Тайная вечеря
Для многих ученых-историков
и искусствоведов «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи является величайшим
произведением мирового искусства. В «Коде да Винчи» Дэн Браун фокусирует
внимание читателей на некоторых символических элементах этой картины в те
минуты, когда Софи Невё, находясь в доме Ли Тибинга, узнает о том, что
Леонардо мог зашифровать в своем шедевре некий великий секрет.
«Тайная вечеря» — фреска,
выполненная на стене трапезной монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане.
Еще в эпоху самого Леонардо она считалась его самой лучшей и знаменитой
работой. Фреска была создана между 1495 и 1497 годами, но уже в течение
первых двадцати лет своего существования, как явствует из письменных
свидетельств тех лет, начала портиться. Ее размеры — приблизительно 15 на 29
футов. Фреска была написана толстым слоем яичной темперы на сухой штукатурке.
Под главным слоем краски находится грубый композиционный набросок, этюд,
начертанный красным, в манере, предваряющей обычное использование картона.
Это своего рода подготовительный инструмент.
Известно, что заказчиком
картины был миланский герцог Лодовико Сфорца, при дворе которого Леонардо
снискал славу великого живописца, а вовсе не монахи монастыря Санта-Мария делла
Грацие.
Тема картины — момент,
когда Иисус Христос объявляет своим ученикам, что один из них предаст его. Об
этом пишет в третьей главе своей книги «Божественная пропорция» Пачоли.
Именно этот миг — когда Христос объявляет о предательстве — и запечатлел
Леонардо да Винчи. Чтобы добиться точности и жизнеподобия, он изучал позы и
выражения лиц многих своих современников, которых позднее изобразил на
картине. Личности апостолов неоднократно были предметом споров, однако, судя
по надписям на копии картины, хранящейся в Лугано, это (слева направо): Варфоломей,
Яков-младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков-старший, Филипп, Матфей, Фаддей
и Симон Зелот.
Многие искусствоведы
считают, что эту композицию следует воспринимать как иконографическую
интерпретацию евхаристии — причащения, поскольку Иисус Христос обеими руками
указывает на стол с вином и хлебом.
Почти все исследователи
творчества Леонардо сходятся на том, что идеальное место для разглядывания
картины — с высоты примерно 13—15 футов над уровнем пола и на расстоянии
26—33 футов от нее. Есть мнение — ныне оспариваемое, — что композиция и
система ее перспективы основаны на музыкальном каноне пропорции.
Неповторимый характер
«Тайной вечере» придает то, что в отличие от прочих картин подобного рода она
показывает поразительное разнообразие и богатство эмоций персонажей,
вызванных словами Иисуса о том, что один из учеников предаст его. Никакая
другая картина, написанная на сюжет Тайной вечери, не может быть даже близко
сравнима с уникальной композицией и проработкой деталей в шедевре Леонардо.
Так какие же тайны мог
зашифровать в своем творении великий художник? В книге «Открытие тамплиеров» Клайв
Принс и Линн Пикнетт утверждают, что несколько элементов структуры «Тайной
вечери» свидетельствуют о зашифрованных в ней символах.
Во-первых, они считают, что
фигура по правую руку от Иисуса (для зрителя она находится слева) — не Иоанн,
а некая женщина. На ней одеяние, цвет которого контрастирует с одеждами
Христа, она наклонена в противоположную сторону от Иисуса, сидящего по
центру. Пространство между этой женской фигурой и Иисусом имеет форму буквы
V, а сами фигуры образуют букву М.
Во-вторых, на картине, по
их мнению, рядом с Петром видна некая рука, сжимающая нож. Принс и Пикнетт
утверждают, что эта рука не принадлежит никому из персонажей картины.
В-третьих, сидящий
непосредственно слева от Иисуса (справа — для зрителей) Фома, обращаясь к
Христу, поднял палец. По мнению авторов, это типичный жест Иоанна Крестителя.
И наконец, существует
гипотеза, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей — на самом деле
автопортрет самого Леонардо.
Разберем каждый из пунктов
по порядку. При близком рассмотрении картины выясняется, что персонаж справа
от Иисуса (для зрителя — слева) действительно отличается женскими или
женственными чертами. Принс и Пикнетт уверяют читателей, что под складками
одежды даже различима женская грудь. Конечно же, Леонардо порой любил
придавать женские черты мужским фигурам и лицам. Например, при внимательном
рассмотрении изображения Иоанна Крестителя видно, что он наделен едва ли не
чертами гермафродита с бледной безволосой кожей. Но что же из того, что на
картине «Тайная вечеря» Иисус и Иоанн (женщина) отклонились в противоположные
стороны, образуя между собой пространство в виде буквы V, а контуры их тел
образуют букву М? Несет ли это некую символическую нагрузку?
Принс и Пикнетт утверждают,
что подобное непривычное размещение фигур, одна из которых имеет явственные
женские черты, содержит намек на то, что это не Иоанн, а Мария Магдалина, а
знак V — символ священного женского начала. Буква М, согласно их гипотезе,
означает имя — Мария/Магдалина. С этим предположением можно соглашаться или
не соглашаться, но его оригинальности и смелости никто не станет отрицать.
Остановимся на лишенной
тела руке. Чья же рука видна слева, рядом с фигурой Петра? Почему она столь
угрожающе сжимает кинжал или нож? Еще одна странность состоит в том, что
левая рука Петра ребром ладони как будто рассекает горло соседней фигуры. Что
этим хотел сказать Леонардо? Что означает столь странный жест Петра?
Однако при близком
рассмотрении видно, что рука с ножом все-таки принадлежит Петру, а не
существует сама по себе. Петр вывернул левую руку, и потому ее положение явно
необычное и крайне неуклюжее. Что касается второй руки, угрожающе вскинутой к
горлу Иоанна/Марии, тому имеется объяснение: Петр-де просто кладет руку
ему/ей на плечо. Скорее всего споры на сей счет будут продолжаться еще очень
долго.
Что касается Фомы, сидящего
слева от Иисуса (справа — для зрителя), то он действительно поднял вверх
указательный палец левой руки в явно угрожающей манере. Этот жест Иоанна
Крестителя, как называют его Принс и Пикнетт, присутствует на многих картинах
Леонардо, а также других живописцев той эпохи. Он якобы символизирует
подземный поток знания и мудрости. Дело в том, что Иоанн Креститель в
действительности играл куда более важную роль, чем та, которая отведена ему в
Писании. Тем, кто желает больше узнать об этом, я советую прочитать книгу
«Открытие тамплиеров».
Изображенный на картине
апостол Фаддей, похоже, обладает некоторым сходством с Леонардо, если
сопоставить его образ со знаменитым автопортретом великого художника. На
многих картинах Леонардо да Винчи, посвященных Иисусу или Святому Семейству,
заметна одна и та же деталь: по крайней мере одна из фигур бывает повернута
спиной к главному персонажу живописного полотна. Например, в картине
«Поклонение волхвов».
Недавно завершенная
реставрация «Тайной вечери» позволила узнать немало нового об этой
удивительной картине. В ней, да и во многих других полотнах Леонардо на самом
деле спрятаны некие тайные послания и забытые символы. Однако их истинный
смысл до сих пор остается нам не до конца ясен, что порождает все новые и
новые догадки и предположения. Как бы то ни было, в будущем предстоит еще
многое сделать для разгадки этих тайн. Хотелось бы, чтобы нам удалось хоть в
самой малой степени постичь замыслы великого мастера.
См. также: «Поклонение
волхвов», Леонардо да Винчи
|