Осирис
Софи Невё получает сведения
об Осирисе от Роберта Лэнгдона и Ли Тибинга, решивших просветить ее по этому
вопросу. От них она узнает, что христианство довольно многое заимствовало из
древнего культа Осириса. В романе Брауна читателю предлагается альтернативный
взгляд на историю христианства. Осирис — древнеегипетский бог мертвых и
подземного мира («дуат»), а также плодородия. Его имя состоит из двух
иероглифов, означающих «трон» и «глаз», а переводится как «wsr» —
«могущественный». Кроме того, Осирис удостаивался эпитета «первый с Запада»,
то есть «из царства мертвых», причем акцент делался на погребальную роль
Осириса, а также прочие, связанные с его превращением в звездного бога.
Изображался Осирис в виде
человека с мумифицированным телом и знаками власти в свободных от
погребальных бинтов руках. На голове у него была корона атеф, украшенная
плюмажем, а иногда бараньими рогами.
Подобно большинству богов
Древнего Египта, происхождение Осириса неясно, однако очевидно то, что он был
одним из самых древних божеств и ранее являлся богом плодородия и
ассоциировался с зерном и урожаем.
По мере того как культ
Осириса укреплялся и проникал в разные земли Египта, самому Осирису стали
приписываться атрибуты тех местных богов, которых он постепенно заменял. В
результате Осирису были присвоены регалии бога города Анджети, некоторые
атрибуты Хентиаменти, древнего бога-шакала города Абидоса, а также Сокара.
Таким образом, Осирис обрел
черты бога загробного мира. В «Текстах пирамид» — старейшем корпусе текстов
египетской литературы магического характера, датируемом эпохой 4-й и 5-Й
династий (2492—2181 гг. до н.э.), — утверждается, что Осирис родился в дельте
Нила от бога Геба и богини Нут и был братом Исиды, Сета, Нефтиды и Тота. Еще
со времен Древнего царства (2686—2181 гг. до н.э.) Осириса отождествляли с
фараоном — после своей смерти царь становился Осирисом, владыкой подземного
мира.
Мифы об Осирисе часто повествуют
о его злодейском убийстве. Его лишил жизни родной брат Сет. Его супруга и
сестра Исида отыскала мертвое тело убиенного бога, в котором еще оставалась
мужская сила, и зачала от него Гора. Брат Осириса Тот и сын Гор
мумифицировали его тело, и Осирис таким образом позднее стал владыкой царства
мертвых.
Позднее появились мифы
несколько иного содержания. В них смерть Осириса представлена иначе — тело
убитого брата Сет разрубил на часта, которые затем выбросил в Нил. Исида
находит останки мужа и придает им форму мумии. Считалось, что ненайденным
остался лишь фаллос бога, который был съеден нильским карпом, поэтому Исида
при помощи волшебных заклинаний создала искусственный и смогла зачать ребенка
от уже мертвого мужа. В каждом месте, где были найдены останки Осириса,
возвели храмы в его честь. На месте нахождения нижней части ноги воздвигли
храм Себеннитос, бедра, частей головы, двух боков и двух ног — Гераклеополь,
сердца — Атрибис, части головы — Абидос, части правой ноги — Эдфу и части
левой ноги — Бита.
В Абидосе каждый год
устраивались празднества-мистерии в честь Осириса, воспроизводившие эпизоды
из легенд о нем. Торжественную процессию с саркофагом возглавлял бог в образе
волка — Вепуат, затем саркофаг помещался на лодку. После этого устраивался потешный
морской бой, символизировавший уничтожение Осирисом своих врагов. В трудах
Геродота упоминалось о том, что подобные бои часто влекли за собой смерть
участников мистерии. По окончании церемонии лодка с саркофагом возвращалась в
храм Абидоса, где проводилось несколько очистительных ритуалов.
Начиная со времен Среднего
и Нового царств (2055— 1069 гг. до н.э.) в Древнем Египте стали верить в то,
что умершие цари превращаются в Осириса. Позднее укоренилась вера в то, что
то же самое происходит и с любым человеком, погребенным в соответствии со
всеми необходимыми ритуалами. Считалось, что не каждый достоин войти в
подземное царство Осириса. Это решал по своему усмотрению только сам Осирис,
поскольку был судьей загробного мира. В «Текстах пирамид» его имя часто
упоминается вместе с именем «владычицы Маат», богини истины и порядка. Для
того чтобы определить, достоин ли покойный вечного блаженства в царстве
Осириса, на весах взвешивалось его сердце. На вторую чашу весов ставилась
фигурка Маат. Если чаши уравновешивались, покойника признавали достойным.
Символом Осириса считался
столб «джед». В «Книге мертвых» говорится, что он являл собой хребет бога,
символизирующий его прочность. «Джед» имел форму столба с несколькими — не
менее трех — перекладинами, которые располагались наверху. Этот символ имеет
древнее происхождение и мог представлять собой шест для обмолачивания снопов
зерновых культур.
Считалось, что Осирис
ежегодно умирает и возрождается к жизни. Это прямая параллель с историей
христианства. Подобно поклонникам культа Осириса, христиане верят в то, что
вечной жизни в загробном мире достойны лишь те усопшие, которые безгрешно
прожили земную жизнь.
См. также: Исида, Роберт Лэнгдон,
Софи Неве, Ли Тибинг
|