«Святые реликвии» - миф и действительность
С.А. Арутюнов, Н.Л. Жуковская
Глава
3: Загадка Туринской Плащаницы
В
обзоре писем есть и мнение судебно-медицинского эксперта. Он рассматривает
расположение подтеков крови и считает, что изображение этих подтеков было
намеренно нанесено на ткань, а не могло образоваться как отпечаток
окровавленного тела.
Короче
говоря, для того чтобы раскрыть загадку плащаницы, необходимы более тщательные
ее исследования. Та информация, которой наука располагает на сегодняшний
день, оставляет слишком много места для спорных и произвольных суждений.
Один из
главных аргументов, который выдвигается против подлинности плащаницы,— и надо
отметить, что он достаточно весом,— это отсутствие каких-либо достоверных
исторических упоминаний о ее существовании и местонахождении в течение 13
веков с момента, когда, согласно христианской традиции, Христос был распят, и
до 1353 г.— времени ее первого появления во Франции. В конце XIV в. это был
главный довод, который использовали определенные круги католической церкви в
борьбе со все растущей популярностью плащаницы. Более того, как раз в это
время в Европе появилось несколько (по одним данным — около 10, по другим —
более 30) тоже якобы посмертных покровов Христа, привезенных крестоносцами с
Ближнего Востока. Однако ни один из них, судя по всему, не имел на себе
какого-либо изображения. Тем не менее есть несколько гипотез, выдвинутых
различными исследователями, пытающихся как-то восполнить этот пробел.
Имеются
упоминания, что некоторые крестоносцы, разбившие лагерь в 1203 г. возле
Константинополя (который они разграбили годом позже), видели в одной из
церквей погребальный покров Христа, на котором имелось изображение его
фигуры. Историк И. Уилсон предполагает, по некоторым данным, что плащаница
тайно хранилась и почиталась рыцарями ордена тамплиеров с 1 204 г. до начала
XIVB.(e1312r. папа Климент V упразднил этот орден), а потом в силу каких-то
обстоятельств попала в руки графа де Шарни.
Есть
также предположение, что так называемый мандилион, то есть плат с «чудесно»
отпечатавшимся на нем ликом Христа, упоминаемый в ряде средневековых
источников, был именно плащаницей, сложенной так, что было видно только лицо.
Согласно тем же источникам, мандилион в 40 г. был увезен учеником Христа Фаддеем
в Эдессу (нынешняя Урфа в Турции), там был спрятан, забыт, вновь найден при
восстановительных работах после наводнения в 524 г., в 944 г. был перевезен в
Константинополь и хранился там до 1204 г., после чего бесследно исчез. Однако
ряд противоречий в источниках мешает сколько-нибудь достоверному
отождествлению мандилиона и плащаницы.
Имеется
сообщение, что реликвия, именуемая «священной плащаницей», прибыла впервые из
Иерусалима в. Константинополь в V в. В 436 г. сестра императора Феодосия II Пульхерия
построила в Константинополе Влахернскую базилику и поместила туда плащаницу,
полученную от императрицы Евдокии. Имелось ли на этой плащанице изображение,
неизвестно.
Во
времена иконоборчества (VII — IX вв.) плащаницу спасли от уничтожения,
спрятав в Иерусалиме. После того как в Византии вновь было восстановлено иконопочитание,
в XI в. плащаница опять была возвращена из Иерусалима в Константинополь.
Повторим снова, что нет оснований для уверенности в том, что в этих
сообщениях речь идет именно о будущей туринской плащанице или вообще о
плащанице с изображением Христа. Правда, «Каталог реликвий» исландского
епископа Николоса Семундарсена от 1157 г. упоминает среди реликвий
Константинополя «окровавленную плащаницу Христову». Только крестоносец Робер
де Клари, историограф Четвертого крестового похода, закончившегося разгромом
Константинополя, совершенно определенно пишет, но к моменту разгрома в 1204
г. плащаница вновь находилась во Влахернской базилике, что каждую пятницу ее
выносили для поклонения и на ней можно было видеть пик Иисуса и что после
разгрома и разграбления Константинополя плащаница исчезла бесследно.
Согласно
запискам другого участника Четвертого крестового похода, Жоффруа де Виллардуэна,
плащаницу похитил бургундский рыцарь Оттон де ля Рош, пожертвовавший ее
впоследствии собору г. Безансон во Франции. Во время пожара в соборе в 1349
г. плащаница пропала. Имеются версии, что ее выкрали и что затем она попала к
королю Франции Филиппу VI Валуа, который в свою очередь подарил ее графу Жоффруа
де Шарни. Есть вроде бы и документ, подтверждающий этот дар, однако он
вызывает большие сомнения, и отождествлять плащаницу де Шарни с безансонской
плащаницей у нас пока нет оснований. Но с момента появления плащаницы у де Шарни
ее дальнейшая история документирована достоверно.
Профессор
Дьюкского университета в г. Дарем (США, штат Северная Каролина) А. Вангер
утверждает, что ранневизантийская иконография Христа дает несколько случаев
чрезвычайно близкого совпадения пропорций и деталей лица на плащанице с лицом
Христа на нескольких монетах и иконах периодов правления Юстинианов I и II
(VI—VII вв.). Ради интереса упомянем две цифры, приводимые им: совпадений в
чертах образа на плащанице с иконой Христа в монастыре св. Екатерины на горе Синай
— 45, с обликом Христа на солиде (монете) Юстиниана II—65. Совпадения
действительно впечатляющи, но их можно толковать не только в том смысле, как
делает Вангер, что они были скопированы с плащаницы, но и что плащаница могла
быть скопирована с одного из этих изображений или с неизвестного общего
источника (разумеется, если принимать образ на плащанице не за отпечаток
тела, а за искусственное изображение).
Практически
этим исчерпываются все очень туманные предположения об истории плащаницы до
середины XIV в. Следует, однако, отметить, что истории известен ряд случаев
неожиданных находок предметов, считавшихся бесследно утраченными в течение
многих веков: например, скульптурная группа Лаокоон, созданная около середины
I в. до н. э. греческими мастерами Агесандром, Полидором и Атенодором,
известная по описанию римского историка Плиния Старшего в его «Естественной истории»,
считавшаяся погибшей и найденная лишь в 1506 г. при раскопках дворцовых бань
императора Тита в Риме, или сочинения греческого комедиографа Менандра,
жившего в IV—III вв. до н. э., найденные и опубликованные впервые лишь в XX
в. Так что отсутствие достоверных сведений о плащанице в течение первого
тысячелетия нашей эры вовсе не означает, что она в это время еще не
существовала.
Итак,
подведем итоги. Если не обсуждать версию о «чудесном» отпечатке на полотне в
момент воскрешения Христа, которая разделяется многими верующими, и
ограничиться реалистическими и в принципе научно доказуемыми предположениями,
то можно выдвинуть две альтернативные гипотезы о происхождении плащаницы и
отпечатка на ней. Первая гипотеза, которую поддерживают большинство
исследователей, работавших непосредственно с плащаницей, состоит в том, что
она действительно представляет собой естественно образовавшийся отпечаток
мертвого тела человека, казненного путем распятия. Лишь относительно немногие
из ученых позволяют себе идти далее и утверждать, что этим человеком был
Иисус Христос.
Ряд патологоанатомических
данных, о которых мы уже говорили выше, подтверждает это предположение, однако,
несмотря на ряд остроумных гипотез и экспериментов, конкретный механизм
формирования такого естественного отпечатка все еще остается необъяснимым.
Кроме того, против данной гипотезы — полное отсутствие (по мнению одних
специалистов) или слишком незначительные (по мнению других) искажения в пропорциях
тела, отчетливость кровяных пятен, которые вряд ли могла оставить засохшая
кровь (если только она не была как-то размягчена предварительной обработкой
трупа), и некоторые другие соображения.
Вторая
гипотеза, противоположная первой, утверждает, что, несмотря на всю свою
натуралистичность, образ на плащанице является искусным произведением
человеческих рук, полученным той или иной техникой (рисунком, эстампированием,
выжиганием и т. д.). Однако, какой конкретно могла быть эта техника, остается
неясным. Необязательно предполагать, что изображение, если оно искусственное,
могло быть создано в XIV в. или немного раньше. Хотя и имеется упоминание о
том, что безымянный художник сознался в том, что он изготовил плащаницу, нам
неизвестно, какие обстоятельства вынудили его сделать это признание. Зато
хорошо известно, как много признаний, заведомо ложных, в самых чудовищных и
фантастических деяниях делались в средние века перед лицом грозных церковных
властей. Фальсификатора плащаницы с равным успехом можно искать как в XIV в.,
так ив IV в. Опять-таки решающее слово здесь за пока еще отсутствующей прямой
датировкой ткани методами естественных наук.
Позднеантичные
художники не хуже, а даже лучше, чем средневековые, владели искусством
передачи реальных пропорций человеческого тела и всевозможными техническими
приемами. Кстати, IV в. как раз характеризуется расцветом культа всевозможных
христианских реликвий и массовым их появлением на исторической арене.
Однако художник, создавший образ на плащанице, если только он
действительно существовал, независимо от того, в каком веке он жил и
действовал, должен был быть поистине уникальной личностью в истории мирового
искусства.
Прежде
всего, это должен был быть гениальный художник, безупречно знавший анатомию
человеческого тела. Кроме того, у него должны были быть незаурядные
исторические и литературные познания в евангелии, в древнеримских законах и древнееврейских
религиозных обычаях, в истории материальной культуры — знание инструментов
казни и пыток и т. д. Он должен был так искусно нанести кровяные подтеки, что
они позволили судебно-медицинским экспертам XX в. восстановить в деталях
картину агонии и смерти распятого человека. В довершение всего этого он
должен ' был быть нумизматом, имевшим в своей коллекции редкие палестинские
монеты периода правления Тиберия. Перед нами встает гипотетический портрет
совершенно уникальной личности, сопоставимой по своей универсальности и силе
таланта разве что с Леонардо да Винчи. Если такая личность действительно существовала,
тщательный поиск каких-либо источников сведений о ней становится одной из
интереснейших задач для историков и искусствоведов.
В
идущей во всем мире дискуссии о плащанице, о ее подлинности или поддельности
и о возможном пути возникновения высказывалось, но не получило особого
признания предположение о том, что человек, чьи черты отпечатались на
плащанице, мог быть не собственно евангельским Иисусом Христом, а так
называемым «маленьким Христом», то есть членом или лидером раннехристианской
религиозной секты, из фанатизма или стремления к мученичеству предложившим
распять себя в точном соответствии с указаниями Евангелия от Иоанна. В
принципе в таком предположении нет ничего невозможного, так как жития святых
этой эпохи изобилуют описаниями чудовищных самоистязаний, которым
подвергали себя аскеты-фанатики. В той форме, и какой она высказывалась в
литературе, подобная гипотеза опять-таки связана с загадочной проблемой
естественного формирования отпечатка.
Однако
можно предположить, что сектанты, распявшие своего харизматического лидера,
позаботились о том, чтобы получить в качестве объекта культа отпечаток его
трупа, натянули на тело соответствующим образом погребальный покров,
произвели его протирку материалом, который дал изображение через дегидратацию
целлюлозы, а в отдельных местах могли даже произвести и некоторую подкраску
для большей четкости изображения. Тогда становится вполне естественным
ближневосточное происхождение ткани, да и монеты эпохи Тиберия в то время еще
не были большой редкостью; в средневековье найти их было практически
невозможно.
Это,
разумеется, всего лишь одна в ряду имеющихся гипотез о возможном
происхождении загадочной туринской плащаницы, у каждой из которых есть свои
приверженцы, но ни одна из которых не получила пока всеобщего признания
и неопровержимого подтверждения.
Есть и
еще не испробованные, но способные дать важную информацию о плащанице методы,
такие, как, например, микрофотографирование нитки за ниткой и др., и среди
них, пожалуй, самый важный с точки зрения определения возраста ткани —
радиоуглеродная датировка, которая хотя и не единственный, но самый надежный
из известных ныне методов и может дать достаточно достоверное определение
абсолютного возраста ткани. Долгое время церковь не давала своего согласия на
такой анализ.
Осенью
1986 г. в прессе появилось сообщение, что кардинал Анастасио Баллестреро,
архиепископ Турина, объявил, что папа Иоанн Павел 11 разрешил радиоуглеродный
анализ плащаницы. Как стало известно из авторитетных церковных
источников, публикация результатов намеченных исследований ожидается не
позднее пасхи 1988 г.
В
заключение остается отметить, что, даже если дальнейшие исследования отнесут
время изготовления ткани к началу нашей эры и если подтвердится гипотеза о
формировании отпечатка естественным образом в результате контакта ткани с
мертвым телом, плащаница останется лишь свидетельством совершенной в римские
времена казни человека распятием, ряд характерных деталей которой совпадает с
деталями описанного в евангелии распятия и погребения Христа. Еще раз
подчеркнем — изображение на плащанице — это не отпечаток богочеловека, не
свидетельство его чудесного воскресения и не чудо само по себе, а результат
вполне материальных физико-химических процессов. И туринская плащаница, если
будет доказана ее подлинность, займет свое место в ряду других
историко-археологических памятников определенной эпохи, как это случилось с кумранскими
рукописями, рассказавшими исследователям много нового о времени формирования
христианской религии. Говоря о подлинности туринской плащаницы, авторы имеют
в виду признание того факта, что в нее некогда (возможно в I в.) был завернут
мужчина, казненный и погребенный в соответствии с обычаями того времени, что
она не искусная подделка, что это отпечаток тела, а не творение художника.
Что же касается того, можно или нет считать отпечатавшегося человека Иисусом,
это уже вопрос не науки, а веры, выходящий за рамки решаемой средствами науки
проблемы подлинности плащаницы.
Оглавление 1 2 3 4 5
|