Легенда для взрослых
Размышления о
потаённом живом
Майя Быкова
Глава
10: Коркодел вчера и сегодня
ПРИМЕЧАНИЕ.
Здесь нет необходимости пространно убеждать кого-то в том, что Борис
Федорович Поршнев ученый самого высокого уровня из всех, чье внимание
когда-либо привлекала тема реликтового гоминоида. Нет нужды перечислять
гипотезы еще и других авторов. Они менее доказательны и не заинтересовали
меня. С любыми попытками упрекнуть меня в тенденции к мистицизму (есть
почему-то и такой вариант восприятия) не считаюсь, ибо они спекулятивны.
Возможность свободно высказать свое мнение отношу только на счет плюрализма в
действии. Тем, кому чуждо любое инакомыслие, разрешаю отнести этот раздел к
жанру поэзии.
Каково
положение с другими потаенными животными, со сведениями о них,
доходящими до любознательного человека?
Большинство
древнеславянских языческих празднеств и культовых отправлений проходило на
природе — у кладезей, студениц, в полях и лесах. У праславян — сколонов — эти
действа совершаются уже в начале бронзового века. Но такие архаичные культы
дожили и до нашего века. Григорий Богослов в «Слове об идолах» упоминает: «О в реку богыню нарицать и
зверь, живущь в ней, яако бога нарицая требу творить». Академик Б. А. Рыбаков
предполагает, что под «зверем, живущим в реке», подразумевалась огромная
ящерица, водившаяся в Восточной Европе вплоть до XVI века, когда именно таких
ящериц видел С. Герберштейн, австрийский посланник в Московии.
То был
образ реального животного в отличие от архаичных представлений о Ящере как
божестве нижнего мира. По свидетельству Адама Олеария (середина XVII века), о
котором упоминает в своей книге Б. А. Рыбаков «Язычество древней Руси», в
Новгороде в языческие времена действовало святилище некоего полного божества,
похожего на... крокодила. Очень точное слово — похожего. А то ведь начнутся
выяснения всерьез — подходил ли тогда там климат для ящериц, а тем более
крокодила. «Какое же местное божество могло быть предшественником Перуна в Перыни?»
— задается вопросом автор КНИГИ. И сам на него отвечает, ссылаясь на легенду,
занесенную в «Цветник» (1665 год): князь Волхова, а он имел облик «лютого
зверя коркодела», залегающего в реке Волхове».
«Современная
зоология,— пишет Б. А. Рыбаков,— плохо помогает нам в поиске прообраза
ящера». Но если мы обратимся к «Запискам о Московии», написанным С. Герберштейном
в первой половине XVI века, то найдем искомое в разделе о Литве: «Там и
поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома, как бы
пенатов, каких-то змей с четырьмя короткими лапами наподобие ящериц (это
уже ближе!) с черным и жирным телом, имеющих не более 3 пядей (60—70 см) в
длину и называемых гивоитами... В положенные дни людии очищают свой дом
и с каким-то страхом со всем семейством благоговейно поклоняются им,
выползающим к поставленной пище».
Этот
рассказ не единственный. Так, псковский летописец в том же веке подтверждает:
«В лета 7090
(1582)... того же лета изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша;
людей много поядоша. И ужасошася людие... и паки спряташися, а иных избиша».
Здесь
уже речь идет не о «прикормленных гивоитах», а о речных ящерах, которые под
влиянием неведомых, но определенно погодных обстоятельств обнаружили себя в
массовых количествах.
По
Геродоту, примерно в VI веке до н. э. племена невров, жившие в основном в
наиболее болотистой области Восточной Европы — Припятских болотах, были
вынуждены покинуть свои исконные места и вселиться в страну будинов (юхновская
культура) Из-за каких-то змей, 'внезапно наполнивших страну!.. В
Белоруссии и детские игры, и хоровые песни до сих пор содержат сведения о ящерах.
Часто этого зверя называют запросто— Яша, тем не менее хорошо
представляя, что сокрыто под именем. И то же белорусское Полесье
подарило нам сведения о встрече с ящером в восьмидесятые годы нашего
века. Очевидец постарался сообщить о любопытном факте инкогнито, чтобы
самому не стать объектом исследования.
Событие
произошло на болоте, в месте никогда не замерзающих родников, в
зарослях высоких камышей. Лесничий, человек довольно молодой и вполне
современный, раздвинул камыши руками, чтобы взглянуть на теплый источник и...
увидел: у воды присело на мощных задних лапах существо трехметрового роста.
Оно разбиралось с пучком травы, зажатым в коротких передних лапах... Лесничий
выпустил из рук камыш, и сцена из жизни дочеловеческого периода земли пропала
(утверждается, что динозавры вымерли до появления человека).
Легенды,
случаи, факты...
Речь
идет не о слепой вере или неверии в подобные истории, а только о том,
вписывается или не вписывается очередной рассказ или свидетельство во все,
что мы слыхали на ту же тему в тех же местах,— в старое ли доброе время или
во времена, близкие к нынешним.
К
сожалению, ничего подобного тому, что якобы повстречал полесский лесничий, не
сохранили для нас ни летописи, ни фольклор, ни этнография. Облик увиденного
животного не имеет здесь аналогов. И думать всерьез об описанном случае нет
оснований.
Но вот
еще в «Универсальном описании Крыма» В. Каядараки, изданном в 1875 году, в
главе «Пресмыкающиеся или гады» говорится о том, что страну эту в былые
времена как-то периодически посещали какие-то чудовищные змеи... По
сообщениям местных газет Феодосии двадцатых годов, однажды была отряжена рота
красноармейцев для поимки гада, объявившегося в районе давно потухшего
вулкана Карадаг. Однако сохранились свидетельства о встрече с морским
чудовищем в районе Карадага уже весной 1952 года. Такой случай описывает
Всеволод Иванов.
В Крыму
со временем образовался прекрасный узел свидетельств, который можно было бы
попробовать развязать. «Жизни не хватит»,— скажут скептик и пессимист. И
будут правы? Эти вопросы такие же долгожители, как и сами объекты нашего
интереса.
Впервые
о земноводном удивительном ките (совсем не обязательна буквальная аналогия,
но название именно таково) я услыхала от своего давнего коллеги Н. Данилина.
Возможно, о нем знал и В. Пушкарев, ибо маршруты его проходили всего в
трехстах километрах от предполагаемых мест обитания неведомого зверя— системы
озер. Время от времени оно переползает из одного из них в другое и тем
самым выдает свое присутствие. Ибо между водоемами после его прохода
образуется траншея—будто бульдозер прошел.
Есть
гипотеза, что самые крупные морские животные, в частности кит, возможно,
не один раз выходили на сушу, полностью меняя образ жизни, и в конце концов
опять ушли в воду. Так, в 1987 году Международная палеонтологическая экспедиция
обнаружила в бассейне реки Инд череп китообразного животного, жившего не более
не менее пятьдесят миллионов лет назад.
Это
одна из самых древних находок подобного рода (а какая самая близкая к нашему
времени?). Специалисты сочли, что слуховой орган животного был не
приспособлен для жизни в воде. Это, как и найденные поблизости кости
обитателей суши, дало ученым основание считать, что не все прапрадеды
современных китов жили в море.
содержание 1 2 3
|