2. Сущность и содержание риск-менеджмента.
2.1.
Структура системы управления рисками.
Риск - это финансовая категория. Поэтому на степень и величину
риска можно воздействовать через финансовый механизм. Такое воздействие
осуществляется с помощью приемов финансового менеджмента и особой стратегии.
В совокупности стратегия и приемы образуют своеобразный механизм управления
риском, т.е. риск-менеджмент. Таким образом, риск-менеджмент представляет
собой часть финансового менеджмента.
В основе риск-менеджмента лежат целенаправленный поиск и
организация работы по снижению степени риска, искусство получения и
увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопределенной хозяйственной
ситуации.
Конечная цель риск-менеджмента соответствует целевой функции
предпринимательства. Она заключается в получении наибольшей прибыли при
оптимальном, приемлемом для предпринимателя соотношении прибыли и риска.
Риск-менеджмент представляет собой систему
управления риском и экономическими, точнее, финансовыми отношениями,
возникающими в процессе этого управления.
Риск-менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.
Под стратегией управления понимаются направление и способ
использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу
соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решения.
Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не
противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После
достижения поставленной цели стратегия как направление и средство ее
достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки
новой стратегии.
Тактика - это конкретные методы и приемы для
достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления
является выбор оптимального решения и наиболее приемлемых в данной
хозяйственной ситуации методов и приемов управления.
Риск-менеджмент как система управления состоит из двух подсистем:
управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы
(субъекта управления). Схематично это можно представить следующим образом.
Объектом управления в риск-менеджменте являются риск, рисковые
вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами
в процессе реализации риска. К. этим экономическим отношениям относятся
отношения между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между
предпринимателями (партнерами, конкурентами) и т.п.
Субъект управления в риск-менеджменте - это специальная
группа людей (финансовый менеджер, специалист по страхованию, аквизитор,
актуарий, андеррайтер и др.), которая посредством различных приемов и
способов управленческого воздействия осуществляет целенаправленное
функционирование объекта управления.
Процесс воздействия субъекта на объект управления, т.е.
сам процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования
определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс
управления независимо от его конкретного содержания всегда предполагает
получение, передачу, переработку и использование информации. В риск-менеджменте
получение надежной и достаточной в данных условиях информации играет главную
роль, так как оно позволяет принять конкретное решение по действиям в
условиях риска.
Информационное обеспечение функционирования риск-менеджмента
состоит из разного рода и вида информации: статистической, экономической,
коммерческой, финансовой и т.п.
Эта информация включает осведомленность о вероятности того
или иного страхового случая, страхового события, наличии и величине спроса
на товары, на капитал, финансовой устойчивости и платежеспособности своих
клиентов, партнеров, конкурентов, ценах, курсах и тарифах, в том числе на
услуги страховщиков, об условиях страхования, о дивидендах и процентах и т.п.
Тот, кто владеет информацией, владеет рынком. Многие виды
информации часто составляют предмет коммерческой тайны. Поэтому отдельные
виды информации могут являться одним из видов интеллектуальной собственности
(ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерного
общества или товарищества.
Менеджер, обладающий достаточно высокой квалификацией,
всегда старается получить любую информацию, даже самую плохую, или какие-то
ключевые моменты такой информации, или отказ от разговора на данную тему
(молчание - это тоже язык общения) и использовать их в свою пользу.
Информация собирается по крупицам. Эти крупицы, собранные воедино, обладают
уже полновесной информационной ценностью.
Наличие у финансового менеджера надежной деловой информации
позволяет ему быстро принять финансовые и коммерческие решения, влияет на
правильность таких решений, что, естественно, ведет к снижению потерь и
увеличению прибыли. Надлежащее использование информации при заключении
сделок сводит к минимуму вероятность финансовых потерь.
Любое решение основывается на информации. Важное значение
имеет качество информации. Чем более расплывчата информация, тем
неопределеннее решение. Качество информации должно оцениваться при ее
получении, а не при передаче. Информация стареет быстро, поэтому ее следует
использовать оперативно.
Хозяйствующий субъект должен уметь не только собирать
информацию, но также хранить и отыскивать ее в случае необходимости.
|