Шартрский собор
Целью приезда Роберта Лэнгдона
в Париж было чтение лекции о языческом символизме, нашедшем отражение в
конструкции Шартрского собора.
Шартрский собор находится
на территории департамента Эр-и-Луар, к югу от столицы Франции. Шартр начиная
с VI века всегда был важным религиозным центром. В IX веке он стал центром
культа Мадонны, что неудивительно, поскольку главный собор этого города носит
имя Святой Девы Марии, богородицы.
В XI столетии на месте
церкви вырос собор в традиционном романском стиле, почти полностью
уничтоженный пожаром в самом начале XII века. Именно поэтому в 1145 году было
начато возведение более внушительного и крупного собора, который впоследствии
превратился в величественное готическое сооружение, которое сохранилось и до
наших дней. Пожар 1194 года стал причиной очередной реконструкции собора,
которая была завершена в 1225 году.
Шартрский собор явился
предтечей многих готических соборов Франции той эпохи. Его украшают
характерные для этого стиля башенки, шпили, стрельчатые арки, пересекающиеся
контрфорсы, берущие на себя вес крыши, а также превосходные витражные окна.
Впервые готическая архитектура создала светлое, внушающее благоговейный ужас
огромное внутреннее пространство, позволившее зодчим совместить божественную
геометрию и символы, известные в те далекие времена лишь немногим
посвященным.
Появление новой готической
архитектуры удивительным образом совпадает с периодом после второго
крестового похода в середине XII века и потому расценивается многими как
свидетельство возвращения крестоносцев, принесших новые идеи и архитектурные
веяния с экзотического Востока. Другим это представляется результатом тайных
геометрических и архитектурных изысканий, сделанных тамплиерами в Иерусалиме.
Каково бы ни было происхождение
западноевропейской готики, ее величие усиливалось религиозной и светской
живописью и символизмом, которым готика в буквальном смысле пронизана, будь
то скульптурные и резные, деревянные изображения и картины. Помимо
очевидного, зримого своего назначения в роли произведений изобразительного
искусства и архитектуры, композиции и элементы декора таили в себе некий
скрытый смысл и тайное знание.
Воздвигнутый в честь Девы
Марии собор как бы воплощает в своих конструкивных особенностях женскую сущность.
Арочный вход и окно-розетка уподоблены строению женского тела, словно
приглашая посетителя войти внутрь.
Под сводами храма находится
огромное количество женских скульптурных и живописных изображений. Статую
царицы Савской почему-то украшает борода. На витражных окнах можно увидеть
самое древнее изображение Марии Магдалины. Здесь показана ее жизнь во
Франции, куда она перебралась после того, как Иисус принял смерть на кресте.
В 1200 году на полу собора
было выложено мозаичное изображение лабиринта в виде четырех соединенных
между собой квадратов с семью резкими поворотами в каждом. В центре его
находилась роза, символизировавшая просветление и женское начало. Напольный
лабиринт, по которому проходили предававшиеся благочестивым молитвам
богомольцы, являет собой еще один символ женского тела, часто
использовавшийся в ту давнюю пору.
В соборе также находится гематрия
(gematria) — древнееврейское шифрованное письмо, которым пользовались для
записи ритуальных религиозных фраз. В гематрии каждой букве соответствовало
свое число, чтобы слова могли быть уравнены с композицией и фразы
эквивалентной ценности могли быть произнесены с той целью, чтобы они имели
такое же значение. Подобные зашифрованные символы расположены во многих
уголках собора наряду со ссылками на Ковчег завета Господня.
См. также: Культ богини,
Мария Магдалина.
ПОЯС СМИРЕНИЯ
Такую повязку носил на
чреслах Сайлас, монах-альбинос, герой романа «Код да Винчи». Пояс смирения —
это цепочка с шипами, которую носили на верхней части бедра несколько часов в
день члены «Опус Деи», именуемые служащими-нумерариями. Не многие из них
признавались в том, что носят его, поскольку это наиболее суровый и жестокий
способ укрощения плоти. Такой пояс оставлял на теле болезненные отметины,
однако для того, чтобы носивший его терпел такие мучения, что и Сайлас, он
должен был быть очень плотно затянут. См. также: «Опус Деи».
|