Мария Магдалина
Мария Магдалина, поскольку
она имеет непосредственное отношение к Святому Граалю, играет в «Коде да
Винчи» едва ли не первостепенную роль. Браун заимствует тему Марии Магдалины
из книги «Святая кровь, Священный Грааль», в которой выдвигается гипотеза о
том, что эта женщина была супругой Иисуса Христа и матерью его отпрыска —
вероятнее всего, девочки, получившей имя Сара. Она стала родоначальницей
королевской династии Меровингов, которые впоследствии вынуждены были скрывать
свое благородное происхождение и вести жизнь под защитой тайного общества,
известного под названием Приорат Сиона.
Такова гипотеза, но какие
факты нам известны о Марии Магдалине, упоминаемой в Новом Завете?
Слово «Магдалина», дополняющее
ее имя, очевидно, происходит от названия города Магдала. Магдалина лишь
несколько раз упоминается в текстах Нового Завета — если быть точным, то
четырежды: в странствиях вместе с учениками Христа, в сцене распятия Иисуса
на кресте, при погребении тела и при воскресении Спасителя.
Одно можно сказать
наверняка: укоренившееся представление о том, что Мария Магдалина была
блудницей, абсолютно ложно, ибо не соответствует истине. В VI веке папа
Григорий I издал энциклику, в которой говорилось, что Мария Магдалина была
грешной женщиной, мерзкой блудницей. Однако скорее всего в ее образе по
ошибке, в силу неверного истолкования Евангелия от Луки (7 и 8), слились три
совершенно разные женщины. Эту ошибку церковь, однако же, не торопилась
исправлять, по-прежнему утверждая, что Мария Магдалина была падшей женщиной,
и лишь в 1969 году появилось довольно скромное опровержение.
Из текстов евангелий
явствует, что Марию Магдалину вполне можно отнести к числу учеников Христа.
Она была рядом с ним трижды, присутствуя при весьма важных событиях: при
казни на кресте, при его погребении и при воскресении. Эти факты сами по себе
выделяют Марию Магдалину среди других учеников Христа и вполне могут
объяснить то, что Петр относился к ней с плохо скрываемым неодобрением.
Однако есть ли
доказательства близким отношениям Марии Магдалины и Христа? Новый Завет, к
сожалению, не дает на этот вопрос точного ответа. Евангелия в дошедшем до нас
виде не содержат даже намека на возможность брачных отношений между ними.
Однако, заявив об этом, следует вспомнить о том, что нынешний Новый Завет
претерпел в ходе веков многочисленные изменения и серьезную редактуру. Многое
было изъято из текстов, а кое-что добавлено. Кроме того, при переводе с
одного язык на другой в Новый Завет могли закрасться и невольные ошибки. Что
же говорят о Христе и Марии Магдалине неканонические евангелия?
Один из так называемых отцов
церкви, Ипполит, в своих комментариях к Песне Песней упоминает о Марии
Магдалине, правда, неким косвенным образом: «Дабы женщины-апостолы уверовали
в ангелов, Христос сам пришел к ним, чтобы они своим смирением искупили грех
сестры своей Евы».
Далее он говорит о том, как
Христос обратился к мужчинам-апостолам и сказал: «Я сам явился этим женщинам,
и я сам захотел послать вам их».
В Евангелии от Филиппа
(63:33—36) — так называемом гностическом евангелии из числа тех, что были
обнаружены в Наг-Хаммади, — о возможной связи между Иисусом и Марией
Магдалиной сказано еще более туманными словами. В частности, там говорится,
что Иисус «любил ее более других учеников» и часто «целовал ее в губы»;
мужчины же — ученики Христа — были недовольны его поведением. Хотя слова эти
не содержат прямого указания на фактическое супружество или сожительство,
Мария в коптском тексте именуется словом koinonos, которое Сьюзен Хаскинс в
своей книге «Мария Магдалина: миф и метафора» переводит как «спутница».
Один из текстов Наг-Хаммади
именуется Евангелием от Марии. В нем мы находим отсылку к тому факту, что
Магдалина была реципиентом откровения, к великой досаде мужчин — учеников
Христа. В стихе 17:10—18 этого евангелия мы находим слова о том, что апостол
Андрей усомнился, что Мария Магдалина действительно видела воскресение
Христа. Петр задает вопрос: «На самом ли деле Он тайно говорил с женщиной, а
мы не знали о том?» Затем заявляет: «Неужели он нас предпочел ей?» Далее
Левий продолжает укорять Петра: «Но если Спаситель сделал ее достойной, разве
смеешь ты отвергать ее? Конечно же, Спаситель знает ее хорошо. Поэтому он и
любил ее больше нас».
Из содержания текстов
напрашивается вполне естественный вывод, что женщинам-сподвижницам Иисус
придавал куда более высокий статус, чем нас в том старались уверить, однако
это не проливает света на вопрос о том, были ли Иисус Христос и Мария
Магдалина супругами. Вместо этого названные тексты подбрасывают нам гипотезы,
которыми нельзя не увлечься ввиду их соблазнительного характера, и склоняют нас
к мысли о том, что эти предположения верны. Однако следует помнить:
приведенные выше цитаты взяты всего из нескольких источников, тогда как
таковых источников, относящихся к данной исторической эпохе, имеется очень
много — едва ли не сотни.
Оригинальную гипотезу
выдвинули авторы книги «Святая кровь, Священный Грааль». Они утверждают, что
история о браке в Кане Галилейской, когда Иисус совершает чудо, превращая
воду в вино, — это искаженный, лживо изложенный рассказ о свадьбе самого
Христа. Гипотеза далеко не безупречна, и для полной ее достоверности
необходимы некоторые важные детали. Это, а также то, что Иисус, как истинный
еврей, был обязан жениться и иметь семью, позволяет сделать следующие выводы.
Перечислим их:
• Мария Магдалина, о
которой говорится в Новом Завете, могла иметь более близкие отношения с
Иисусом, чем мы предполагаем.
• Мария Магдалина была
вместе с Иисусом в ключевые моменты его жизни — при его казни, погребении и
воскресении.
• В известных нам текстах и
евангелиях нет прямых свидетельств того, что Иисус Христос и Мария Магдалина
были мужем и женой.
• Даже в неканонических
евангелиях, обнаруженных в Наг-Хаммади в 1945 году, не приводится никаких
фактов в подтверждение этой гипотезы, если не принимать во внимание тот факт,
что Филипп назвал Марию Магдалину спутницей жизни Христа.
Что же случилось с Марией
Магдалиной после смерти Христа? Согласно догматам католической церкви, Мария
Магдалина умерла в Эфесе, где обосновалась вместе с Марией, матерью Иисуса, и
Иоанном, который предположительно является автором четвертого евангелия.
Однако это утверждение спорно. Согласно легенде VI века, упоминаемой
Григорием Турским, сообщавшим, что существует еще более ранний документ,
Мария Магдалина вместе с Максимином перебралась в Экс-ан-Прованс, город на
территории современной Франции. Эта история, похоже, стала чем-то вроде
катализатора, ускорившего появление современных гипотез о Сангриле (монаршей
крови, царственной родословной Христа) Известно также, каким почетом и
любовью Мария Магдалина пользовалась в кругах гностиков. Отсюда невольно
напрашивается мысль о ее брачном союзе с Иисусом.
Достаточно подробно об этом
рассказывается в книге Маргарет Старберд «Женщина с алебастровым сосудом». В
другой своей книге — «Богиня в евангелиях, вернемся к истокам священного
женского начала» (1993 г.) — этот же автор утверждает, что, согласно
древнееврейской системе нумерологии, имя Марии Магдалины и соответствующее
ему число 153 указывают, что она была богиней. Старберд уверена в том, что
Мария Магдалина довольно долго жила в таком процветающем и космополитичном
городе, как Александрия. Это отчасти объясняет многие мифы и легенды,
возникшие вокруг ее имени, поскольку в первые столетия нашей эры по всему
Средиземноморью возникли культы Марии Магдалины.
Гипотеза о потомстве
Христа, может, и не слишком нова сама по себе, однако предположение о том,
что Мария Магдалина могла родить Иисусу ребенка, представляется вполне
современной и актуальной (см статью «Святая кровь, Священный Грааль» данной
книги). В наши дни Мария Магдалина как воплощение священного женского начала
и духа матери-богини породила принципиально новый взгляд на вещи. Это
совершенно иной подход к гипотезе о династии потомков Христа, тем более что
она, скорее, основана на метафоре и символе, нежели на фактах и реальных
проявлениях материального мира. Представляется вполне логичным, что Мария
Магдалина — либо спутница Христа, либо воплощение священного женского начала.
История Марии Магдалины
окутана мифами, легендами и символами. Она сама превратилась в символ и стала
олицетворять дух древней богини, которой тысячелетия назад поклонялись по
всей Европе и Ближнему Востоку. Была ли она супругой Иисуса Христа и
произвела ли на свет от него ребенка — это с исторической точки зрения ныне
недоказуемо. Тем не менее мифы о Марии Магдалине и ее взаимоотношениях со
Спасителем по-прежнему существуют и впоследствии будут звучать еще более
убедительно. Ведь после двух тысяч лет подавления женского начала последнее
все громче и громче вновь заявляет о себе.
См. также: Гностики, Культ
богини, «Святая кровь, Священный Грааль».
|