Леонардо да Винчи
Незримое присутствие
Леонардо да Винчи чувствуется на всем текстовом пространстве романа Дэна
Брауна. Гений эпохи Возрождения оказал огромное влияние на жизнь Жака Соньера,
с убийства которого и начинается «Код да Винчи». Для того чтобы дать ключ к
тайне, которую предстоит разгадать его внучке Софи Невё, Соньер использует
несколько творений великого художника.
Леонардо, которому суждено
было стать одним из титанов Возрождения, родился в горном селении близ
тосканского городка Винчи в 1452 году. Прославившийся как художник,
скульптор, архитектор, музыкант, инженер и ученый-исследователь, Леонардо был
человеком редкой гениальности и выдающихся способностей. Они проявились в его
рисунках летательных аппаратов и анатомических эскизах, которые поражают
безупречной научной точностью и артистизмом.
Да Винчи был незаконным
ребенком флорентийского нотариуса и крестьянки. Известно, что детство он
провел в семье отца в Винчи. Исследователи его жизни и творчества полагают,
что именно здесь проявились его интерес и любовь к природе и окружающему
миру. Еще в юные годы да Винчи проявил немалый художественный талант и, по
свидетельству современников, был не по годам развитым и очаровательным
ребенком.
В 1466 году Леонардо
перебрался во Флоренцию и поступил в мастерскую художника и скульптора Андреа
Вер-роккьо (настоящее имя — Андреа ди Микеле ди Франческо ди Чони), довольно
известной личности эпохи Раннего Возрождения. Его мастерская была своего рода
магнитом, властно притягивавшим к себе честолюбивых молодых художников и
ваятелей Флоренции. Работая у Верроккьо, Леонардо познакомился с такими
живописцами, как Гир-ландайо и Боттичелли. Первый из них обладал превосходной
художественной техникой и старался запечатлеть многих выдающихся флорентийцев
в картинах с религиозными сюжетами. Второй стал величайшим колористом
Флоренции и был одним из любимых художников семейства Медичи, а также
принимал участие в росписи Сикстинской капеллы в Ватикане в годы правления
папы Сикста IV. За время ученичества в мастерской Верроккьо Леонардо,
несомненно, испытал на себе влияние этих двух великих живописцев и их
творчества.
В 1472 году Леонардо
вступил в гильдию художников, а в 1481 году получил от монахов монастыря Сан-Донато-а-Скопето
заказ на картину «Поклонение волхвов», ныне находящуюся в галерее Уффици. Эта
восхитительная картина, несомненный шедевр великого мастера, осталась
незаконченной. Она несет на себе печать недюжинного таланта художника,
полностью раскрывшегося в его более поздних творениях.
В 1482 году Леонардо был
принят ко двору миланского герцога Лодовико Сфорца, где прожил шестнадцать
лет. Герцог считал себя покровителем искусств и тратил на живописцев и
ваятелей огромные суммы. Именно в эти годы в атмосфере придворной жизни
творческий гений Леонардо раскрылся в полную силу и буквально расцвел. В
1484—1485 годах, когда в городе свирепствовала эпидемия чумы, он
заинтересовался вопросами градостроительства Интерес этот возобновился у него
и позднее, когда Леонардо перебрался на жительство во Францию Примерно в это
же время он познакомился с блистательным зодчим Браманте, чьи творения
подвигли Леонардо на создание рисунков и чертежей церквей и жилых зданий В
1490 году Леонардо пригласили консультировать работы по восстановлению собора
в Павии.
В 1483 году Леонардо и его
тогдашний ученик Амб-роджо де Предис получили заказ на ныне знаменитую
картину «Мадонна в гроте». Заказ поступил от так называемого Братства
непорочного зачатия, которому первоначально требовалась только одна картина.
Ее предполагали поместить в центр триптиха миланской часовни Сан-Франческо-Гранде.
Однако вместо первого варианта картины, ныне выставленной в Лувре,
предпочтение было отдано второму, который был написан в 1503 году. Этот
второй вариант находится в Лондоне, в Национальной галерее.
В 1495 году Леонардо
приступил к работе над своей знаменитой фреской «Тайная вечеря», которая
вскоре стала портиться по причине экспериментов ее автора с красками. В 1999
году «Тайная вечеря» была отреставрирована и приобрела облик, близкий к первоначальному.
После крушения власти
герцога Сфорца Леонардо был вынужден покинуть Милан и недолгое время проживал
в Мантуе и Венеции, прежде чем в 1500 году вернуться во Флоренцию. Здесь он
занялся изысканиями в области математики, а также анатомическими
исследованиями в лазарете Санта-Мария-Нуова. В 1502 году Леонардо поступил на
службу к Чезаре Борджиа в качестве военного инженера. В это же время
состоялось его знакомство с прославленным итальянским автором и политиком Никколо
Макиавелли. Приблизительно в 1503 году художник приступил к работе над самым
своим знаменитым творением, «Моной Лизой», которая находится в Лувре.
В 1506 году Леонардо
вернулся в Милан, однако вскоре Шарль д'Амбуаз от имени Людовика XII
пригласил его на службу при французском королевском дворе. В это время
Леонардо проявлял большой интерес к изучению ботаники, механики, гидравлики и
геологии. У него появился ряд учеников, и он снова активно занялся живописью
и скульптурой. В этот период им была создана картина «Святая Анна с Марией и
младенцем Иисусом», ныне хранящаяся в Лувре.
В 1513 году Леонардо под
покровительством новоизбранного папы из семейства Медичи, Льва X, приехал в
Рим. Художнику уже исполнился 61 год, и наряду с Ми-келанджело и Рафаэлем он
считался лучшим живописцем Италии. В Риме и Ватикане Леонардо разработал
несколько инженерных и архитектурных проектов и выполнил несколько заказов на
картины. Именно в этот период им было создано загадочное полотно «Иоанн
Креститель», которое сейчас экспонируется в Лувре.
В 1515 году Джулиано Медичи,
брат Льва X, покинул Рим. Вместе с ним якобы уехал и Леонардо. Приняв
предложение от короля Франции Франциска I, великий живописец провел последние
дни своей жизни в замке Клу, близ Амбуаза, где до самой смерти, последовавшей
в 1519 году, занимался философией и науками.
Согласно «Тайным досье»,
помимо творческих свершений, Леонардо занимался и делами Приората Сиона,
великим магистром которого являлся. Он, вне всяких сомнений, использовал в
своих картинах различные тайные символы, которые еще ждут пытливого
исследователя. Как считают многие исследователи его творчества, Леонардо
проявлял огромный интерес к алхимии, особенно к идее алхимиков о том, что
слияние мужского и женского начал является идеальным состоянием. По всей
видимости, этим объясняется присутствие на многих его картинах андрогинных
фигур, например Иоанна Крестителя.
В 1965 году потерянные
тетради с записями, которые вел Леонардо, обнаружились в Мадриде, в
Национальной библиотеке Испании. Они содержат дневниковые заметки и трактат о
разработанных Леонардо технических принципах и в 1974 году опубликованы под
названием «Мадридский кодекс».
См. также: Великие магистры
Приората Сиона, «Тайная вечеря», «Мадонна в гроте», «Мона Лиза», «Витрувианский
человек».
|