочитывать» задуманные кем-либо слова, фразы.
Иногда
чтецам мыслей удавалось отыскать спрятанные предметы или даже угадать целый
достаточно сложный план путешествия. Способ действия перципиента — того, кто
читает мысли индуктора, как правило, не был однотипным. Он чаще всего
видоизменялся в зависимости от решаемой задачи. Но требования к индукторам у
них было всегда одно и то же. Чтецы мыслей начинали свои сеансы только в том
случае, если индукторы сосредоточивали все свое внимание на том, что должно
быть угадано. Затем они входили с ними в контакт, взяв проводника за руку или
приложив его руку ко лбу. Наиболее эффективен процесс чтения мыслей, когда и
перципиент и индуктор контактировали, держась за разные концы палки,
металлического стержня или проволоки.
Начиная
сеанс отыскивания спрятанного предмета, перципиент заранее планирует, как ему
идти. Быстрый шаг он сменяет на медленный, прямой путь на отклонения в
стороны, затем внезапно резко останавливается, после чего снова начинает
движения, кажущиеся для непосвященных бессмысленными.
Если
производится угадывание числа, то индуктора просят сосредоточиться на нем.
Угадывающий же в это время, не теряя непосредственного контакта с индуктором,
пишет цифры на доске, сделав предварительно несколько движений рукой по
воздуху.
Когда
предстоит угадать План поездки, чтец мыслей становится перед картой, а
воображаемый путешественник в это время концентрирует все свое внимание
сначала на точке отправления, а затем на первой станции, второй, третьей и
т.д.
Кстати
сказать, часто опыты по угадыванию чужих мыслей бывают неудачными. Но среди
них есть и такие, которые вызывают истинное восхищение. Они-то как раз и
привлекли к себе пристальное внимание ученых, которые поставили перед собой
задачу понять, что же воспринимают перципиенты — действительно мысль,
генерируемую мозгом индуктора, или нечто иное, ей сопутствующее.
Предварительно
было высказано предположение, что этим «нечто» являются мышечные движения,
совершаемые непроизвольно, помимо воли и сознания человека. Но это ученым еще
предстояло доказать.
Говоря
о двигательных реакциях людей, выражающих деятельность головного мозга,
следует сказать, что давно уже было замечено, как дрожат руки у людей при
эмоциональном напряжении, дрожат голоса у экзаменующихся, от страха и ярости
у многих начинает дрожать все тело. Но это все примеры крайних душевных
состояний. В обычном спокойном состоянии также можно наблюдать у себя эффект
мышечных дрожаний. Стоит только взять палку, поднять ее до уровня глаз и
попытаться прицелиться, как из ружья, в какой-нибудь предмет. Тотчас же испытатель
обнаружит, что конец палки движется вокруг выбранной цели. Этот феномен
постоянно напоминает о себе тем, кто пытается стрелять из огнестрельного
оружия. Казалось бы, цель уже поймана на мушку. Одно неуловимое мгновение — и
она сместилась. И смещение это происходит опять же благодаря непроизвольному
мышечному колебательному акту, в котором постоянно отражается деятельность
многомиллиардных нервных клеток головного и спинного мозга. Вот что по этому
поводу писал еще в прошлом веке «отец русской физиологии» И.М. Сеченов:
«Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его
гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о
любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде
окончательным фактом является мышечное движение».
Позднее
учеными было показано, что в мышечных комбинациях происходит отражение не
только всевозможного рода умственных процессов, но и работа сердечной,
сосудистой и дыхательной систем организма. По сути дела, двигательный анализатор
человека оказался тем зеркалом, в котором, если уметь смотреть, можно увидеть
результаты деятельности мозга в целом. Деятельность мозга заключает в себя
единство осознаваемых и неосознаваемых психических процессов. Последние как
раз и вносят в его работу элемент загадочности и таинственности. Так было в
прошлом, так происходит и в наше время. Но удивляться здесь нечему.
Удивляться можно только одному — многогранности проявлений психической
активности человека. И это можно доказать очень простыми опытами. Вот
некоторые из них.
Возьмите
подвешенный на тонкой нити или проволочке шарик. Подержите его определенное
время на вытянутой руке, представляя, что он раскачивается. Через некоторое
время вы обнаружите, что маятник действительно качается. В этом факте как
таковом, может быть, и нет ничего удивительного. Однако это удивительное все
же присутствует в нем и заключается в том, что направление, а также форма
качаний определяется в основном представлениями, генерируемыми участником
опыта. Если исследуемый, к примеру, закроет глаза и мысленно вообразит круг,
то подвешенный предмет начнет совершать вращательные движения. Если же он
представит некую прямую линию, то маятник закачается вдоль нее.
Подобные
опыты, если нет сопротивления со стороны испытуемого, с успехом проходят и с
открытыми глазами исследуемого. В этом случае под маятником экспериментатор
пальцем проводит круг или черту и говорит, что маятник начнет качаться в
указанном направлении. Проходит немного времени, и он действительно начинает
качаться так, как было сказано исследователем и как это представил себе
подопытный. Подобное представление бывает еще более.впечатляющим, когда под
маятником кладут пластину, проволоку или еще какие-либо предметы, имеющие
конкретную форму, а участнику эксперимента говорят, что маятник всегда
движется по периметру. Воочию видя контуры положенных фигур, испытуемый
непроизвольно приводит маятник в движение, которое соответствует их
конфигурациям.
Это все
были примеры осознаваемых представлений, отражаемых в двигательных актах
людей. Но есть масса неосознаваемых состояний человека, когда они во всем
определят его поведение, но осознать их в обычном бодром состоянии
практически невозможно, хотя выявить опытным путем не составляет большого
труда.
Хорошо
известно, например, что некоторые люди во время оживленных разговоров, если
им предложить ручку или карандаш, начинают писать и чертить разнообразные
фигуры, которые к содержанию происходящих бесед не имеют никакого отношения.
Однако их происхождение все же чем-то обусловливается. И это обусловливание,
как оказывается, не внешнее, а внутреннее. Исходит оно из работы психики
индивида. Той ее части, куда не заглядывает сознание. Так было установлено,
что непроизвольные реакции людей есть результат работы неосознаваемой сферы
высшей нервной деятельности, которая постоянно вторгается в повседневные наши
поступки и во многом их формирует. И пока этот вид психической деятельности
людей не принимался во внимание, да во многом он и не был хорошо изучен,
некоторые поведенческие акты человека казались таинственными, даже
мистическими. Возможно, поэтому они и использовались для игр, развлечений,
гаданий и даже предсказаний судеб.
В конце
прошлого века в некоторых европейских странах начала входить в моду игра,
быстро захватившая внимание практически всех слоев общества своей
загадочностью. Называлась она «магический* маятник».
На
веревочке, которую держит один из участников игры, висит колечко или
небольших размеров шарик. Держать его пытаются как можно неподвижнее. Но,
несмотря на это, кольцо вскоре начинает раскачиваться подобно маятнику, хотя
экспериментирующий с ним старается во что бы то ни стало удержать подвес в
неподвижном состоянии. Об этом мы уже говорили. В подобных опытах проявляются
так называемые идеомоторные движения. Что же касается игры в «магический
маятник», то здесь ее участники пошли дальше в своеобразном изучении
проявления неосознаваемой психической активности. Так, например, ими было
показано, что, если держащий веревочку» обнимает свободной рукой сидящего
рядом с ним человека, раскачивание колечка происходит в сторону этого
человека.
А вот
еще одно любопытное наблюдение. Участники игры заметили, что направление
движения маятника по-разному проявляется в зависимости от того, кто
прикасается к держащему его — мужчина или женщина.
ЕСЛИ
подвешенное колечко опускается внутрь стакана, то оно при соответствующей
просьбе участников игры может даже «сказать» точнее время проводимых
развлечений.
Эту
игру нередко проводят еще в более увлекательной форме. Например, «волшебный
маятник» помещают в центр начерченного круга с напечатанными или написанными
по его периметру на определенном расстоянии друг от друга буквами алфавита.
Если при этом держащему веревочку начать задавать вопросы, то все увидят, как
ответы на них складываются из букв, на которые указывает колеблющееся
колечко.
Естественно,
что не у всех в одинаковой степени проявляются качания маятника. У одних они
выражены достаточно сильно, и колечко «отвечает» практически на все вопросы,
задаваемые индивиду, держащему веревочку. У других аналогичные колебания
менее заметны, и получить желаемый ответ от такого лица не всегда удается.
Заранее нельзя сказать, как поведет себя маятник в руках тех или иных людей.
Как было замечено, его колебания не зависят ни от пола, ни от возраста
держащего колечко. Однако одну закономерность при этом все-таки можно
отметить. Проявляется она в том, что наиболее отчетливо, как правило,
раскачивается маятник у тех, кто вообще не верит в сам факт его колебания и
скептически относится к самой «игре в желания».
Здесь
уместно задать вопрос: «А почему все-таки начинает раскачиваться маятник в
руках держащего?» Неужели он действителвно служит своеобразным телетайпом, с
помощью которого возможно узнавать мысли у собеседников?
Попытки
ответить на поставленный вопрос начали предприниматься с тех пор, как ученые
уверовали в реальность факта, не находящего логичного объяснения. Сотки трудов
написаны были итальянскими, немецкими, французскими и английскими
исследователями с попыткой как-то осмыслить происхождение энергии, приводящей
в движение маятник в руках человека. Но особенно удивляло и одновременно
настораживало ученых, что в его качаниях проявлялась определенная
осозканность, свойственная людям. Короче, было о чем поразмыслить, чтобы
наконец-то понять суть наблюдаемых явлений.
Среди
первых, кто начал изучать и подробно описал необходимое условие, при котором
волшебный маятник начинает качаться, был англичанин Грей, один из пионеров
исследования электричества. В 1736 г. в Трудах Лондонского королевского
общества, членом которого он состоял, им была опубликована статья «О
замечательных орбитных движениях маленького шара, приспущенного на веревочке,
верхний конец которой покоится в руке». Автор работы полагал, что из
проведенных им экспериментов и полученных фактов со временем возникнет новая
теория движения планет. Свою уверенность Грей основывал на том, что висящий
на веревочке шар в его наблюдениях всегда двигался в том же направлении, в
каком планеты движутся вокруг Солнца. Но самое главное для объяснения
механизма 'происхождения колебательного состояния маятника в руках
исследуемого, как мы считаем, являлось наблюдение Грея и его вывод о том,
«что опыт не удавался, если веревочка покоилась на чем-либо другом, а
придерживалась рукой человека».
В
последующем опыты знаменитого англичанина неоднократно повторялись и многими
другими исследователями. Кое-что ими уточнялось, кое-что повторялось, а
многое и опровергалось. Но большинство ученых, изучающих свойства движения
маятника в руках человека, считали, что на основе полученных ими данных
происходит «зарождение новой науки». Вот так. Не менее и не более. А
журналисты даже рассказывали публике о том, что с помощью «нового
изобретения», каким является колеблющийся маятник в руках людей, можно
определять уже в яйцах пол цыпленка.
Однако,
если говорить серьезно, следует отметить, что большинство экспериментаторов
правильно начали объяснять причину раскачивания шарика, висящего на
веревочке, конец которой держит субъект. В частности, здесь необходимо
упомянуть имя немецкого философа Риттера, открывшего в процессе изучения
колебаний маятника, как он полагал, новую ранее неизвестную силу. Названа она
была им сидеризмом. Ученый под этим словом подразумевал не что иное, как
бессознательные мышечные колебаний, передаваемые человеком через веревочку
висящему на ней шару или какому-либо иному предмету.
Такой
точки зрения стали придерживаться большинство исследователей, считавших, что
источник энергии, приводящий в движение «магический маятник», есть сам
человек с его неосознанно проявляемыми формами психики, которые способны
отражаться в целом ряде физиологических реакций организма: в сокращениях
сердца, желудка, кишечника, кровеносных сосудов, непроизвольных двигательных
реакциях, расширениях и сужениях зрачка и т.д. Любопытно в связи с этим
отметить, что ни сенсетизы, или, иными словами, особо чувствительные
индивиды, ни обычные ничем не примечательные люди не в состоянии волевым
усилием заставить двигаться колечко в заранее планируемом направлении. Это у
них или совсем не получается, или получается достаточно грубо к
неестественно. Однако все они легко могут привести «волшебный маятник» в колебательное
состояние непроизвольным образом, когда включатся в работу бессознательные
сферы высшей нервной деятельности.
Многогранность
ее проявлений неоднократно удивляла практически все поколения людей. Да и в
наше время ряд таинственных и загадочных явлений объясняется не чем иным, как
подсознательной активностью головного мозга человека, его скрытым
потенциалом, о котором так еще мало сведений у ученых. В частности, до сих
пор еще не раскрыт полностью механизм поиска руд и подпочвенных источников с
помощью вилообразного прутика, названного в древности волшебной палочкой. Тем
не менее подразумевается, и не без оснований, что в основе ее вращений в
руках человека лежат его безотчетные мышечные реакции.
Первым,
кто пришел к такому выводу, был известный в свое время ученый-иезуит отец
Афанасий Кирхер. В середине XVII столетия он доказал, что прутик никогда не
наклоняется ни к воде, ни к металлическим предметам, если находится не
непосредственно в руках человека-субъекта, а прикрепляется за два конца так,
чтобы при случае мог совершать свободные движения.
Несколько
позднее, точнее в конце XVII в., священник Лебрен, проводя эксперименты с
волшебной палочкой и предполагая, что она начинает вращаться благодаря козням
дьявола, совершенно неожиданно пришел к правильному заключению, что «причина
движения палочки в желаниях человека и направляется его намерениями».
И
наконец, в 1853 г. известный французский ученый М.Шеврель в своем сочинении
«О волшебной палочке и испытательном маятнике» дал первое наиболее ясное и
точное объяснение причины их движения. Академик Французской академии наук
простыми и любопытными опытами доказал, что мышечное действие может
развиваться в каждом человеке без участия его воли. Достаточно только, по
мнению Шевреля, того, что мысль перенесется на явление, связанное с этим
движением, и оно пусть неосознанно, но проявится. Подобных примеров можно
привести достаточно много. Взять хотя бы мысль о зевоте. Вы пбдумали.о ней? И
вам сразу же захотелось зевнуть. Не правда ли? Что же касается самого
Шевреля, то его главная заслуга заключается в том, что он устранил все
безумства, связанные с волшебным маятником и волшебным прутиком, и указал,
что ожидание человеком известных колебаний с их стороны и есть главная
причина движения предметов, находящихся у него в руках.
Но.
несмотря на то что отец Кирхер доказал, что прутик не наклоняется ни к воде,
ни к металлу, если не находится в руках субъекта, а Шеврель к тому же
добавил, что этот субъект должен иметь еще и представления, пусть
неосознанные, о его движении, вопрос по-прежнему оставался загадочным: каким
образом человек- воспринимает сигналы, исходящие из водоносных жил, залежей
металлов или нефтяных пластов? Неясно было, что это за сигналы. Как они обрабатываются
в мозге без участия сознания? Как происходит формирование идеомоторных актов,
за проявлением которых незамедлительно начинают осуществляться движения
волшебной палочки?
И хотя
не на все поставленные вопросы можно ответить даже сегодня, сам факт, как
сейчас модно называть, биолокации не вызывае? сомнения. В начале нашего века
его объясняли следующим образом. Так как известные искатели воды с помощью
прутика, как было замечено, являлись обыкновенными колодезными мастерами, то
было сделано предположение, что вследствие многолетней практики они
приобретали общие представления о расположении водяных жил. Основываясь на
этих представлениях, пусть интуитивно, они в конечном итоге правильно
принимали решения, где, следует искать воду. А приняв их на уровне своего
подсознания, мозг посылал к соответствующим мышцам рук сигналы, которые и
формировали непроизвольные двигательные реакции, приводящие рогульку к
наклонам в ту или иную сторону. Конечно, все свершаемые при этом в
человеческом теле процессы безотчетны, а потому и кажутся таинственными и
даже мистическими. Но ничего сверхъестественного в их проявлении нет. К
сожалению, мало мы знаем о подсознании человека, природа которого все еще во
многим загадочна. Но то, что именно подсознание водоискателей запускает у них
идеомоторные реакции, сомневаться уже не приходится.
Вот что
по этому поводу сообщает читателям А. Леманн, решивший сам поучаствовать в
поисках водяных жил, а заодно и проверить при этом свои ощущения. Ученого
прежде всего интересовал вопрос: «Может ли он найти воду, не имея в этом деле
никакого опыта?»
Понаблюдав
за водоискателем, он решил сам отправиться по местности, держа в руках
волшебный прутик. Место, где, по предположению мастера, должна быть вода,
было определено заранее и незаметно для Лсманна отмечено. Когда исследователь
начал свой путь, то в какой-то момент ветка в его руках наклонилась к земле.
Оказалось, что он не дошел приблизительно один метр до места, где рогулька
наклонилась и у профессионального водоискателя. Далее Леманн утверждает, что
когда он прошел часть пути, то ему вдруг представилось, что вот сейчас должно
произойти колебание ветви.
Как
только сформировалась мысль о ее движении, мгновенно произошел наклон
рогульки к земле. «Что здесь имело значение нечто, выступившее из области
бессознательного, — пишет ученый, — не подлежит сомнению». И далее добавляет:
«Может быть, я руководился смутным представлением о времени, приблизительно
прошедшем после ухода водоискателя, и это неясное ощущение руководило мною
при выборе места. Одно могу сказать, что мне внезапно пришла в голову мысль о
том, что прутику пора шевелиться».
Вот так
в полевых условиях было доказано, что источником непроизвольных движений,
выявляемых с помощью ветки лозы, являются безотчетные или мало осознаваемые
чувства и представления человека, который держит эту ветку.
Познание
природы идеомоторных актов человека, возникающих в процессе поиска
металлических предметов и воды, продолжается и в наше время. Не так давно в
печати сообщалось о работах в этой области профессора Ю.И.Иориша и его
сотрудника Б.В. Туробова. Авторы, так же как и их предшественники, пришли к
выводу, что движения металлической рамки или деревянной рогульки, находящейся
в руках субъекта, есть результат его представлений о самом процессе движения.
Далее исследователи полагают, что некоторые люди в состоянии воспринимать
локальные искажения различных физических полей, хорошо известных науке:
гравитационного, электрического, магнитного, радиационного и акустического.
Если к этому еще добавить, что и известные органы чувств многое могут
воспринять из внешнего мира и тем самым породить сведений' о нем в мозге, то
становится достаточно понятным источник информации, на основе которой и
происходит проявление идеомоторных реакций человека. А они, в свою очередь, и
обусловливают тот или иной эффект биолокации.
Тем не
менее говорить о нем, как о чем-то сверхчувствительном, превосходящем
современную электронную аппаратуру, пока нет никаких оснований. Использование
биолокации в практических целях должно осуществляться с большой осторожностью
и разумной подстраховкой известными хорошо зарекомендовавшими себя
техническими средствами. Подтверждением сказанному может служить публикация в
«Правде» (1983 . — 18 октября) о результатах поиска в Летнем саду Ленинграда
немецкой бомбы, оставшейся якобы со времен блокады. К счастью, никакой бомбы
в саду не оказалось, но специалисты-геологи, применив аппаратурные методы
поиска ее, обнаружили на глубине 7,5 метра... строительную бадью в хорошем
состоянии, хотя и без дна. А вот специалисты по биолокации указали на другое
место, где должен, по их мнению, находиться предмет поиска. В напрасно
вырытых воронках рабочие не обнаружили ни бомбы, ни каких-либо иных
металлических предметов. Да они там и не могли быть, так как приборы их не
регистрировали.
Однако,
возвращаясь снова к человеку, к его идеомоторным реакциям, совершаемым
непроизвольно, следует отметить, что они достаточно наглядно проявляются и в
иных ситуациях, например, в опытах с «говорящими» и стучащими столами,
которые оказывали да и продолжают оказывать достаточно сильное влияние на
психику некоторых лиц и в наше время.
А опыты
эти проводятся таким образом. Несколько человек садятся вокруг стола,
опираясь на его края руками. Не имея первоначального намерения толкать стол,
чтобы он трещал и двигался, в конце концов они начинают задумываться, когда
же он завертится. Мысль эта непроизвольно передается мышцам рук, слабые
реакции отдельных индивидов со временем синхронизируются, и незаметно для
участников таких необычных опытов тяжелые столы начинают приходить в
движение. Этот факт еще больше начинает воодушевлять экспериментирующих,
вызывая у них преобладание неосознаваемых действий над осознаваемыми.
Некоторые из них в такие моменты могут впадать даже в своеобразный
аутогипноз, в состоянии которого начинают еще более направленно действовать
на края стола.
Первым,
кто попытался объяснить механизм столовращения был английский врач Дж. Брэд,
прославившийся своими исследованиями в обт ласти гипноза. Так вот, Брэд прежде
всего доказал, что стол приходит в движение только тогда, когда сидящие за
ним этого ждут. Если же их внимание рассеивается, а мысли постоянно
отвлекаются на другое, то никакого вращения стола, как правило, не
происходит. В том же 1853 г. соотечественник Брэда известный физик Фа рад ей
установил с помощью остроумно сконструированного им прибора, что руки
участвующих в опытах по столовращению сообщают столу ряд на первый взгляд
незаметных маленьких толчков. Несмотря на ничтожную их*величину в отдельности,
суммируясь, они уже начинают приобретать значимость, проявляющуюся в
движениях громоздких предметов.
Если
участники экспериментов думали о вращении-стола вправо, он начинал двигаться
вправо. Желание их, чтобы стол повернулся влево, незамедлительно удовлетворялось
неодушевленным предметом. В то же время серьезные исследователи неоднократно
убеждались, что если пришедшему в движение столу начинают задавать вопросы,
то он отвечает на них вопрошаемому только то, о чем тот думает в этот момент
или что он имеет в представлении. Иногда получается так, что сам задающий
вопросы не знает Точных ответов на них. В подобных случаях стол сразу же
начинает ошибаться. Например, если кто-либо спрашивает у стола г который час
или сколько денег в кошельке и при этом вопрошающий не знает ни времени
суток, ни наличия содержимого своего портмоне, ответ, как правило, будет
слишком далек от истины.
Вот и
получается, что ложнопророческйй стол является отражением не чего иного, как
соответственные мысли человека, его представления, опасения, надежды,
заблуждения и разочарования. А отсюда и все разнообразие эффектов с
вращающимися столами.
Обобщая
данные по столовращению и лозоходству и объясняя их механизм, Шеврель писал:
«Мое основное правило может быть приложено как к стучащим столам, так и к
палочке, употребляемой как средство угадывания, — и я поэтому говорю, что
когда способность заставлять стучать стол тою или другою ножкою приобретена,
точно так же, когда усвоена вера в способность разумения такого стола, — то я
понимаю, каким образом вопрос, обращенный к столу, пробуждает в лице, которое
действует на стол — не отдавая себе в этом отчета, —мысль, следствием которой
бывает мышечное движение, способное заставить стучать одну из ножек стола,
сообразно со смыслом ответа, кажущегося самым вероятным этому лицу».
Не
будем упрекать великого ученого прошлого за некоторую громоздкость своего
высказывания, сделанного им еще в середине прошлого века. Главная его мысль
понятна. Сводится она. к тому, что источником силы, приводящей в движение,
будь то стол, рогулька или маятник, находящиеся в соприкосновении с руками
человека, является сам человек с его мыслями, представлениями и
воображениями, а не некая мистическая потусторонняя сила.
В
настоящее время умственное напряжение исследуемых лиц можно регистрировать с
помощью современных электронных приборов и оценивать степень его выраженности
в изменении многих физиологических реакций. Но если говорить об идеомоторных
актах как отражении психической активности головного мозга, то они были
достаточно просто и в то же время остроумно зарегистрированы профессором
Робертом За-ммером, директором психиатрической клиники в г. Гисен. Ученый
сконструировал специальные весы, названные психографом, с помощью которых, в
частности, можно было провести такой опыт. Испытуемый клал руку на чашку
весов, соединенную, с самописцем.
Затем
ему предлагался список чисел, на одном из которых он должен был сосредоточит
вать свои мысли. После того как инструкция начинала выполняться,
экспериментатор порчередно громко зачитывал каждую цифру. Психограф в это
время непрерывно регистрировал дрожание руки. Самое интересное начиналось
тогда, когда произносилось число, произвольно выбранное исследуемым, о
котором он постоянно думал. В этот момент дрожание руки достигало наивысшего
значения, что незамедлительно регистрировалось прибором, рисовавшим на
бумажной ленте колебания с максимальным размахом.
Несколько
позднее было установлено, что мысли человека можно не только увидеть, но и
услышать, Эксперименты по озвучиванию мыслей с помощью усилителей и
громкоговорителей проводились, в частности, в институте психологии Венского
университета. Было, например, установлено, что, если испытуемый находится в
расслабленном состоянии, приборы молчат. Но стоит ему только сжать'руку в
кулак или согнуть ее, как в аппаратуре начинали слышаться треск и хруст.
Подобные звуки возникали и в том случае, когда испытуемый внушал себе или ему
внушали, что его рука согнута. Если же у него возникала мысль: «Я хочу
согнуть руку» или «Вчера я сгибал руку», — аппаратура бездействовала.
Таким
путем было окончательно доказано и документировано соответствующими
протоколами, что мысль может действовать на мышечный аппарат тела субъекта.
Или, говоря словами И.М. Сеченова, после соответствующих экспериментов стало
ясно, что «все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой
деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному
движению». И неважно, в конце концов, кто уловит его слегка видимые
проявления — техническое устройство или человек. И тот и другой с полным
правом могут называться «чтецами мыслей». Живых чтецов мыслей достаточно
подробно и успешно исследовали в 1874 — 1885 гг. американский невропатолог
Бирд, английский психолог Карпентер, немецкий и русский физиологи Прейер и
Тарханов.
Отчет
одной из комиссий, обследовавших первого в мире «чтеца мыслей» Бишопа, был
опубликован в солидном английском научном журнале «Природа» (Nature) 23 июня
1881 г. за подписью Дж.Дж. Романеса. В отчете, в частности, говорится, что
перед началом демонстраций способностей Бишопа его поместили в специальную
комнату, завязали ему глаза платком, а затем все щели с нижней стороны
повязки закрыли ватой. В это время другой член комиссии в рядом расположенной
гостиной спрятал небольшой предмет под один из нескольких мохнатых ковров,
лежавших в ней. .Члены комиссии заранее решили, что прятавший сам выберет
предмет, находящийся в комнате, и поместит его в том месте гостиной, где он
пожелает. После завершения этой процедуры, дверь гостинной открыли и- сказали
«Готово!» Затем ввели в комнату Бишопа, который подошел к спрятавшему
предмет, взял его левую руку, положил ее на свой лоб и попросил усиленно
думать о месте, где был спрятан предмет.
Постояв
неподвижно около десяти секунд, Бишоп вдруг повернулся лицом в обратную
сторону и уверенным бодрым шагом направился от Сиджвика (такая фамилия была у
прятавшего предмет) по прямой линии к ковру, приподнял его и взял предмет. Проделывая
все это, он не обнаружил ни малейшего сомнения, где ему искать спрятанную
вещь. Наблюдавшим за поведением «чтеца мыслей» казалось при этом, что Бишоп
знал столь же хорошо, как и Сиджвик, точное место, где находился спрятанный
предмет. Интересно в связи с этим отметить, что поиски спрятанных вещей
всегда были успешными, на каком бы уровне они ни помещались, высоком или
низком.
Затем
Романее описывает эксперименты, в которых Бишоп успешно локализовывал любое,
даже небольшое пятно, о котором думали присутствующие, находящееся или на
теле какого-нибудь члена комиссии или где-нибудь в другом месте, например на
столе, стене или стуле. В заключение отчета комиссия, обследовавшая «чтеца
мыслей», еще раз подчеркнула, что во время всех экспериментов он оставался с
завязанными глазами и никакой побочной информации через зрительный анализатор
получать никак не мог.
Следует
также отметить, что в ряде случаев эксперименты по угадыванию мыслей были
неудачными. Обычно это происходило тогда, когда контакт между индуктором и
перципиентом был недостаточно тесным. Например, вследствие положенного
кусочка ваты между пальцами ин-
дуктора
и плечом или головой «чтеца мыслей». Такой же отрицательный результат
наблюдался и в тех случаях, когда связь между экспериментальной парой
осуществлялась не через проволоку, а посредством свободно висящей веревки.
Тщательно
проанализировав результаты своих наблюдений за Бишопом, члены комиссии пришли
к выводу, что он .«истолковывал сознательно или бессознательно указания,
передававшиеся ему непроизвольно и незаметно для самих передающих мускулами
субъектов." Ошибки имеют место тогда, когда субъекту (т.е.
агенту-пьереднику) завязывают глаза и он теряет направление или когда связь
между Бишопом и субъектом слабая и вялая».
Конечно,
нельзя не восхищаться, с какой скоростью, непринужденностью, а главное,
бессознательно «чтецы мыслей» переводят на уровень человеческого понимания
незаметные мышечные движения, производимые индукторами непроизвольно. Однако
подобный внешний эффект не пришел к ним сразу, явившись как бы сам собой из
внешнего мира. Знаменитые «чтецы мыслей» стали ими после упорной тренировки
своего тела и постижения основных законов функционирования человеческой
психики, представляющей единство двух сфер — осознаваемой и неосознаваемой.
В наше
время одним из самых популярных «чтецов мыслей» стал Валерий Авдеев,
выступления которого на эстраде всегда завораживают и покоряют публику.
Увидев однажды демонстрацию психологических опытов в прошлом хорошо известного
«чтеца мыслей» Вольфа Мессинга, В. Авдеев решил сам попробовать CBQH СИЛЫ В
ЭТОМ виде искусства. Вот только один из номеров, исполняемых артистом.
Зритель мысленно приказывает ему найти в зале подругу, взять у нее сумочку,
поднести к столику жюри, вынуть из сумочки книгу, открыть 16-ю страницу и
прочитать 6-ю строку второго абзаца сверху. Авдеев как по-писанному выполняет
все пожелания индуктора.
Интересно
при этом отметить, что успех демонстрируемого опыта,, как считает сам В.
Авдеев, во многом зависит от индуктора, его эмоциональности, подвижности,
способностей сосредоточиваться на задуманном.
Достаточно
эффективно «чтение мыслей» может осуществляться не только контактным путем,
когда индуктора нужно держать за руку или перципиент должен касаться своей
рукой его лба, но и дистантным методом. В ряде случаев взгляд человека, его
поза и поступки выражают самые сокровенные мысли, которые доступны пониманию
как детям, так и взрослым. Даже животные по взглядам хозяина определяют его
настроение и самочувствие. А что уж говорить о людях, которые могут понимать
друг друга, что называется, без лишних слов! Глухонемые, к примеру, понимают
содержание разговора по движению губ. Но это вполне доступно и лицам с
нормальным слухом и не нарушенной речью. Есть сведения, что некоторые агенты
военной разведки Германии, возглавляемой в свое время адмиралом Канарисом,
узнавали важные сведения от лиц, которые вели беседы на больших расстояниях
от них.
С
учетом всего сказанного получается, что не только мысли могут отражаться в
ряде физиологических реакций организма, в том числе и в каскаде изменений
идеомоторных реакций, о которых уже шла речь, но и, наоборот, придание
соответствующей позы телу или выражению лица будет, менять чувства и мысли
субъекта. В том, что это действительно
так,
легко можно убедиться, если поднять кверху руки, расставить ноги на ширину
плеч и несколько согнуть их, а затем представить себе, что держишь тяжесть.
Уже от этих незамысловатых действий человек незамедлительно «ачинает
чувствовать усталость, как будто он и в самом деле держит непосильный груз.
Некоторые
исследуемые даже утверждают, что в них может разгораться гкгв, по мере того
как происходит подражание этой страсти. Собственно, такой эффект каждый может
наблюдать на бу.рных собраниях, когда один горячий выступающий своим* внешним
видом, жестами и своеобразным поведением способен воспламенить эмоциями весь
коллектив. При этом можно и не слышать речь оратора, но тем не менее понимать
гмысл его выступления.
Факт
этот замечен был давно. В частности, из литературных источников известно, что
когда Кампанелла, знаменитый философ и великий физиономист прошлого, м«ел
знать, что происходит в душе другого человека, то он как можно лучше подражал
его позе, выражению лица и сосредоточивал в то же время все свое внимание на
собственных душевных переживаниях. Йогам также было известно, и уже давно,
что путем создания в самом себе образа другого человека можно узнать его
мысли, хорошие они или плохие. Вот что по этому поводу писал Эдгар Аллан По: «Если
я хочу узнать, каков человек, глупый или умный, добрый или злой и что он в
данный момент думает, я точно копирую выражение его лица и жду, какие мысли
или чувства, соответствующие этому выражению, пробудятся в моем сердце».
Со
временем были даже разработаны многоступенчатые методы духовной тренировки,
поселяющие в течение нескольких недель развить в себе способность
проникновения одного лица в образ другого. 'Как утверждают специалисты, одним
из лучших является метод доктора Гас-тона фон Дюльферта. Суть его заключается
в направленности мысленных воздействий от различных точек периферии тела к
сердцу. В то же время другие формы проникновения в мысли иного лица требуют
тотального задействования всего организма.
Говоря
о методе проникновения доктора Дюльферта в образ другого человека, следует
сказать, что первоначально он представлял черты этого человека, его взгляд,
его манеры, его голос. Затем исследователь как бы соединялся с воображаемым
конкретным индивидуумом,, составляя с ним единое целое. После этого как бы
само собой, начиналось проникновение в ход его мыслей. Знавший Гастона фон
Дюльферта Густав Мейринк утверждает даже, что доктор «использовал свой метод
проникновения в чужой мозг играючи, как само собой разумеющееся и на
этом-строил большинство своих планов».
Иными
словами, даже простое подражание всего того, что свойственно конкретной
личности, может изменить ход мыслей. На этом, собственно, и строят свой успех
пародисты. Чем более им удается скопировать позу той или иной знаменитости,
ее поведение, прическу, гримасы и т.п., тем натуральнее у пародиста будет и
голос и манера исполнения пародируемого.
По
этому поводу известный юморист Прач Кауфман в свое время говорил, что когда
он исполняет песню в стиле певицы Сары Линдер, то мысленно представляет ее
лицо. «Мой рот при этом, — добавлял артист,- приобретает форму ее рта. Я пою,
так сказать, всем телом — простая имитация голоса меня не устраивает».
В1
дальнейшем было показано, что не только подражание выражению лица» манерам,
жестам другого человека может генерировать мысли и чувства, аналогичные
пародируемого субъекта. Оказалось, что даже копирование почерка дает
возможность проникнуть во внутренний мир некоторых лиц. В ЗО-ё годы в
Германии много говорили о графологе из Карлсруэ Германе Риттере, авторе
та4^называемого «закона обратного действия*». Применяя этот закон на
практике, он по почерку узнавал характер человека и даже его болезни. Отсюда
делался вывод, что если индивид меняет свой почерк, то у него меняется и
характер1. «СдеЛай свой почерк энергичным, — утверждает в своей книге
«Очищенные орехи фактов» Вилли Шредтер, — и обратное влияние тут же скажется:
ты то-же.бтанешь более энергичным». Не будем отрицать, что это не так. _
Каждый может сам убедиться, прав В. Шредтер или нет, испытав на себе его
рекомендации.
Говоря
о проникновении^ одного человека в мысли другого, следует отметить, что оно
может зайти так далеко, по утверждению некоторых специалистов, что души двух
людей способны даже соединяться в единое целое. Так во всяком случае считают
поклонники йоги-сутры. В настоящее время они не одиноки в своем мнении. Как
пишет уже упоминавшийся нами В. Шредтер, о явлений слияния душ знали Мейринк,
посвятивший ему целую главу в своем романе «Вальпургиева ночь», Стринберг,
Фаркер, Виммер и другие.
Некоторые
исследователи идут еще дальше, допуская возможность проникновения
человеческой души даже в зверя. Вот какой случай произошел на одном из
сеансов, проводимых Валерием Авдеевым (Природа и человек. — 1989. — № 2).
Внушая зрителям, пожелавшим участвовать в эксперименте, регрессию времени,
когда каждый из них должен начать жить прошлой жизнью и не обязательно своей,
артист сказал: «А сейчас 5222 год до новой эры. Что происходит с вами?»
К
удивлению переполненного зала один из испытуемых, солидный мужчина лет
сорока, в строгом черном костюме, при галстуке, неожиданно встал на
четвереньки, запрокинул голову вверх и... Что бы вщ думали? Завыл по-волчьи.
Да так громко и естественно, что у многих наблюдавших эту сцену мурашки
побежали по коже.
Как
объяснить этот случай? Что душа человека действительно вселилась в тело
волка, жившего в 5222 году до новой эры?
На все
эти и им подобные вопросы наука, конечно же, не в состоянии пока дать
убедительных ответов. Но определенные предположения тем не менее высказать
можно. Вот, в частности, как объясняет случай, происшедший на сеансе Валерия
Авдеева, доктор медицинских наук Л.П. Гримак, специалист по гипнозу и
резервным возможностям человеческой психики. Ученый считает, что в данном
случае проявился, по-видимому, хотя и в усеченном виде, эффект реинкарнации.
Что же это такое? Согласно философско-религиозным учениям мудрецов Востока,
душа человека после смерти продолжает жить своей жизнью до тех пор, пока не
найдет себе новое убежище во вновь порождаемом организме. И неважно, каким он
будет, животным или человеком. Вот так, дескать, можно объяснить забывания
по-волчьи в позе на четвереньках солидного мужчины, который, подвергшись
регрессии возраста, начал вспоминать некоторое моменты из своего далекого прошлого.
Но не будем окончательно утверждать, что так оно и есть. Это одно из многих
объяснений чрезвычайно сложных и не,совсем еще понятных проявлений
неосознаваемой сферы высшей нервной деятельности.
Но не
только умозрительные рассуждения существуют на эту тему. Начали появляться
уже и определенные экспериментальные данные, доказывающие, в частности,
возможность слияния двух человеческих душ в единое целое еще при жизни
каждого из субъектов. Вот, например, какой эксперимент был проведен одним из
кубинских психиатров. Поведал о его результатах Даино Чавиано, участник
Московской международной конференции «Научная фантастика и будущее
человечества» (Неделя. — 1987. — № 47).
Эксперимент
проходил таким образом. Врач под гипнозом внушил двум пациентам, что у них
единое тело, единая плоть. После пробуждения он отправил одного из пациентов
в соседнюю комнату, а другой в это время оставался с ним. Затем врач ущипнул
рядом сидящего с ним только что вышедшего из гипнотического сна человека и
решил узнать, что же почувствовал в это время второй, находящийся в другом
помещении. К изумлению гипнолога, второй участник не совсем обычного
исследования в тот же момент, что и первый, сначала ощутил боль, а затем у
него на теле появилась краснота. У перципиента, пассивного испытуемого,
совпало даже место нанесения болевого раздражителя индуктору, активному
испытуемому, т.е. тому, кого психиатр ущипнул. Как принято говорить в
подобных случаях, комментарии излишни.
Однако
нелишним будет уточнение, что невольно мы уже начали разговор о другом — о
возможности не контактного, а дистанционного «чтения мыслей» и, конечно же,
их передачи. Иными словами, речь пошла о телепатии, споры о которой не
ослабевают с конца прошлого века, когда Мейерс предложил этот термин для
обозначения, как он говорил, «всех случаев сообщения впечатлений какого бы то
ни было рода от одной души другой, независимо от признанных посредствующих
путей внешних чувств».
Оглавление:
К читателю
Очевидно или невероятно?
Возможны ли передача и чтение мыслей?
Телепатия реальна?
|