Валерий Демин.
Тайны русского народа: В поисках
истоков Руси
Один из крупнейших
представителей сравнительного
языкознания
и сравнительной мифологии Макс Мюллер (1823
--
1900) не без оснований
полагал, что в период,
предшествовавший
образованию современных этносов, каждое слово
в
первоначальном арийском языке было мифом,
каждое имя --
образом,
каждое существительное -- определенным лицом и каждый
предлог
-- маленькой драмой. По этой причине многие языческие
Боги --
индийские, иранские, греческие, германские, славянские
и
прочие -- не что иное, как
результат персонификации
поэтических
обозначений (имен), неожиданных даже для тех, кто
их
придумал. Интересно взглянуть под данным углом зрения на
скупые
сведения древних историков, связанные с преданиями о
Гиперборее.
Естественно, что в Ведах, Авесте, Библии и других
древних
книгах не содержится упоминаний ни о Гиперборее, ни о
гиперборейцах,
поскольку это вообще
не автохтонные
наименования.
Дословно этноним гиперборейцы означает "те, кто
живет
за Бореем (Северным ветром)", или просто --
"те, кто
живет
на Севере". В древнерусской географии также было принято
разделение
мира по ветрам, и территория современной России
обозначалась
соответственно по направлению северного ветра.
"Благословил
есть праотец наш Ной, -- сказано в "Мазуринском
летописце",
-- прадеда нашего Иафета частию земли западного
всего и
северного и полунощного ветров".28
О гиперборейцах писали многие античные
авторы. Одни
подвергали
сомнению само существование гиперборейцев ввиду
отсутствия
достоверных фактов. Так, отец истории Геродот, хотя
и четко
помещает их на крайнем Севере на берегах "последнего
моря",
опасается домысливать что-либо к известным ему фактам,
связанным
с регулярным принесением даров в храм Аполлона на
острове
Делос посланцами гиперборейцев. Напротив, другой гигант
античности
Плиний Старший пишет о гиперборейцах, как о реальном
древнем
народе, живущем у Полярного круга, имеющем древние
традиции
и генетически связанном с эллинами, а
также с
культурой
и религией всего античного мира -- через
культ
Аполлона.
Плиний Старший -- один из самых беспристрастных ученых --
старался
излагать только бесспорные факты, воздерживаясь от
каких-либо
комментариев. Вот что дословно сообщал
он в
"Естественной
истории" (IV, 26): "За этими [Рипейскими] горами,
по ту
сторону Аквилона [Северный ветер -- синоним Борея. --
В.Д.],
счастливый народ (если можно этому верить), который
называется
гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и
прославлен
чудесными легендами. Верят, что там находятся петли
мира и
крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в
течение
полугода, и это только один день, когда солнце
не
скрывается
(как о том думали бы несведущие) от
весеннего
равноденствия
до осеннего, светила там восходят только однажды
в год
при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем.
Страна
эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и
лишена
всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются
рощи,
леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем
обществом;
там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть
приходит
там только от пресыщения жизнью. После вкушения пищи и
легких
наслаждений старости с какой-нибудь скалы они бросаются
в
море. Это -- самый счастливый род
погребения... Нельзя
сомневаться
в существовании этого народа" [подчеркнуто мной. --
В.Д.]29.
Даже из этого небольшого отрывка из "Естественной истории"
нетрудно
составить ясное представление о Гиперборее. Первое --
и
это самое главное, -- она размещалась там, где Солнце может
не
заходить по нескольку месяцев. Другими словами, речь может
идти
только о приполярных областях, тех, что
в русском
фольклоре
именовались Подсолнечным царством. Другое важное
обстоятельство:
климат на Севере Евразии во времена расцвета
Гипербореи
был совсем другим.
Новейшие комплексные исследования, проведенные на севере
Шотландии
по международной программе, показали, что 4 тысячи
лет назад
(это -- стык III и II тысячелетий до
новой эры)
климат
на данной широте был сравним с
нынешним климатом
Средиземноморья.
Еще ранее российскими
океанографами и
палеонтологами
было установлено, что в 30 -- 15 тысячелетии до
н.э.
климат Арктики был достаточно мягким, а Северный Ледовитый
океан
был теплым, несмотря на присутствие
ледников на
континенте.
Примерно к таким же выводам и хронологическим
рамкам
пришли американские и канадские ученые. По их мнению, во
время
Висконсинского оледенения в центре Северного Ледовитого
океана
существовала зона умеренного климата, благоприятная для
такой
флоры и фауны, которые не могли
существовать на
приполярных
и заполярных территориях Северной Америки.
Косвенным свидетельством в пользу существования в северных
широтах
древней высокоразвитой цивилизации могут
служить
находящиеся
повсюду мощные каменные сооружения
и другие
мегалитические
памятники. При зарождении археологии как науки
им
придавалось исключительно важное значение
в понимании
далекого
прошлого человечества. Так, в северной Шотландии, на
Шетландских
и Оркнейских островах хорошо известны развалины
могучих
доисторических башен-крепостей, воздвигнутых задолго до
римских
и тем более норманских завоеваний30. Функционально эти
башни
больше всего напоминают такие же каменные сооружения на
Северном
Кавказе. А то, что расположены они на самой северной
оконечности
Британских островов и сориентированы на отражение
возможной
атаки с Севера, невольно наводит на мысль на их
сопряженность
с Прародиной цивилизации -- Гипербореей. Остатки
подобных
сооружений обнаружены и на Кольском полуострове.
Несомненно также, что в те далекие времена эллины
были
близки
гиперборейцам и по обычаям и по языку -- об этом прямо
пишет
Диодор Сицилийский (П, 47).
Судя по всему, два
родственных
народа жили когда-то вместе в северных широтах.
Затем
некоторые обстоятельства (о них речь
пойдет ниже)
заставили
предков эллинов мигрировать на стыке
II и I
тысячелетий
до н.э., вытесняя и поглощая таких же пришлых (но
примерно
на тысячелетие раньше) завоевателей --
создателей
эгейской
и минойской культуры, строителей величественных
каменных
сооружений и лабиринтов. Трудно, разумеется,
если
придерживаться
научного подхода, и далее детализировать
сведения
по той стране, которая уже во времена Геродота была
объектом
легенд. Но именно научный подход и позволяет найти
некоторые
зацепки и провести ряд аналогий. Так, известна карта
Герхарда
Меркатора (1512 -- 1594) -- одного из самых
известных
картографов всех времен, опиравшегося на какие-то
древние
знания, на которой Гиперборея изображена как огромный
арктический
материк, окружающий Северный полюс и с высокой
горой
(Меру?) посередине (рис.17). С другой стороны, древние
авторы
и, в частности, Страбон в своей знаменитой "Географии",
пишут
об окраинной северной территории, полярной оконечности
Земли,
именуемой Туле (Тула). Туле как раз и занимает то
место,
где по расчетам должны быть Гиперборея
или Арктида
(точнее
Туле -- одна из оконечностей Арктиды).
У Страбона, который опирался на недошедшие до нас тексты
предшественников,
нет каких-либо подробностей относительно
Туле,
кроме того, что он (остров) расположен в шести
днях
плавания
на север от Британии и что море там и вся окружающая
среда
студнеобразные, напоминают тело одной из разновидностей
медуз,
по-древнегречески называемой "морское
легкое". Если
точно
следовать тексту Страбона, то в использованном им, но
впоследствии
утраченном описании плавания
Пифея (он,
собственно,
и посетил таинственную землю, где летом солнце не
садится
за горизонт по нескольку месяцев и
столько же
продолжается
зимняя ночь), приводимые подробности поддаются
лишь
гипотетической расшифровке. В окрестностях Туле "нет более
воздуха,
а некое вещество, сгустившееся из всех этих элементов,
похожее
на морское легкое; в нем, говорит Пифей, висят земля,
море
и все элементы, и это вещество является как бы связью
целого:
по нему невозможно ни пройти,
ни проплыть на
корабле"31.
По эзотерическому преданию, столицей легендарной
страны Туле
был Город Солнца -- Гелиополь. Именно с тех пор
священное
название, превращенное в своего рода символ, начало
свое
победное шествие по всему миру. Сам топоним
греческого
происхождения,
но он калькирует исконно-автохтонные названия.
Одна
из религиозных столиц Древнего Египта
известна под
названием
Гелиополя. Развалины таких же
"гелиополев" --
городов-святилищ
Солнца разбросаны по всему американскому
континенту
-- от Мексики и Гватемалы до
Боливии и Перу.
Впоследствии
имя Города Солнца как символ
достойной и
счастливой
жизни перекочевал в тайные учения и утопические
доктрины
-- наиболее известной из них явилась знаменитая книга
Томмазо
Кампанеллы.
Если других фактов не
сохранилось, а материальные
памятники
либо не распознаны, либо скрыты под
арктическим
льдом,
-- остается прибегнуть к испытанному
средству --
реконструкции
смысла. Ибо язык как хранитель мысли и знаний
исчезнувших
поколений такой же надежный памятник, как каменные
мегалиты
-- дольмены, менгиры и кромлехи.
Нужно только
научиться
читать скрытый в них смысл.
Калькой древнего арктического
материка Туле (Тула)
является
название старинного русского города Тула. Конечно,
вряд
ли русский город Тула имеет прямое
отношение (по
принадлежности)
к древней Гиперборее (Туле). Однако налицо,
если
так можно выразиться, довольно очевидное, хотя и косвенное
свидетельство:
народ, связанный с Гипербореей (Туле), возможно,
пришел
или был вынужден бежать из легендарной страны, народ, в
чьем
языке слово "тула" означало нечто скрытое и
заветное --
он-то
и дал наименование тому месту, где впоследствии возник
современный
город Тула (дословно -- "потаенное место").
Именно такой смысл имеет, согласно Словарю Владимира Даля,
понятие
"тула". Это -- "скрытое,
недоступное место" --
"затулье",
"притулье" ("тулить" -- укрывать, скрывать, прятать
и
т.п.). Есть и другие русские слова с этим
корнем: "туло,
туловище"
-- тело без головы, рук и ног; "туло" -- колчан в
виде
трубки, где хранятся стрелы (отсюда
-- "втулка").
Производными
от той же корневой основы в русском языке являются
слова:
"тыл" -- затылок и вообще -- задняя часть
чего-либо,
"тло"
-- основание, дно (в современном языке
сохранилось
устойчивое
словосочетание "до тла"); "тлеть" -- гнить или чуть
заметно
гореть и т.д.
Как видим, имя города Тула имеет богатейшее
смысловое
содержание.
Топонимы с корнем "тул" вообще имеют чрезвычайное
распространение:
города Тулон и Тулуза во Франции, Тульча -- в
Румынии,
Тульчин -- на Украине, Тулымский камень (хребет) -- на
Северном
Урале, река в Мурманской области -- Тулома, озеро в
Карелии
-- Тулос. И так далее -- вплоть до самоназвания одного
из
дравидских народов в Индии -- тулу.
На американском
континенте
также известен город Тула --
древняя столица
доколумбова
государства тольтеков (на территории современной
Мексики),
просуществовавшая до 12 века н.э. Предположение о
лексической
и смысловой сопряженности этнонима тольтеков и
названия
их главного города с
легендарной приполярной
территории
Туле было высказано еще Рене
Геноном в его
знаменитом
эссе "Атлантида и Гиперборея". Тольтекская Тула с ее
реставрированными
памятниками (включая знаменитую пирамиду
Кецалькоатля)
--
один
из известнейших
архитектурно-археологических
комплексов Нового Света. Однако в
данном
случае нас интересует этимология тольтекского названия
города:
1) восходит ли оно к запредельно-древним
временам,
когда
прапредки индейских племен
вычленились из общей
этнолингвистической
массы и начали свое миграционное шествие по
американскому
континенту, покинув общую прародину всех народов
мира
(предположительно не ранее 40 тысяч лет до
н.э.); 2)
принадлежит
ли оно исчезнувшему народу, прибывшему с одного из
погибших
гипотетических материков или архипелагов Атлантиды или
Арктиды;
3) является ли автохтонным -- с учетом того, что сама
культура
тольтеков была кратковременной (в
пределах трех
столетий)
и сравнительно поздней.
Но если даже остановиться
на последнем возможном
объяснении,
-- нельзя отрицать, что сами тольтеки возникли не
на
пустом месте и не вдруг -- у них были предки и прапредки, в
словарном
запасе которых непременно были слова с
корневой
основой
"тул[а]", лежащей, кстати, в фундаменте самого этнонима
"тольтеки".
Кроме того, на месте
разрушенной столицы
государства
тольтеков ранее существовал легендарный город
индейцев
науа -- Толлан (или Тольян), чье название созвучно
лексеме
"тул". И эту цепочку поколений, тянущуюся вглубь веков,
опять-таки
можно проследить до 40-го тысячелетия до н.э., то
есть до
начала распада единой этнолингвистической общности всех
народов
и языков мира.
Несмотря на скудные сведения историков,
античный мир
располагал
обширными представлениями
и немаловажными
подробностями
о жизни и нравах гиперборейцев. Солнцебог Аполлон
Гиперборейский
-- покровитель муз -- вдохновил многих поэтов и
писателей,
дабы воспели они своих северных прапредков. И все
потому,
что корни давних и тесных связей с
гиперборейцами
уходят в
древнейшую общность праиндоевропейской цивилизации,
естественным
образом связанную и с Полярным кругом, и с "краем
земли"
-- северной береговой линией
Евразии и древней
материковой
и островной культурой.
Именно здесь, как пишет Эсхил: "на
краю земли", "в
безлюдной
пустыне диких скифов" -- по приказу
Зевса был
прикован
к скале непокорный Прометей (рис.18), который, вопреки
запрету,
подарил людям огонь, открыл тайну движения звезд и
светил,
научил искусству сложения букв, земледелию и плаванию
под
парусами. Но край, где томился терзаемый драконоподобным
коршуном
Прометей, покуда его не освободил Геракл, -- не всегда
был
столь безлюдным и бесприютным. Все выглядело иначе, когда
сюда,
на край Ойкумены, к гиперборейцам приходил знаменитый
герой
древности -- Персей, чтобы сразиться с Горгоной Медусой,
завладеть
ее несущей смерть головой. За то и был он прозван
"Гиперборейским",
о чем в подробностях поведал Пиндар --
величайший
эпический поэт Эллады:
Но ни вплавь, ни впешь
Никто не вымерил дивного пути
К сходу гипербореев --
Лишь Персей,
Водитель народа,
Переступил порог их пиров,
Там стожертвенным приношением Богу закалывались ослы,
Там длящимся весельям и хвалебным словам
Радуется Аполлон,
И смеется на ослиную встающую спесь.
Не чуждается их нрава и Муза:
Хоры дев, звуки лир, свисты флейт
Мчатся повсюду,
Золотыми лаврами сплетены их волосы,
И благодушен их пир.
Ни болезни, ни губящая старость
Не вмешиваются в святой их род.
Без мук, без битв
Живут они, избежавшие
Давящей правды Немезиды.
Смелостью дыша,
Это в их счастливые сборища
Шагнул, предводимый Афиною,
Сын Данаи.
Он убил Горгону,
Он принес островитянам
Ту голову, пеструю змеиною гривой,
Каменную смерть.
И дивному вера есть, коль вершитель -- Бог.
Не иначе -- картина "золотого века": равные
олимпийским
Богам гиперборейцы
не знают ни нужды, ни войн, ни внутренней
вражды,
ни болезней, ни смерти. Гиперборея -- воистину родина
Богов,
героев и всего человечества. О том же свидетельствует и
вышеприведенный
отрывок из Плиния Старшего.
Вопрос о подвигах и приключениях Персея
интересен не
только
своей географической привязанностью к гиперборейцам, но
и
заглубленностью в те пласты древнего мировоззрения, когда
действовала
совершенно иная по сравнению с классической система
мифологических
ориентиров. Персей отправился на "край земли", в
царство
гиперборейцев как на прародину и самих
эллинов, и
Олимпийских
Богов. Там, на Крайнем Севере, обитали потомки
титанов
первого поколения Богов, названных в 37-м Орфическом
гимне
"истоком и началом всего, что смерти
подвластно", но
побежденных
все же Олимпийцами в жестокой борьбе. Там, видимо,
и
произошла Титаномахия -- битва Богов и Титанов -- ближайших
потомков
одной и той же матери Земли-Геи и одного и того же
отца
Неба-Урана. В действительности же Титаномахия отразила в
мифологической
форме распад праэтноса и столкновение двух
тотемных
структур -- старой и новой, одна из которых, возможно,
потерпев,
поражение, вынуждена была мигрировать на Юг, оставив,
однако,
потомкам выгодную для себя версию
происходивших
событий.
Не вдаваясь в перипетии древней
войны (ее точные
подробности
все равно не известны), отметим, что титаны и их
окружение
были изничтожены дважды: первый раз -- физически,
второй
раз -- морально. На них была наложена Каинова печать
сатанинского
племени, им были приписаны все
мыслимые и
немыслимые
грехи. Так, впрочем, было всегда, когда одна религия
приходила
на смену другой: прежние кумиры в прямом смысле
уничтожались,
на былые верования накладывалось табу, а все, что
с ними
было связано, извращалось и изгаживалось. Именно так
произошло
при распаде индоиранской общности. Первоначально у
древних
индийцев и иранцев были общие Боги. После разделения
религий
и культур одни и те же Боги стали восприниматься с
противоположными
знаками народами, перешедшими во враждебные
отношения
друг к другу. В индоиранской мифологии существовало
разделение
мира демонов и Богов
на дэвов и
асуров.
Но если в индийской традиции деви --
синоним
Божества, то в иранской интерпретации (а в дальнейшем и
у
других народов, оказавшихся в орбите персидской
культуры)
дэвы
-- злобные, кровожадные оборотни, главные враги
рода людского.
Примерно тот же смысл вкладывают индийцы
в
понятие
асуров; зато у древних иранцев ахуры --
божественные
существа, боровшиеся за упорядочение мира
и
общества
против сил хаоса, зла и тьмы, а
Ахурамазда --
верховное
Божество зороастрийского пантеона.
По такой же примерно схеме развивались
события при
становлении
олимпийской мифологии. Среди
эллинов были
распространены
три концепции сотворения мира: 1) пеласгийская и
2)
орфическая, обе развивавшие общеиндоарийские представления о
космическом
яйце как первоколыбели Богов и людей,
и 3)
олимпийская,
превратившаяся в официозную религию и идеологию
после
вторжения эллинов на Балканы.
По олимпийской традиции первоначально существовало четыре
поколения
Божеств. Второе и третье поочередно свергали своих
предшественников.
Согласно Гесиоду, прародителями всего живого
считались
Гея-Земля и Уран-Небо. От их брака
народились
чудовища
-- сторукие великаны гекатонхейры, одноглазые циклопы,
а также
титаны и титаниды. Титаны во главе с Кроном (Хроносом)
восстали
против отца Урана, свергли его после оскопления и
стали
править миром. Но не вечно. От брака Крона -- владыки
мира --
с сестрой-титанидой Реей родилось пятеро детей. Дабы не
допустить
своего свержения, отец тотчас же их проглатывал, пока
очередь
не дошла до последнего -- Зевса. Мать-Рея подменила
ребенка
камнем, а сына надежно спрятала и вырастила. Возмужав,
Зевс
освободил из утробы отца своих братьев и сестер и вместе с
ними
объявил десятилетнюю войну всем титанам. Победа досталась
Зевсу
(рис.19), титаны во главе с Кроном были низвергнуты, а
миром
стал править Зевс и его соратники: братья Посейдон и
Плутон,
сестра Деметра и супруга Гера. В дальнейшем в число
Олимпийских
Богов были включены дети Зевса от разных жен:
Гефест,
Гермес, Аполлон, Артемида, Афина,
Арес, Дионис,
Афродита.
Относительно происхожденя последней имеется иная,
более
древняя версия: Афродита -- не дочь, а, скорее, тетка
Зевса.
Она появилась на свет еще до рождения будущего владыки
Олимпа:
плоть оскопленного Урана упала в море, образовав пену,
из
нее-то и возникла Пенорожденная Богиня.
Спрашивается: какое отношение все это имеет к
русскому
мировоззрению?
А вот какое: подавляющее большинство упомянутых
событий,
описанных в классической Теогонии, происходило не на
Балканах
-- территории древней и современной Греции, а в местах
расселения
той части индоевропейской этнической общности,
которая
впоследствии непосредственно разделилась на прапредков
эллинов
и прапредков славян. Находился этот этнический котел
народов
в северных широтах Евразии, то есть главным образом на
территориях
современной России, именуемых
в древности
Гипербореей.
Греки и русские -- народы, близкие по генетическим
корням
и духовному мироощущению; неспроста впоследствии они
вновь
духовно объединились в православии.
Вообще же вопрос о титанах достаточно запутан и относится
к
числу "темных". Расхождения
по поводу их генезиса
существовали
уже между Гомером и Гесиодом. По Гесиоду, как уже
отмечалось,
отец двенадцати титанов и титанид -- это Уран-Небо,
а
мать -- Гея-Земля. В дальнейшем титанами именовались и дети
первого
поколения, например, Прометей -- сын Япета (Иапета) и
Климены.
У Гомера титаны -- дети не Урана и Геи, а Океана и
Тефиды
-- родоначальников всего живущего. (Между прочим, то,
что
наименование "титаны" образовано от имени матери -- Тефиды
(Титии),
свидетельствует о матриархальности
отношений,
доминировавших
во времена их владычества.
Напротив, с
воцарением
Олимпийцев утвердились отношения патриархальные.)
Аполлодор
в "Мифологической библиотеке" придерживается версии
Гесиода.
Впоследствии их точка зрения и была канонизирована,
хотя
уже многие античные авторы -- и в их числе знаменитый
философ
Гераклит Эфесский -- выражали глубокие
сомнения в
компетенции
Гесиода. Это подтверждают и некоторые, как принято
выражаться,
независимые источники.
Сохранились свидетельства так называемых Сивиллиных книг,
некогда
обширных мифологических источников
древнейшего
происхождения.
Первоначально Кумская Сивилла
принесла
последнему
царю Древнего Рима Тарквинию
Гордому девять
священных
книг, и уже тогда шесть из них
были сожжены.
Оставшиеся
не раз переписывались, сокращались,
пока их
окончательно
не уничтожили варвары после захвата Рима. Тем не
менее
некоторые отрывки уцелели, среди них --
касающиеся
происхождения
титанов. Иногда утверждают: перед
нами не
подлинник,
а позднейший пересказ. Ну и что! Ничуть не меркнет
заслуга
нередко безымянных авторов, сумевших донести до нас
голос
подлинника, в том или ином виде бывшего у кого-то перед
глазами.
Ценность первоначальных свидетельств не снижается,
оттого
что они передаются от поколения к поколению.
В III Сивиллиной книге излагается версия,
отличная от
общепринятой:
титаны вовсе не были Первобогами, а представляли
десятое
поколение, жившее после потопа (какого по счету потопа
-- не
говорится). Самое интересное, что Титан в
Сивиллиной
книге
-- имя собственное: "И владычествовали тогда Крон, Титан
и Япет,
названные превосходнейшими детьми Геи (Земли) и Урана
(Неба),
по причине того, что они были лучшими земными людьми.
Вся
земля была разделена между ними на три части
и каждый
владычествовал
в своей части бесспорно, ибо отец наложил на них
клятву,
а дележ был справедливый. Но когда старому отцу пришел
конец и
он умер, тогда клятва была нарушена постыдным образом,
и
сыновья заспорили о царском достоинстве и владычестве над
всеми
людьми. Воевали же (преимущественно) Крон и
Титан"32.
Далее
подробно рассказывается о перипетиях этой борьбы.
Поражает обыденность и приземленность
данной версии:
титаны
и будущие Олимпийцы оказываются простыми людьми (Зевс,
кстати,
прозывается Дисом и признается таким же смертным, как
все
люди, Боги и полубоги). Любопытна интерпретация и самого
образа
Титана: первоначально это брат-соперник Крона и Япета (в
Сивиллиной
книге -- вопреки Гесиоду и Аполлодору -- они не
называются
титанами; зато таковыми именуются
60 сыновей
первородителя).
Имеются веские основания предполагать, что Титан -- вообще
не имя,
а прозвище. Исходя из значения древнегреческого слова и
близких
ему по смыслу слов, "титан" означает:
"простирающий
руку",
"стремящийся", "мыслитель",
"властелин", "питатель"
("властелин"
уместно признать основным смыслом). Точно так же
Прометей
-- сын Япета (Ипета) -- не имя
собственное, а
прозвище:
"провидец", "промыслитель",
"прозорливец", "ведун"
(от слов:
"ведать, "проведать"), то есть из
одного ряда с
русскими
словами: "ведьма" (ж. род), "волхв" (м.
род). Крон
также в
известном смысле прозвище: имена Крон[ос] и
Хронос
тождественны,
а Хронос означает Время.
Косвенно это
подтверждает
и один из фундаментальных памятников мировой
историографии
-- "История Армении" (V в. н.э.). Ее автор --
выдающийся
сын армянского народа Мовсес Хоренаци также
опирался
на III Сивиллину книгу, но другую ее редакцию, где
вместо Крона-Хроноса
фигурирует его персидский эквивалент Зрван
(Зерван).
В древнеиранской мифологии Зрван -- Время, являющееся
первоначальной
мировой субстанцией; отсюда --
зерванизм
(зрванизм)
-- самобытная философская концепция, оказавшая
непосредственное
влияние на зороастризм, маздеизм, иудаизм,
гностицизм,
каббалистику, а в манихействе Зрван и
вовсе
является
Верховным Богом.
Вообще же имя древнегреческого Первобога-титана
Крона
родственно
таким русским словам, как "крона"
(дерева) или
"корона"
(от лат. corona -- венок). Поэтому изначальный
смысл
самого имени Крон можно
реконструировать как:
"верховник",
"венценосец". Одновременно в
русском языке
прижился
и вторичный смысл имени Крона -- Хронос-Время. Имя
Крона,
олицетворяющее им онтологическое и
историософское
значение
времени, сохранилось и в современном слове "хроника".
Древнее
русифицированное его звучание --
"кроника", где
корневая
основа "крон" наличествует в первозданном виде. Термин
"кроника"
в различных ее вокализациях был достаточно широко
распространен
в старинной книжной литературе, где выступал
синонимом
слова "летопись", обозначая исторические своды -- в
особенности
иноязычные и переводные33 . Из общего корневого
гнезда
проистекают и другие исконно русские слова:
глагол
"кроить"
и существительное "край", восходящее к
тому же к
авестийскому
karаna -- "край", "сторона" (см.: Словарь
М.Фасмера).
Несмотря на олимпийский переворот, Крон
продолжал
почитаться
практически во всех странах древнего мира -- от
Египта
до территорий, заселенных славянами, ибо, по
мнению
древних
-- свидетельствует Плутарх, -- "все произошло от Крона
и
Афродиты"34, то есть -- от
всепоглощающего времени и
всепобеждающей
любви. Древние считали его еще и Богом холода и
зимы --
еще одно указание на полярную прародину.
Некоторые
авторы
прямо называют Крона гиперборейским Божеством, владыкой
Полюса и
полярных стран. Неспроста ведь в отдельных античных
источниках
современная акватория Ледовитого океана именовалась
Кронидским
морем. Латинским эквивалентом Бога Крона был Сатурн.
Именно
под этим именем он упоминается как Божество славян в
книге
арабского путешественника Аль-Массуди. В X веке, еще до
введения
христианства на Руси, он посетил нынешние российские
территории,
путешествуя по Хазарии и Волжской Булгарии. В одном
из
славянских Храмов на Черной горе, рассказывает Аль-Массуди в
книге
"Золотые луга", стоял идол, представлявший
Сатурна в
образе
старца с палкою в руках, ею он разгребал могильные кости
смертных;
под правою ногой были изображены
разного рода
муравьи,
а под левою вороны и другие подобные птицы35.
Ясно, что упомянутое славянское Божество Времени и Смерти
имело
свое собственное имя -- в прошлом веке
его пытались
реконструировать
известные европейские мифологи. Со ссылкой на
чешские
хроники считали, что имя его Ситоврат,
созвучное
Сатурну
и означающее Солнцеворот (или, возможно также, Врата
Солнца).
Со ссылкой на средневековые латинские словари считали,
Крона,
а также названию одной из разновидностей сокола
--
"кречета".
Подобной точки зрения
придерживался Якоб
Гримм,
проделавший скрупулезный лингвистический анализ
данного
теонима. В конечном счете родственными
имени Крът
(Крон)
признаются слова с корнем "крес"
-- ("огонь") и
"крад-крак",
включая название древнего польского города Краков.
От себя
добавим, не менее созвучен имени Крът и топоним Крит --
название
средиземноморского острова,
очага эгейской
цивилизации.
Для имени Зевс -- низвергателя Крона и других
титанов
-- тоже нетрудно подыскать аналоги в русском языке. Это
слово
"зев", и "зов", и
сопряженные с ними единоосновные
глаголы
"зиять", "звать", "зевать". Последний, по Далю,
помимо
общераспространенного
смысла, означал также:
"кричать",
"орать",
"реветь". "Зев -- рев" -- вот,
вероятнее всего, та
смысловая
"вилка", которая нашла свое отражение
в имени
Олимпийского
Громовержца.
А какие сведения можно
почерпнуть в древнерусских
источниках?
Крупнейший русско-украинский историк Николай
Иванович
Костомаров (1817 -- 1885)
в монографии
"Севернорусские
народоправства во времена удельно-вечевого
уклада
(История Новгорода, Пскова и Вятки)"
ссылается на
хронографы
XVI и XVII веков, где записана уже упоминавшаяся
легенда
о начале Русской земли. Здесь рассказывается о потомках
Яфета
(Япета) Скифе и Зар-дане, переселившихся
на юг в
Причерноморье;
в свою очередь их потомки -- Словен
и Рус
вернулись
в места прежнего проживания своих предков на Севере.
Имя
Зар-дан в русских источниках нигде более не зафиксировано.
Оно
может быть интерпретировано двояким образом: во-первых, с
учетом
чередования согласных звуков и по аналогии с понятием
Зрван,
означающим Время и прямиком выходящим на его греческий
эквивалент
Хронос-Крон[ос]; во-вторых, как собственно русское
имя,
состоящее из двух русских корней "зар" (ср.:
"заря") и
"дан"
(ср.: "данный") -- в таком случае Зардан
сродни имени
Богдан.
Думается, однако, что различие между обоими подходами
условно,
если обратиться к теории единого происхождения языков
мира;
впрочем, общая основа наверняка
отыщется уже в
общеиндоевропейских
корнях.
Сходным образом понятие и слово "титан"
образуют общее
лексико-смысловое
гнездо с исконно русскими словами: "тита"
(женская
грудь -- "титька"), "тетя", "тятя"
("тата -- отец",
откуда
и слово "отечество") -- все они предполагают некоторую
близкородственную
основу. По поводу Крона в русских летописях
есть
еще одно любопытное свидетельство,
почерпнутое из
византийских
хроник, излагавших эллинскую мифологию. В русском
Хронографе
редакции 1512 года упоминается один из прародителей
человечества
-- исполин Крон, названный так "по имени великой
звезды"
(то есть планеты Сатурн). Русский хронограф считает
Крона
дедом великого пророка Зороастра, "рекше зорозвездник,
славный
перьскый звездозаконник".
Остается разобраться с этимологией имени Япет (Иапет) --
Яфет
(последнее в древности писалось -- Афет, в
современных
изданиях
-- Иафет). С ним
сопрягается имя Ипат --
мистически-роковой
символ русской истории: с Ипатьевского
монастыря
началась история династии Романовых, а в Ипатьевском
доме в
Екатеринбурге она трагически завершилась. Полное имя для
Ипата
-- Ипатий, он же -- Евпатий, древнерусское написание --
Еупатий
(так звали организатора сопротивления Батыю в Рязанском
княжестве),
восходящее к греческому Евпатору, что означает
"благородный"
(такое прозвище было у знаменитого властителя
Боспорского
царства Митридата VI). Русское имя Ипат, исходя из
греческой
первоосновы, также переводят обычно:
"знатный",
"важный".
Однако нахождение иноязычного эквивалента -- лишь первый
шаг
на пути отыскания истины: корни
и греческого, и
славяно-русского
слов наверняка уходят в более глубокие
лексические
и смысловые пласты, тем более когда речь идет о
легендарном
прародителе индоевропейских и прочих народов. Не
лишено
вероятности, что имя Иапет --
обычное прозвище,
связанное
с древнегреческим глаголом iapto, значение
которого
многопланово: "кидать",
"бросать", "низвергать",
"произносить",
"нападать", "поражать", "носиться",
"мчаться",
"плясать".
Соответственно и Иапет может
считаться и
Низвергателем,
и Мчащимся, и Плясуном,
и т.д. Среди
неавтохтонных
пришлых народов, известных античным авторам, были
иаподы,
жившие на стыке Балканского
и Апеннинского
полуостровов,
а также иапиги, поселившиеся в конечном счете в
Италии,
куда они прибыли с Крита под водительством Иапига, сына
легендарного
мастера Дедала и неизвестной
критянки. Что
заставило
критян спешно покинуть остров -- колыбель доэллинской
цивилизации,
-- об этом история умалчивает. Известно однако,
что сам
Дедал был связан с Севером (Арктом), о чем еще будет
сказано
ниже.
Просматриваются параллели и с русским языком, хотя и носят
они
гипотетический характер. Так, хорошо известное
русское
слово
"ябедник" в прошлом означало
"служитель" и писалось,
начиная
с "Русской правды" Ярослава Мудрого,
"ябет[ь]ник",
уходя
своими корнями, по мнению большинства специалистов, в
скандинавские
языки. Впоследствии, но не ранее XVI века, из
существительного
"ябедник" образовался глагол "ябедничать" со
смыслом
"доносить", "клеветать", а
"ябедник" превратился в
"ябеду-доносчика".
С учетом взаимопревращаемости согласных
звуков
"б" и "п" можно
допустить форму "япетник", где
лексическая
основа "япет" обнаруживается очень четко.
Кроме
того,
в русле индоевропейской фонетической
трансформации
известно
превращение "б" в "пф" (или
наоборот). Русское
"яблоко"
имеет общую корневую и генетическую основу с немецким
Apfel,
где "б"="пф". Отсюда
понятно, почему в
вокализации
имени Япета возможен вариант со звуком "ф" вместо
"п".
Конечно, созвучность имени-символа
Япет-Яфет и
древнерусского
слова "ябеть[ник]" может оказаться случайной, но
во
всякой Истории -- в том числе и в истории языка -- ничего
случайного,
по большому счету, не бывает.
Таким образом, многие Олимпийские Боги, эллинские герои и
связанные
с ними сюжеты окрашены в "русские тона". Данный на
первый
взгляд парадоксальный тезис нужно понимать не в
том
плане,
что эллины произошли от русских (или наоборот), а в том
смысле,
что предыстория тех и других имеет общие корни и даже
ствол:
некогда существовал нерасчлененный Пранарод с общим
языком
и культами, но в дальнейшем праэтнос расщепился, места
расселения
изменились, языки обособились. Однако следы былой
общности
не стерлись. Это -- бесспорный факт, и в дальнейшем
изложении
он неоднократно будет подкрепляться все новыми и
новыми
аргументами. Еще в
прошлом веке вывод о
близкородственности
древнегреческой и русской народных культур
настойчиво
пропагандировал выдающийся славист и фольклорист
Петр
Алексеевич Бессонов (1827 -- 1898), а также уже
упомянутый
А.Д.Чертков. Кроме того, был издан сравнительный
словарь
А.О.Готтеса "Основание всеобщей
словесности и
происхождение
русского языка" (СПб.,
1844), получивший
неоднозначную
оценку в научных кругах,
но наглядно
демонстрировавший
сотни параллелей между
русским и
древнегреческим
языками. Ныне к идее совпадения древних и
коренных
индоевропейских культур с русским мировоззрением и
традициями
обратились многие современные
исследователи.
Наибольший
интерес в данном плане представляют публикации
Ю.Д.Петухова
(см., напр.: Дорогами Богов. М., 1990; Русские
Боги
Олимпа // Голос Вселенной. 1996. No5) и
В.И.Щербакова
(см.:
Асгард -- город Богов. М., 1991; Века Трояновы.
М.,
1995).
В последнее время принято более внимательно относиться к
Библии
как к историческому документу. Безусловно, Книга Книг
таковым
и является. Здесь аккумулировано древнее знание многих
народов.
И в особенности это касается предыстории. Позволю и я
в
качестве отправного пункта для
объяснения некоторых
таинственных
явлений доисторического прошлого взять
две
загадочные
библейские фразы из 6-й главы
"Бытия". Здесь
рассказывается
о временах, предшествовавших всемирному потопу,
о грехах
людских и о том, как "сыны Божьи" (Эрих фон
Деникен
расценивает
их как посланцев иных миров) стали брать в жены
дочерей
человеческих, и те начали рожать от них детей. Но не к
этому
сюжету, казалось бы, имеющему непосредственное отношение
к палеоконтактам,
хотелось бы привлечь внимание. В 6-й главе
"Бытия"
есть небольшое вставное отступление, которое не имеет
никакого
отношения ни к предыдущему, ни
к последующему
изложению.
Всего две фразы: "В то время были на земле исполины
<...>
Это сильные, издревле славные люди" (Быт. 6, 4).
Обычно слова эти воспринимаются как
дань уважения
фольклору
и сказкам о великанах. Но, во-первых, в фольклоре
также
отображена реальная история, особенно
-- древняя.
Во-вторых,
почему бы не посмотреть на сам библейский текст как
на
историческое свидетельство. Тем более перед нами далеко не
единичное
свидетельство. Напротив, свидетельств масса -- как и
заслуживающих
внимания фактов. Сошлемся только на два.
В России почти не знают вавилонского историка Бероса (ок.
350
-- 280 до н.э.). Труды его (точнее -- дошедшие
из них
фрагменты)
никогда на русский язык не переводились и вообще
считаются
чуть ли не апокрифическими. Между тем они -- один из
важнейших
источников по древней истории. Сам
Берос был
жрецом-астрологом,
но после взятия Вавилона Александром
Македонским
и наступления "смутного времени" бежал в Элладу,
выучил
греческий язык, затем возвратился на родину и написал
по-гречески
для царя Антиоха I историю Вавилонии,
включая
доисторические
времена, опираясь при этом на древние, погибшие
уже
тогда источники. Так вот Берос, описывая допотопную историю
Земли,
делит населявших ее разумных существ на три категории:
гиганты,
обыкновенные люди и существа, жившие в море, которые
обучили
людей искусствам и ремеслам.
Сначала исполины были добрые и славные, говоря
словами
Библии.
Но постепенно деградировали и стали угнетать людей.
"Питаясь
человеческим мясом, -- пишет Берос, -- они изгоняли
утробные
плоды женщин для приготовления кушанья.
Блудно
сожительствовали
с родными матерями, сестрами, дочерьми,
мальчиками,
животными; не уважали Богов и творили
всякие
беззакония".
Боги за нечестие и злобу затмевали им разум, а под
конец
решили истребить нечестивцев, наслав на
Землю воды
потопа.
Погибли все, кроме праведника Ноа [библейский Ной] и
его
семейства. От него и пошел по новой род людской.
Берос описывал события на Ближнем и Среднем Востоке. Но не
знал,
что творилось на Севере, на Дальнем Востоке и
уж тем
более
-- в Америке. А там происходило примерно то же самое.
Помимо
людей, существовали еще и человекообразные
существа
исполинского
роста. Сначала они были нормальными
"людьми",
однако
постепенно деградировали, превратившись в
злобных и
кровожадных
людоедов. Вот об одном таком
обитавшем на
территории
России уже в историческое время и
сохранилось
документальное
свидетельство. Принадлежит
оно Ахмеду
ибн-Фалдану,
который в 921 -- 922 гг. вместе с посольством
багдадского
халифа посетил царя волжских булгар, проехав перед
тем и
по русским владениям. Книга, которую написал ибн-Фалдан,
-- бесценный
источник по истории дохристианской Руси, но
интересующий
нас отрывок из нее обычно стыдливо замалчивается.
А
рассказывается в нем ни больше ни меньше как о
последнем
исполине,
проживавшем на волжской территории. Вот о чем поведал
арабский
путешественник.
Еще находясь в Багдаде, он слышал от
одного пленного
тюрка,
что при ставке владыки Булгарского царства содержится в
неволе
один исполин -- "человек
чрезвычайно огромного
телосложения".
Когда посольство прибыло на Волгу, ибн-Фалдан
попросил
царя показать гиганта. К сожалению, его не так давно
умертвили
из-за буйного и злобного характера. Как рассказывали
очевидцы,
от одного взгляда исполинского существа дети падали в
обморок,
а у беременных женщин случались выкидыши. Одичавший
великан
был пойман далеко на Севере, в стране Вису (как считают
современные
историки, это -- летописная весь, жившая где-то в
районе
Печоры. -- В.Д.), и доставлен в столицу Волжской
Булгарии.
Его держали за городом, прикованным цепью к огромному
дереву.
Здесь же и удавили. Ибн-Фалдану показали останки: "И я
увидел,
что голова его подобна большой кадке, и вот ребра его
подобны
самым большим сухим плодовым веткам пальм, и в таком же
роде
кости его голеней и обе его локтевые кости. Я изумился
этому и
удалился"36.
Перед нами важное
документальное свидетельство,
беспристрастно
подтверждающее то, что хорошо известно из
фольклора
и мифологии, а также по многим рисункам и изваяниям.
Архаичный пласт древних мифологий скрыт за семью печатями.
И все
же он поддается смысловой реконструкции.
Причем для
обоснования
его северного происхождения
одного лишь
культурологического
материала недостаточно. Необходимы также
антропологические,
геологические, климатологические и даже
космологические
факты.
Гиперборейцы -- потомки титанов, свидетели и
участники
Титаномахии.
На это прямо указывают
античные авторы:
"Гиперборейцы
были титанического происхождения ... Они взросли
из
крови бывших прежде титанов"36-а. Вспомним, море
вблизи
Гипербореи
именовалось Кронидским, по имени главы
"партии"
титанов
Крона -- отца Зевса. Да и сам Крон, если отвлечься от
поздней
проолимпийской версии о низвержении в Тартар, продолжал
властвовать
на Островах Блаженных, мало чем отличавшихся от рая
земного
и расположенных опять-таки на широте Гипербореи. Жизнь
на
Островах Блаженных, как она представлялась и описывалась
античными
авторами, почти полностью совпадает с
описаниями
жизни
гиперборейцев.
|