Валерий Демин.
Тайны русского народа: В поисках
истоков Руси
Память
о гиперборейской Прародине русского народа
сохранилась
не только в былинах. В середине прошлого века
записано
предание о предках вятичей, поселившихся по берегам
одноименной
реки еще в те незапамятные времена, когда, согласно
легенде,
на Руси не было царей и князей, когда она управлялась
своими
родоначальниками. Предводительствовал русскими
переселенцами
богатырь по имени Оноха. Он и двенадцать его
братьев
построили городище, а в нем -- большой дворец. Но
пришельцы
не были первыми на Вятской земле. Здесь давно уже
проживал
богатырь Никулица с красавицей дочерью. К ней-то и
посватался
Оноха. Никулица выдвинул коварные и заведомо
невыполнимые
условия: добыть "с закату" (т.е. от Солнца)
камней-самоцветов,
что дают негасимый свет ночью и днем. Оноха
остался
заложником, а его братья поскакали догонять Солнце.
Назад
поспеть нужно было к утру -- иначе Оноху повесят (по
другой
версии -- посадят на кол) и вороны его расклюют, а
братья-богатыри
окаменеют. К несчастью, так и произошло.
Солнечные
осколки-самоцветы братья раздобыли, но назад к
двенадцатым
петухам не поспели и превратились в камни.
Хитростью
Онохе удалось вырваться из плена, бежать вместе с
названной
невестой в свой город-крепость. Однако и Никулица с
дружиной
не дремал: на быстролетных крылатых конях беглецов
настигли
и Оноху сожгли на том месте, где схватили, а кости
закопали
вместе с солнечными негасимыми самоцветами.
Такова вкратце канва легендарных событий, сочетающих и
волшебную
сказку, и былину, и глубочайшую архаику Каменного
века,
летающих гиперборейцев, солнечный культ и 12-месячный
годовой
цикл (12 братьев -- знаменитые славянские 12 Месяцев).
Пересказанный
сюжет был чрезвычайно популярен среди местного
населения.
Повсюду распевали песню про богатыря Оноху -- ее
наизусть
знали каждый крестьянский мальчик и каждая
крестьянская
девочка, подчеркивал автор публикации в "Вятских
губернских
ведомостях" за 1861 г. No 1.
Кто же такой Оноха и к какому времени следует отнести его
появление
на территории, вплотную примыкающей к Русскому
Северу?
Легенда наверняка восходит к отголоску Каменного века
--
Святогорову циклу русских сказаний, и богатырь Никулица --
вятский
неидеализированный прообраз былинного Микулы (Никулы)
Селяниновича.
Но есть ли в мировом фольклоре параллели для
загадочного
Онохи? Есть! -- давным-давно определили
исследователи:
русский Оноха -- никто иной, как ветхозаветный и
апокрифический
Енох (Энох).130 Оноха (или в более привычной
вокализации
-- Аноха) -- в прошлом весьма распространенное на
Руси
имя, о чем свидетельствует фамилия многочисленных
современных
Анохиных. В народном истолковании "аноха" --
"простак",
"недоумок" (см. Словарь Даля). Вместе с тем в народе
однозначно
представляли, что Аноха -- это библейский Енох
Праведный,
которого Бог вознес на небо. В быту так и говорили
--
Аноха-праведник (известны и другие поговорки: "Время плохо
-- стал
указчиком Аноха"; "Аноха Аноху, да впряг в соху" и
др.).
Особой популярностью среди всех слоев населения
пользовался
ветхозаветный апокриф "Книга Еноха Праведного".
Или,
как она именовалась в одном из списков ХIV века: "От книг
Еноха
Праведного, пореже потопа, и ныне жив есть", откуда
следовало,
между прочим, что библейский праведник, поведавший о
космических
странствиях и "всем неизреченном и неисследованном
мире",
здравствует и поныне. В "записках" Еноха, переданных
людям,
настолько подробно, детально и натуралистично описано
вознесение
живого человека в занебесные сферы, что это дало
основание
некоторым популяризаторам заявить, что библейского
патриарха
в Космос забрали два инопланетянина, описанные в
апокрифе
как "два мужа огромные", ранее на земле не виданные --
с
горящими лицами, огненным оперением и золотыми (солнечными)
крыльями.
Во время своего путешествия Енох посетил семь
космических
сфер, познакомился в внеземными мирами и механизмом
управления
Вселенной, узнал законы движения звезд и планет,
воочию
увидал вселенские чудеса -- вплоть до сферического
"светлостояния"
в виде огненных колес. Сказания о межзвездных
скитаниях
Еноха Праведного не могли не пробудить в душе
космического
мироощущения. Подача материала от первого лица
только
усиливала это чувство у читателей и слушателей разных
эпох
и народов: "Меня окружили облака и туманы; движущиеся
светила
и молнии гнали меня, ветры ускоряли течение мое; они
вознесли
меня на небо. Я достиг стены, построенной из
кристалла;
колеблющееся пламя окружало ее; я вошел в это пламя.
Я
приблизился к обширному жилищу, построенному из кристалла.
Стены,
как и фундамент этого жилища, были из кристалла, а свод
его
состоял из движущихся звезд и молний..."131. Сквозь
образную
символику здесь явственно просматриваются и позитивные
факты.
Как же в таком случае Енох-Аноха оказался на Вятской
земле?
Все очень просто: библейские книги (особенно Книга
Бытия)
при их составлении опирались на более древние, в том
числе
и "гиперборейские", источники. То же относится и к
апокрифической
"Книге Еноха Праведного". Это ведь только для
ортодоксальных
богословов она представляется
ложно-"отреченной".
С непредвзятой и исторической точки зрения
описание
космического путешествия Еноха -- такой же бесценный
источник
культуры, как и любая другая древняя -- каноническая
или
неканоническая -- книга. И в ней в мифологизированной форме
содержатся
сведения об одном из праотцов современных этносов --
Енохе-Анохе,
к тому же тесно связанном с северной Прародиной.
Русская
же интерпретация об Онохе-вятиче вообще "заземляет"
допотопную
историю, привязывая ее к территории современной
России
и позволяя спроецировать ее на те времена, когда
существовал
единый Пранарод с единым Праязыком. А место его
обитания
именовалось Соловейской землей -- Гипербореей.
* * *
Под воздействием космических сил и ударами стихий русская
и
мировая Гиперборея канула в Лету, оставив о себе смутные
воспоминания
в памяти народов, либо являющихся прямыми
потомками
и наследниками Счастливой страны, либо живших по
соседству
и соприкасавшихся с древними хранителями и носителями
высоких
знаний и культуры, включая астрономические
представления
и космическое мировоззрение. Рядом обитали иные
племена
-- их уровень развития был значительно ниже. Именно о
них нам
известно по результатам многолетних археологических
раскопок.
Соприкасающиеся разноуровневые цивилизации -- не
сообщающиеся
сосуды. Высокоразвитые достижения современной
технически
развитой цивилизации и сегодня не оказывают
непосредственного
влияния на уровень развития, обычаи, культуру
и
мировоззрение племен, обитающих где-нибудь в джунглях
Амазонки
или Новой Гвинеи (хотя случаи эпизодических контактов
между
дикими аборигенами и цивилизованными путешественниками
оставляют
след в памяти тех и других). Так было и в прошлом.
Мировосприятие первобытного человека, конечно же,
отличалось
от мифологизированной идеологии более развитых
цивилизаций
и культур, соседствовавших с первыми. Далеко не
всегда
удавалось выразить развитое мировоззрение адекватным
способом.
Помноженное на примитивную технику, это приводило к
результатам,
которые воспринимаются современным человеком
неоднозначно.
Примером могут служить наскальные рисунки,
обнаруженные
на берегах Онежского озера. Богатство впечатлений
первобытного
художника-наблюдателя не вмещают скудные
возможности
изобразительного материала. События же, требовавшие
своего
отображения в наскальных рисунках (петроглифах),
воистину
космического масштаба (рис.89).
Гиперборея -- древнейшая цивилизация Земли -- оказала
решающее
влияние на все последующие социокультурные процессы,
положив
начало как протоиндоевропейской, так и
неиндоевропейским
общностям и культурам. Ее история стала также
и
началом предыстории русского народа. После гибели Гипербореи
наши
прапредки постепенно расселились по просторам Восточной
Европы,
не менее двух раз побывали в Передней Азии, достигнув
Египта
(в библейские времена и на волне скифского нашествия), с
гуннами
дошли почти до Атлантического океана и вернулись назад,
основали
мощнейшее государство средневековой и новой истории --
Россию,
вновь заселили и освоили Север Евразии и Сибирь.
Русские
всегда и вновь возвращаются на родину предков.
К
сожалению, потомки не всегда помнят заветы прошлого,
особенно
если утеряны традиции передачи опыта и знаний от
поколения
к поколению. В древности существовали
профессиональные
хранители знаний и памяти народной -- жрецы,
старейшины
рода, рапсоды, скальды, сказители и т.д.
Впоследствии
появились письменные тексты. Но они ничто без
живого
озвучивания и истолкования. Тексты египетских фараонов и
Бехистунская
надпись Дария мало говорят созерцающим их праздным
туристам,
хотя высечены в камне на века и тысячелетия.
Я
вижу призрак Световита
Меж облаков,
Кругом него -- святая свита
Родных Богов...
Константин Бальмонт
Из
дальних Сварога садов
Плывет пресветлый Бог богов!
Николай Клюев
Первобоги
В древнерусском мировоззрении, прямом наследнике
предшествующих
эпох, впитавшем многие черты и образы
общечеловеческой
культуры, существовало множество Божеств, с
именами
которых связывался Космос, его устройство и
происхождение.
Во
всех древних мифологиях таких Богов, как правило,
бывало
несколько и каждый выполнял определенную функцию, и лишь
по
деяниям их всех вместе можно было составить представление о
целостном
мире во всех его проявлениях. Между Богами
существовала
строгая иерархия. Однако чем дальше в глубь
времен,
тем более размытой и противоречивой становится жесткая
субординация.
На ранних стадиях Боги и богоподобные существа
нередко
ведут борьбу не на жизнь, а на смерть. Именно в
результате
такой смертельной войны появляются победившие и
поверженные
или подчиненные Боги. В целом это отражало
тысячелетние
перипетии родоплеменной и этнической борьбы,
которая
получала конкретное отображение в борьбе идеологий в их
мифологической
оболочке.
Само слово "Бог" древнейшего происхождения: исходный
корень
легко обнаруживается в санскрите, где bha
означает:
"звезда", "созвездие"; "светило",
"солнце", а
bhбga
-- "счастье", "благополучие"; "красота",
"любовь".
Отсюда
и русское слово "богатство" как выражение достояния и
счастья
(в последующей интерпретации -- даруемых Богом). Отсюда
же
такие старинные, вышедшие из употребления русские слова,
означающие
"красоту", как "баса" -- "краса",
"баской" --
"красивый".
Первоначально древнеарийский корень bha
соединял
в себе значение "света" и "речи". По разысканиям
крупнейшего
русско-украинского языковеда и мифолога
Александра
Афанасьевича Потебни (1835 -- 1891), именно
от
древнеиндийской корневой основы bha в значении "речь"
произошли
многие русские слова с корнем "ба": "баить" --
"говорить",
"баюкать", "баюн", "бас" -- "низкий
голос",
"басить",
"басня", "басма" -- "заговор",
"бахарь" -- "говорун",
"балагурить",
"балагур". Кстати, само древнеиндийское слово
bhбga,
от которого ведет родословную русское слово
"Бог",
означает также "женские половые органы", а образованное
от
него словосочетание "бхагаяджня" обозначает соответствующий
обряд и
ритуальные церемонии, посвященные женским гениталиям,
что
является несомненным отголоском матриархальных отношений,
древнейших
верований и поклонения Великой Матери1.
Кого считать верховным Богом древних славян, а затем и
русских
язычников? И был ли такой Бог? Введение христианства на
Руси
полностью подорвало прежние тысячелетние верования и в
прямом
физическом смысле уничтожило все материальные памятники
языческой
старины. Восстанавливать их приходится путем
комплексной
реконструкции, аналогий с родственными культурами,
опираясь
на скупые свидетельства некоторых письменных
источников.
Так, католические миссионеры оставили описания
дохристианских
Божеств и обрядов балтийских славян,
впоследствии
поголовно истребленных в ходе немецкой экспансии.
Характерно,
что древнеславянские идолы по замыслу повторяли
известные
трехголовые и многоглавые индуистские Божества (что
свидетельствует
об общем источнике их происхождения).
Аналогичные
идолы встречались и у древних германцев, в
частности
у скандинавов.
Сохранилось несколько подобных свидетельств. Одно из них
--
знаменитое описание дохристианского славянского святилища на
острове
Рюген близ побережья Балтийского моря -- приводит
И.Е.Забелин
в Приложении к своему капитальному двухтомному
труду
"История русской жизни с древнейших времен". Описание это
полностью
приводится в книге Герхарда Меркатора --
"Космография",
написанной в XVI и изданной в XVII веке. Забелин
придерживался
точки зрения, не разделяемой ныне большинством
ученых,
согласно которой Рюген (Ругия) -- это и есть древнее
Русия
(чередование "г"ъ"з"ъ"с" здесь, как в
средневековом
названии
Риги -- Риза (Рыза). Вот лишь малый фрагмент из
обширного
отрывка, переведенного на архаический русский язык:
"В
том же граде три божнцы были наполнены идолов, а над всеми
начальнейший
был Святывит; а иной идол был о седьми лицах на
единой
главе; той опоясан седьмою сабли, а в левой руке имел
меч
голой. Идол тот толст и высок и пригож, называли его Мартом
(Марсом)...
Другой идол имел на главе пять лиц без сабель и без
меча,
того называли Смирением... Третий идол имел на главе 4
лица, а
пятое на персях; левою рукою держался за верх главы, на
правое
колено приклякнул; того идола называли Богом царства
того;
имя ему было Поренитум"2.
К
несчастью, до наших дней не сохранилось ничего из этой
былой
красоты и великолепия. Каменные изображения славянских
идолов,
изредка находимые в земле, примитивны и невыразительны
(рис.
90) (быть может, они не имели вообще ритуального
назначения,
а выполняли роль указательных, пограничных, межевых
или
памятных знаков). Подлинные же изображения настоящих
русских,
славянских, а также, кстати, германских и
скандинавских
богов, до нас не дошли, так как были уничтожены
христианскими
миссионерами. Кроме того, дерево, из которого они
были
сделаны, весьма непрочный материал и сохраняется в течение
веков и
тысячелетий только в особых условиях. Представление о
том,
как мог выглядеть пятиглавый русский Бог, можно составить
по
аналогии с пятиглавым индуистским Брахмой (см. рис. 38),
восседающим
на лебеде, священной птице гиперборейцев. Своими
корнями
он уходит в тот общий индоарийский источник, откуда
вышли
все славянские и индийские Боги.
Современная художница Надежда Антипова предприняла попытку
воссоздать
образы древнеславянских Богов -- пятиглавого
Поренута
(рис. 91) и семиглавого Руевита (рис. 92) -- оба они
входили
в языческий пантеон балтийских славян. Ниже приводятся
и
другие иллюстрации Н.Антиповой, заимствованные из кн.: Грушко
Е.А.,
Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. Н.Новгород,
1995.
Место пребывания Богов -- небо во всей своей космической
красоте
и неисчерпаемости. Оно -- обитель Солнца, Луны, мириад
звезд,
утренней и вечерней зари, чудесных и обыденных явлений
--
северного сияния, падающих и светящихся метеоров, радуги,
молнии
и грома, ветра, облаков, туч, низвергающих дождь, снег,
град и
т.п. Это -- самоочевидный факт, не требующий для своего
осмысления
особых умственных усилий. Но во всякое время, на
протяжении
веков и тысячелетий, небесное величие внушало
восхищение,
трепет, а подчас и страх, становилось объектом
суеверного
почитания и религиозного преклонения.
В
рукописном служебнике с требником XVI века содержится
вопрос,
который духовник должен был задавать на исповеди:
"Кланялся
чему от твари: солнцу, или звездам, или месяцу, или
зари?"3
Приведенные слова исповедника неотвратимо
свидетельствуют
о том, что еще в эпоху Ивана Грозного, от
которой
нас отделяют какие-то 12 поколений, наши предки
по-прежнему
поклонялись Солнцу, Месяцу, звездам и заре, а
официальная
церковь усматривала в этом прямую угрозу
собственной
идеологии.
Спустя некоторое время, уже в пору правления новой
династии,
в челобитной, поступившей из Белгородчины на имя царя
Алексея
Михайловича, сообщалось: "...Сходятся многие люди
мужского
и женского пола позором, и в ночи чародействуют,
солнечного
восхода, первого дни луны смотрят, и в громовое
громление
на реках и озерах купаются, чают себе от того
здоровья,
и прочие всякие бесчинства делают"4. Как видим, в
XVII
веке по-прежнему сохраняются рецидивы языческого
поклонения
Солнцу и Луне, а также Богу-громовержцу, коим на
Руси
считался Перун. Ответом на процитированный донос явился
специальный
царский указ, установивший наказание не только за
волхование
и чародейство, но и за пение "на улицах и на полях
богомерзких
и скверных песен", под которыми подразумевалось
классическое
народное обрядовое и лирическое творчество.
Между прочим, сразу же за появлением царского указа, как
правило,
следовали жестокие репрессии. В сборнике, откуда
заимствован
вышеприведенный царский рескрипт, опубликованы и
другие
документы, красноречиво свидетельствующие о последствиях
конкретных
мер, принимаемых местными властями по отношению к
приверженцам
исконно народных традиций. Один из документов
озаглавлен
так: "Сыск о жестоких пытках над стрелецкой женой,
обвинявшейся
в чародействе". В следующем документе просто
констатируется
смерть во время пыток обвиняемого в чародействе.
Многих
из обвиненных в чародействе после допросов "с
пристрастием"
сжигали на костре или в срубе. Чтение
сохранившихся
челобитных -- занятие не для слабонервных. Одно
бесспорно:
искусство русских "заплечных дел мастеров" мало чем
уступало
западноевропейским инквизиторам.
Гигантское естественное театральное действие, ежедневно,
ежечасно,
ежеминутно разыгрываемое Матерью-природой на небесах,
имело
своих постоянных героев, наделенных особыми чертами
характера
и собственными именами. Небо во всех своих ипостасях
и
личинах (а не только в виде одной лазури) всегда считалось и
почиталось
как всеобъемлющий Бог, космических масштабов,
охватывающий
все живое и неживое и проявляющий на собственном
теле-пространстве
различные знаки, символы, заклания и
письмена.
В
заговорах и заклинаниях русский человек (как, впрочем, и
любой
человек вообще) нередко не просто призывал на помощь
космические
силы, но как бы сам стремился раствориться во
вселенской
стихии, уподобляясь небесным явлениям и как бы
обретая
их потенции. В конце XIX века были опубликованы образцы
подобных
заклинаний, заимствованные из судейских материалов
(судных
дел) XVIII в., но, вне всякого сомнения, имеющие более
древнее
происхождение. Вот подлинные слова заговора:
"...Облакаюся
в облак свете и попояшуся светлою зарею, обтычуся
частыми
звездами, украшаю себя от какова (макова?) цвету, дай
же
мне, Господи, красоту светлого солнца, зрение от
облака-света,
очи от быстры реки; дай же мне, Господи, силу от
сильных
то (туч?) грозу, от грозныя тучи страх, от страшного
грома
храбрость, от буйного ветра быстрость"5. Залогом
неотвратимости
исполнения заклинания может выступать
космическая
пятерица -- "красное солнце и светлый месяц. белая
заря и
светлая луна и частые звезды".
В
народном мировоззрении небо вообще являлось одним из
синонимов
Космоса. Именно такое разъяснение содержится и в
Словаре
Владимира Даля: небо -- это бесконечное пространство,
"вся
ширь и глубь Вселенной". Но не только в народном
миропредставлении
-- в науке и в философии понятия "Космос",
"Вселенная",
"Небо" на протяжении двух последних тысячелетий
употреблялись
как идентичные. Самый знаменитый космологический
трактат
древности, принадлежащий Аристотелю и породивший
необозримое
количество подражаний и комментариев, -- называется
"О
Небе". Здесь неоднократно повторяются дефиниции, вроде
следующей:
"...Мы имеем обыкновение называть Небом [мировое]
Целое
и Вселенную"6, а термины "Небо" и "Космос"
используются
как
синонимы.
В
славянской мифологии небо как выражение космической
полноты
и безбрежности олицетворял Бог Сварог (рис. 93)
--
одна из центральных фигур древнерусского пантеона. Его
происхождение
теряется в глубине веков, однако этимологические
корни
обнаруживаются в санскрите, где svar означает и
"небо",
и "солнце", и "солнечный свет". От исходной корневой
основы
-- множество производных слов, среди них наиболее
созвучное
русскому Сварогу -- svar-gб, означающее также
"небо";
оно же -- рай Индры, расположенный на вершине горы
Меру,
один из семи миров, в который переселяются души умерших
праведников.
К
этому ряду примыкают близкие по смыслу слова с корнем
"вар",
первоначально имевшим в древнерусском языке значение
"жар",
"зной", а также "кипящая вода, смола", -- отсюда слово
"варить"
и все от него производные. Но здесь сама собой
напрашивается
аналогия, точнее, несомненная связь
древнеарийского
корня "вар" с именем величайшего из богов
ведийского
пантеона -- Варуны -- вседержителя вселенной и
самодержца
над миром и людьми, главного из адитьев. Варуна --
несомненно
один из источников представлений о законах Вселенной
у
потомков древних ариев, его черты нашли отражение в божествах
неба
и света в славянской мифологии. Космические же функции
Варуны
вкратце таковы: он -- тот, кто сотворил мир и удерживает
его,
он заполняет воздушное пространство, расширяет землю,
укрепляет
Солнце, измеряет Землю Солнцем, поднимает на небо;
небо и
земля подвластны ему; день и ночь -- его одежда. Варуна
дал
движение Солнцу; оно его глаз; сам он тысячеглаз.
Сварог -- отец Солнца и олицетворяющего его Дажьбога.
"...Сего
ради прозваша и Бог Сварогь, -- отмечает Ипатьевская
летопись
(1114 г.), -- и по семь царствова сынъ его именемъ
Дажьбогъ...
Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажьбогъ".
Ипатьевская
летопись именует Верховное древнерусское Божество
Отцом
Сварогом, выводит его из Древнего Египта и отождествляет
с
античным Богом Гефестом (Феостом). Отсюда Сварог -- не только
Бог
Неба, но и властелин Огня. По Ипатьевской летописи, Сварог
(Феост)
научил людей ковать оружие (до той поры они бились
камнями
и палицами) и установил цивилизованные
морально-правовые
нормы, в частности моногамию в брачных
отношениях:
"...Установил одному мужчине одну жену иметь и жене
за
одного мужчину выходить; если же кто нарушит этот закон --
ввергнут
его в печь огненную. Того ради прозвали его Сварогом и
почитали
египтяне". Здесь налицо прямое и внятное указание как
на
контакты между египтянами и праславянами, так и на общие
корни
их верований (о чем более подробно речь пойдет дальше).
Десять веков христианизации практически полностью
вытравили
имена старых языческих богов. И все же еще в конце
прошлого
века на юге России отмечались Зворожины (Сварожины) --
совместная
трапеза вокруг специально вырытого овального рва, с
поминанием
предков и прославлением за чашей с хмельным медом
давно
забытого Бога Сварога: "Щоб добра була Зворожина!". Обряд
предполагал
избрание ведуньи -- З(а)ворожьей Бабы, которая
гадала
всем желающим, предсказывала будущее и рассказывала
детям
сказку про волшебный языческий рай -- Ирий.
А
та Птица всем Птицам Птица!
А
куда она летит, туда и все.
А
летит она в Ирий славный,
а
перо у нее не простое,
а
Золотое!
Крестьяне в этом краю звали созвездие Стожары --
Зворогами7.
Из сказанного также видно, что исконно русские
слова
"ворожить", "ворожба", "ворожея" одного корня
с именем
Сварог
и связаны с ним функционально.
Имя Сварог происходит от того общеарийского корня, который
получил
в санскрите звучание iзvara: 1) "бог",
"всевышний";
2) "господин", "повелитель"; 3)
"хозяин",
"владелец";
4) "супруг" (от iз -- "владеть",
"властвовать",
"управлять",
"мочь").
Некоторые исследователи настаивают, что изначально Сварог
именовался
Исварог (что полностью соответствует древнеарийскому
корню).
Можно и дальше предположить, что в процессе языковой
эволюции
и разделения народов общеарийское понятие Божества --
Исвара
соединилось с общеславянским именем Рарог ("огонь" и,
кроме
того, "сокол"). Получилось Исвара Рарог (Бог Огонь), что
в
дальнейшем превратилось в более краткое имя -- Сварог.
Интересна трансформация образа главного небесного Бога и
его
имени в мифологиях разных народов по мере их разъединения и
самостоятельного
развития. Общеарийский корень var и его
модификации
присутствуют в именах трех небодержателей
древнеславянского,
древнеиндийского и древнегреческого
пантеона:
Сварог -- Варуна -- Уран. Этимолог без труда
констатирует
здесь постепенную утрату первоидущих согласных и
чередование
гласных в корневой основе. Культуролог и
метаисторик
обратят внимание прежде всего на смысловую
идентичность
всех трех понятий-имен, несмотря на последующую
дифференциацию
функций.
Человеческая жизнь, по мнению наших предков, с момента
рождения
зависела от того, что написано в "небесно-звездной
книге".
Сохранившееся по сей день выражение "родиться под
счастливой
звездой" -- вовсе не результат поздних
заимствованных
астрологических поверий, а исконно русское
понимание
неотделимости жизни индивида от космической жизни
звезды.
В старинных свадебно-обрядовых песнях пелось: "звезды
ясные,
сойдите в чашу брачную". Это значит, что счастье
супружеской
жизни представлялось предопределенным звездами. И
не
только счастье в смысле "совет да любовь", но и главное -- в
смысле
многодетного брака, нетрудных (и не дай Бог --
смертельных)
родов.
В
народном миропонимании издревле существовало сокровенное
слово
для обозначения всего круга небесных и земных явлений,
которые
впоследствии были объединены под заимствованным из
греческого
понятием "Космос". Русскими синонимами данной
общенаучной
категории выступало не только понятие "мир", но и
"лад".
Лад -- исконно русский Космос.
Само понятие Космос-Лад многозвучно и многозначно.
Однокоренные
слова и имена раскрывают полифункциональность
древнего
Божества. В песенном обрядовом фольклоре до наших дней
сохранился
архаический рефрен "Дид-Ладо", который современными
слушателями
воспринимается чуть ли не как междометие:
А
мы просо сеяли, сеяли
Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли.
На
самом деле перед нами древнейшее обращение (звательный
падеж)
к общеславянскому Богу Ладу. Верховный владыка Солнца и
Неба
величался Дедом (Дидом) Ладом (рис. 94) (отсюда и
обращение
-- Дид Ладо). Отголоски былых верований о
небесно-солнечном
деде по имени Лад бытовали среди крестьян еще
в
прошлом веке8.
Наряду с мужским Божеством в славянской мифологии известна
и
Богиня любви Лада (рис. 95), а Дид считается ее сыном.
Имеются
описания ее изображений (впоследствии уничтоженных при
введении
христианства): молодая прекрасная женщина с
золотоцветными
волосами и венком из роз, одетая в русскую
одежду,
опоясанная золотым поясом и убранная жемчугами, за руку
она
держала младенца -- бога любви Леля9. В литовской мифологии
и
фольклоре также известна богиня Лада или Диди Лада (Великая
Лада)10
(did -- в литовском языке -- корень в словах,
означающий
"большой, великий").
Следовательно, русский космос в древности через верховных
богов
Лада и Лады мыслился как единство порядка и любви. Но
"лад"
в понимании наших предков означал также и "красоту" (см.:
"Толковый
словарь живого великорусского языка" Владимира Даля);
отсюда:
"ладный" -- "красивый", "милый",
"любимый". Корень
"лад"
образует также слова со смыслом "владеть", "власть".
Кроме
того, слово "ладно" в древнерусском понимании означало
также
"равно", "одинаково" или, говоря научно-философским
языком,
-- "тождественно". Все эти смыслы неизбежно впитывало в
себя и
понятие русского Космоса-Лада, которое распространялось
на
всю жизнь. Василий Белов совершенно справедливо и
исключительно
точно -- в духе традиционного русского
миросозерцания
назвал свою известную книгу очерков народной
эстетики
и исконных обычаев -- "Лад".
Археология языка предполагает археологию смысла и связи
между
смыслами, что, в свою очередь, влечет за собой мысленную
реконструкцию
той невообразимо далекой эпохи, когда
человечество
(или цивилизованная часть его) представляла собой
нераздельное
целое -- с единым языком, единой культурой,
едиными
ценностными ориентациями в виде религиозных традиций и
морали.
Поясним сказанное вначале на примере интересующего нас
слова
"Лад", означавшего на некоторых (но далеко не на всех)
этапах
общеславянского развития понятие "Космос". Слово "лад"
(или
слова с этим корнем) означает в ряде языков (словацкий,
ирландский,
древнерусский) другое понятие, близкое лишь по
созвучию,
-- "лед". Налицо взаимотрансформация звуков "а" и
"е".
Слова "лад" и "лед", таким образом, оказываются
генетически
взаимосвязанными. Другими словами, на каких-то
очень
древних этапах развития нерасчлененной индоевропейской
общности
они обозначали группу близких по смыслу понятий,
которые
впоследствии в процессе возникновения самостоятельных
языковых,
этнических и культурных структур дифференцировались и
трансформировались.
Наконец, нельзя не коснуться одной из древнейших
славяно-русских
морфем, в которой, по мнению ряда самобытных
маргинальных
мыслителей (С.Дружинин, Е.Гиреевский,
Я.Абрамов)11,
сокрыто имя архаичного доязыческого Божества.
Звали
его Раз (Рас). (На этой основе С.Дружинин даже
основал
движение "разовцев", к которому примкнуло несколько
единомышленников.)
Не приходится сомневаться, что "раз" ("рас")
-- одна
из широко употребительных морфем. Она так или иначе
присутствует
более чем в 350 словах русского языка. И еще около
3000
слов содержат ее в трансформированном виде:
раз(с)ъроз(с)ърез(с)ъриз(с).
Еще более поражает смысловая емкость и полисемантичность
слова
"раз". "Единица", "начало счета",
"фиксация временного
мгновения"
-- эти значения понятия "раз" общеизвестны. Но
морфема
"раз" ("рас") входит еще и в состав таких
смыслозначимых
понятий, как "разум", "разить", "разинуть",
"разница",
"разлука", "расти", "растение" и т.п.
Расценивать ее
только
как вспомогательную приставку (префикс) было бы неверно.
Археология
языка и реконструкция смысла указывают на глубинные
корни
данного архаичного слова.
Высказывалось, между прочим, вполне обоснованное мнение,
что
морфема "расърос" сопряжена и с этнонимом "росс"
--
русский
(откуда ведет свое происхождение и название
страны
-- Россия). Но первичным все же следует считать
имя
Первобога Раза (Раса), сохранившегося в языке в виде
на
первый взгляд ничего не значащей лексемы. На самом же деле
Раз
(Рас) открывает целый ряд доязыческих Божеств, память о
которых
сохранилась исключительно в языке и фольклорных
текстах.
Среди них -- Чур, Дид, Ладо, Коляда, Ярило, Купало.
Хотя смысловая нагрузка древних морфем и лексем могла быть
совсем
иной, нежели сейчас, все же по сегодняшним значениям
можно
уловить и тот смысл, который слова и имена имели в
далеком
прошлом, включая и нерасчлененное языковое единство. В
русском
языке морфема "раз", когда она выступает в форме
префикса,
имеет явственно выраженный
расширительно-разделительный
смысл. Вместе с тем отдельное
слово
"раз" означает "единицу" -- монистическую по самой своей
природе.
Отсюда и гипотетическое Божество Раз должно,
так
сказать, по определению выступать в качестве символа
доязыческого
единобожия, предполагая одного-единственного Бога.
А
время, когда в мире господствовал Раз, с достаточной
степенью
условности может быть названо "языческим
прамонотеизмом"12.
Интересно, что в санскрите корневая основа
ras
выступает в смысле "владычества": rastra --
это и
"господство", и "государство", и "народ".
В
архаическом сознании явления окружающего мира (включая,
естественно,
и космические) преломлялись особым образом и, не
имея
природно-закономерного объяснения, осмысливались в
мифологическом
ключе. Вместе с тем именно древнему человеку
было в
значительной степени присуще наивно-целостное понимание
окружающего
мира как неотъемлемой части Вселенной. Мирча
Элиаде
(1907 -- 1986) -- крупнейший западный исследователь
донаучного
мировоззрения свидетельствует, что человек
архаического
общества (в отличие от современного) "ощущает себя
неразрывно
связанным с космосом и космическими ритмами"13.
Тем не менее любые образы и сюжеты народной мифологии
имели
под собой реальную, зачастую -- обыденную основу. Так,
ежесуточная
смена дня и ночи воспринималась как борьба света со
тьмой.
К световой стихии относилось все, что связано со
световым
началом -- от звезд на ночном небе и отождествляемых с
ними
планет (блуждающие звезды), Луны и Солнца, -- до земного и
небесного
огня (молнии, зори, зарницы, радуги и др.). При этом
свет
олицетворял, как правило, светлое начало, которое всегда
побеждало
темные силы (в народном сознании весна всегда
победительница
зимы, хотя о последней не говорят, что она
побеждает
лето). Впрочем, есть и исключения. Комет (хвостатые,
косматые
звезды) всегда боялись. Боялись, но по-другому, огня
(хотя
он и сжигающе-пожирающ, но зато и освещал в темноте,
отогревал
в холоде, защищал от диких зверей, помогал в
приготовлении
пищи). Угрожающие же свойства огня нашли
отражение
в представлении об адском огне (геене огненной).
Природно-циклические ежегодные изменения, известные как
времена
года, испокон веков приписывались Солнцу. Оно -- одно
из
главных Божеств любого народа во все эпохи. Как правило,
Солнечных
Богов было несколько. Точнее, у Солнца, как и всякого
другого
великого Бога, было множество имен-эпитетов, каждое из
которых
имело вполне самостоятельное значение с непременным
сокровенным
смыслом. Например, в индуистской традиции --
наследнице
ведийских верований -- насчитывается 108 сакральных
имен
Солнца, обозначающих обособленную астрально-космическую
сущность14.
Аналогичная ситуация наблюдается и в других
архаичных
культурах -- варьируется лишь общее количество Солнц.
Так,
по древнекитайским мифам, первоначально существовало 10
Солнц,
9 из них впоследствии поразил из лука Великий Стрелок И
(что,
возможно, символизировало победу новой идеологии над
старой).
Таково представление, получившее отражение в письменной,
достаточно
поздней традиции. А еще раньше предки древних
китайцев,
как, впрочем, и многих других народов, считали, что
солнц
вообще-то ровно столько, сколько наступает дней, то есть
каждый
день восходит новое Солнце. В китайском языке даже для
обозначения
разных понятий "день" и "Солнце" используется одно
и то
же слово "жи". В древнеегипетском письме идеограмма,
означающая
"Солнце", также служит одновременно и для
обозначения
"дня".
Отсюда вытекает, между прочим, что исчисление суточного
времени
можно вести не только в "днях", но и в "солнцах", и
вместо
привычного по нынешним меркам утверждения: "прошло
столько-то
дней" -- вполне можно сказать: "прошло столько-то
солнц".
Эти-то солнце-дни, по-видимому, и запечатлены в так
называемом
ромбическом орнаменте. Встречающиеся повсеместно как
на
древней керамике, так и на современных вышивках ромбические
сетки с
точкой внутри каждого ромбика, скорее всего, есть
солярно-календарные
знаки, а вовсе не картина засеянного поля,
как это
видится некоторым современным исследователям.
Причин, объясняющих такое представление, несколько.
Во-первых,
объективно единое и единственное светило обретало
множественность
в зависимости от своего суточного и годичного
поведения.
Считалось, что зимнее Солнце не тождественно
весеннему
и, соответственно, летнему, что у дневного Солнца
есть
ночной двойник, который светит под землей, когда первое
скрывается
за горизонтом (рис. 96). Нетождественными считались
также
утренняя и вечерняя Зори, утренняя и вечерняя звезды
(Венера).
Полная Луна и Месяц в большинстве древних
мировоззрений
также считались разными светилами.
Во-вторых, уместно предположить, что в условиях
непрерывного
распада и обособления родоплеменных общностей
каждая
из вновь образованных кланово-этнических единиц
предпочитала
внести элемент особенности и неповторимости
применительно
к своему верховному Божеству, дабы и объект
поклонения
был бы не таким, как у соседей-соперников. Отсюда
испокон
веков на разных территориях и в разных храмах или
святилищах
у одного и того же Божества (в том числе и у Солнца)
были
различные эпитеты, со временем превращавшиеся в
самостоятельные
имена.
Христианство, которое пришло на Русскую землю тысячу лет
тому
назад, застало здесь веру в разных языческих Солнцебогов.
Главными
из них были три -- Дажьбог, Хорс и собственно Солнце,
которое
в ряде местностей сближалось с Ярилой, а на Севере -- с
Колой.
Представление о трех Солнцах было настолько стойким и
обыденным,
что проникло даже в церковную литературу. В
знаменитом
"Слове о законе и благодати" митрополита Илариона
(сер.
XI в.) говорится о свете Тресолнечного Божества, а
в
одной из богослужебных миней того же времени оно именуется
Тресветлым
Тресолнцем. Но вернемся к дохристианской
эпохе.
Дажьбог (рис. 97) -- сын Сварога, поэтому иногда
именуется
просто Сварожич. По смыслу и этимологии он -- Бог
Дающий,
Дарующий. Славянское имя его восходит к санскритскому
da
("дающий", "наделяющий"). Русские летописцы
совершенно
справедливо отождествляли его с эллинским Богом
Солнца
-- Гелиосом. "Слово о полку Игореве" называет
Дажьбожьими
внуками всех русских людей.
Что касается второго Бога солнечного пантеона --
Хорса,
то здесь прослеживаются более глубокие и
неожиданные
связи. Об этом уже говорилось в 1-й части, где на
примере
развития и распространения тотема сокола была
продемонстрирована
прямая этимологическая и культурологическая
связь
между древнерусским и древнеегипетским Солнечными
Божествами
-- Хорсом и Хором (Гором).
Само имя Хорс на первый взгляд представляется непривычным
и даже
чужеродным для русского языка. Но это не так. Лежащий в
основе
имени Бога корень прочно прижился в современном языке:
"хорошо",
"хоромы" (производное слово -- "храм"),
"хоробрый"
("храбрый"),
"хоровод", "хоругвь", "хорониться",
"хорохориться"
и др.
Тот же корень входит также в название южнославянского
народа
хорваты, которые переселились на Балканы уже в новую
эру.
Аналогичным образом словенцы, находившиеся в составе
Австро-Венгрии,
именовались хорутанами. В честь Солнца бога и
Хорса
наименован древнерусский крымский город -- Хорсунь
(Корсунь).
Греки называли его Херсонес, отталкиваясь,
по-видимому,
от исконно русского наименования, хотя корень
"херс"
общеиндоевропейского происхождения (к нему восходит имя
Бога
Гермеса -- Hermes). Более того, он уходит в глубь
доиндоевропейского
прошлого и обнаруживается хотя бы в
семитских
языках. Так, библейская гора в Египте, близ которой
Моисей
пас овец и где ему впервые в пылающем терновом кусте
явился
Бог, -- именуется Хорив (Исх. 3.1 и посл.) -- по
названию
нагорья в Синае, а, по мнению некоторых
богословов-комментаторов,
вообще синонима горы Синай (см.
Толковую
Библию, т.1). Общеизвестно, однако, из Несторовой
летописи,
что имя одного из трех братьев -- легендарных
основателей
Киева -- тоже было Хорив. Удивительное это
совпадение
свидетельствует прежде всего о том, что в основе
созвучия
древнерусских и древнееврейских слов лежит один и тот
же
доиндоевропейский и досемитический корень "хор", восходящий
к
общему праязыку, где он охватывал совокупность понятий,
относящихся
к Солнцу, свету и благу ("хорошо!"). Потому-то
данная
корневая основа так часто встречается в теонимах
различных
религий и культур. Помимо вышеупомянутых, можно также
вспомнить
этрусскую Богиню Хорту (и этрусский город того же
названия)15.
К
этому же этимологическому гнезду относятся слова с
корнем
"хар" (с учетом чередования гласных "о" и "а").
Вспомним
Харит
-- благодетельных древнегреческих Богинь милости и добра,
дочерей
Солнцебога Гелиоса (вот он искомый солнечный смысл).
Того же
корня устаревшее русское слово "харный", "гарный" (см.:
украинское
"гарний"), означающее "хороший", "красивый".
Строго
говоря,
по своему происхождению слова "хороший" и "харный"
однокоренные.
Отсюда же слова "ухарь" и "харя" с диаметрально
противоположными
смыслами (последнее первоначально не имело
ругательного
смысла и означало "маску", "личину"). К этому же
этимологическому
гнезду, возможно, относятся слова "харчи",
"характер",
а также название города Харьков, причем вполне
допустимо,
что вторая его часть в украинском произнесении
Харь-кiв
образована, как и название Киева, от имени
древнерусского
князя -- Кия.
Классический обрядовый танец -- хоровод (у болгар он
называется
"хоро", у румын -- "хора") имитирует солнечный круг
и в
старину несомненно был связан с поклонением Солнцу. Что
касается
происхождения имени Хорс и соответствующей лексической
основы,
то их нетрудно установить путем сопоставления с
соответствующими
санскритскими словами. Аналогичный корень
фигурирует
в новоперсидских словах, означающих "сияющее солнце"
и
"петух". Персидское обозначение обожествленного сияющего
Солнца
-- Xur-et. По сообщению Плиния, скифы персов
именовали
хорсарами (Chorsaros). Отсюда же и
ираноязычные
названия Хоросан, Хорог, Хорезм. Этот
топонимический
ряд может быть продолжен и в других
пространственно-временных
измерениях: достаточно вспомнить
название
столицы древнего тангутского государства -- Хара-Хото,
разрушенной
дотла Чинзгисханом, или манчжуро-китайский город
Харбин.
Одна из народностей Тибета также именуется -- хоро.
В
древнерусских текстах встречаются намеки на еврейское
происхождение
имени и самого Бога Хорса. И не только потому,
что в
еврейских словах встречается созвучный корень. В одном из
вариантов
апокрифической "Беседы трех святителей" Перун
называется
эллинским Богом, а Хорс -- жидовским. Комментируя
данный
пассаж, И.Е.Забелин писал: "Это [жидовство Хорса] подает
намек
на самое место, где существовало поклонение Хорсу, именно
у
хазар, перешедших потом в Моисеев закон и оттого известных
больше
под именем жидов хазарских"16. Вполне возможно, что так
оно и
было: Хорсу поклонялись и хазары17, и славяне. А
обусловлено
это было общими истоками их культур, верований и в
конечном
счете -- языков. Подтверждение тому не одни
русско-хазарские
контакты и свидетельства современных им
авторов.
Оно обнаруживается и в культурах многих древних
цивилизаций,
их космических воззрениях и языках.
Солнечный пантеон древнерусских Божеств не был неизменным.
В
разное время, на разных стадиях разделения славянских народов
количество
верховных существ, сопряженных с Солнцем, менялось.
Не
менялось, однако, солярное мировоззрение русских людей.
Арабские
путешественники, побывавшие на славянских территориях
задолго
до введения христианства, застали и описали храмы
Солнца,
предназначенные не только для культовых отправлений, но
и для
астрономических наблюдений18. Однако почитание Солнечного
семейства
богов, которым пронизана вся жизнь русского народа,
уходит
корнями в незапамятные времена, к самым истокам
становления
древнерусской, древнеславянской и древнеарийской
народности.
Солнечные сюжеты обнаруживаются в древних
захоронениях,
а также на предметах (керамика, украшения),
добытых
при археологических раскопках в местах традиционного
обитания
славян.
Солнце было не просто почитаемым Божеством. Оно входило
составной
частью в родоплеменные отношения. Еще в XII веке
русские
люди продолжали считать Солнце космическим членом
своего
рода, именуя себя внуками Дажьбога, что нашло отражение
в
"Слове о полку Игореве". Четыре князя -- участники похода --
именуются
здесь просто "четыре Солнца". Те же представления
запечатлены
в фольклоре. В сказке из сборника А.Н.Афанасьева
"Солнце,
Месяц и Ворон Воронович" Солнце сватается к одной из
девушек
и берет ее в жены, а тесть наведывается к зятю-Солнцу в
гости
(родственные отношения также налицо). Посещают Солнце и
его
небесный дворец и другие герои, как, например, в сказке о
Солнцевой
сестре: "Подскакал Иван-царевич к теремам Солнцевой
сестрицы
и закричал: "Солнце, Солнце! Отвори оконце". Солнцева
сестрица
отворила окно и царевич вскочил в него вместе с
конем".
А
русские дети еще в начале нынешнего века помнили
доставшееся
им от пращуров древнее представление о родственных
узах
человека и Солнца:
Дедушка-солнышко,
выгляни в окошечко, --
поется в бесхитростной детской песенке.
О стойкости древних космологических поверий
свидетельствуют
этнографические исследования, проведенные в
конце
прошлого века среди крестьян Тульской губернии на границе
с
Мценским уездом Орловской губернии. По общему мнению, Солнце
--
женское лицо. Оно ездит днем по небу на ложе, устроенном из
звезд
(по другой версии -- летает на собственных крыльях).
Одежда
его разноцветная и вся усыпана звездами. На ночь Солнце
уходит
в свой дом, где у него есть мать, братья и сестры. Они
сменяют
Солнце при обходе неба, так как имеют такую же
огненно-световую
природу. Солнце, как женское лицо, ночью
ездить
боится, поэтому его сменяет братец-месяц. Если ночью все
люди
спали и везде было смирно, то утром Солнце взойдет
радостное,
веселое -- и день будет хороший. Если же народ вел
себя
ночью несмирно, то солнце встанет пасмурное и днем будет
плохая
погода. (Здесь в наивной форме народного космизма
содержится
представление о взаимообусловленности состояния
солнечной
активности и поведения людей.) Некоторые утверждают,
что
Солнце не летает, а ездит на огромном коне, от которого
происходят
свет и теплота19.
Одно из древнеиндийских имен Солнечного Божества --
Савитар
(savitбr). В данной ипостаси Солнце выступало в
качестве
животворящей силы, творящей законы, которым
подчиняются
все живые существа. В конечном счете путем
метаморфоз
звучаний и смыслов образовалось русское слово
"сивый",
означающее "сияющий", "ясный" (эквивалентом русского
"ясного
сокола" в сербском фольклоре выступает "сивый (сияющий)
сокол с
золотыми перьями"). У славян известна была также Богиня
Сива,
однако каких-либо развернутых сведений о ней не
сохранилось.
Одни знатоки мифологии отождествляют ее с Богиней
Живой20,
другие (исходя из смысла "седая", "белая") -- с
Селеной-Луной.
С именами древнеиндийского бога Солнца Савитара
и
древнеславянской Богини Сивы (Севы), по всей вероятности, так
или
иначе связано и название части света -- Север. Если так, то
данный
факт служит лишним подтверждением теории Тилака о
полярном
происхождении индоарийских народов и полярной родине
Вед.
Имя Сива с учетом его смысловой нагрузки является также
составной
частью прозвища Солнечного коня Сивки-бурки.
Наиболее приемлемой, хотя и достаточно неожиданной
представляется
версия, согласно которой имя Сивы этимологически
связано
с именем знаменитого индуистского Божества -- Шивы21,
происходит
от него по смыслу и функциям. Санскритское слово
зiva
(Шива) имеет следующие смысловые значения:
"дружественный",
"добрый", "благосклонный", "целебный", а также
означает
"благо" и "счастье". Следовательно, все эти
лексические
значения по определению, так сказать, должны были
быть экстраполированы
на функциональные особенности славянского
Божества
-- Сивы. Однако и собственные неповторимые качества,
выражающие
единство созидательных и разрушительных сил в
универсуме
и воплощение космической энергии, -- неизбежно
должны были
наложить отпечаток на богиню Сиву. Отпечаток этот
не
мог не быть диалектически противоречивым и в силу
происхождения
самого образа Шивы, его истоки уходят в
доарийские
времена и верования коренных народов Индостана,
создавших
цивилизацию задолго до вторжения индоарийских племен,
которые
поглотили культуру своих предшественников и
заимствовали
из нее множество образов и идей. Впрочем, если
исходить
из теории общего происхождения языков и культуры
народов
мира, -- соприкосновение мифологий и идеологий
существовало
задолго до того, как протоиндоевропейские народы
пришли
в движение и распространились по всей Евразии. Так что
вопрос
о том, что первично и что вторично в мифологии, остается
открытым.
Косвенным подтверждением связанного являются имена
верховных
Божеств у других народов: урартский Бог Солнца
iwini,
хеттский Бог iu-nu и др.
Другие ведийские Боги также не исчезли бесследно из памяти
русского
народа, сохраняясь в словах, несущих подчас иную
смысловую
нагрузку, но тем не менее указывающих на древнейший
первоначальный
смысл. Во вводной части уже говорилось об
этимологическом
и семантическом родстве слов и понятий Вишну и
(Все)вышний.
Аналогичным образом имя еще одного великого Бога
индоариев
Индры сохранилось в русском фольклоре в форме
фантастического
Индрик-зверя -- согласно Голубиной книге он
"всем
зверям отец".
Несомненный отпечаток общеарийской и доарийских верований
и
обрядов несут на себе знаменитые древнегреческие, а затем и
древнеримские
прорицательницы сивиллы (сибиллы). По античной
традиции
они считались пришлыми с Востока и владели всей
мудростью
мира, включая знание будущего. Имя сивиллы объединяет
в себе
образы сразу двух славянских Божеств -- Сивы и вилы.
Вилы
-- славянские феи, прекрасные девушки с распущенными
волосами
и птичьими крыльями. Их главные функции -- помогать
обиженным,
лечить людей и предсказывать будущее. Трансформация
образа
птицедев в русском фольклоре шла в двух направлениях: в
сказках
распространен мотив о птицах, обернувшихся девушками (и
наоборот),
в легендах же и сказаниях образ вил слился с
близкими
им по смыслу образами вещих полуптиц-полудев --
Алконоста,
Сирина и Гамаюна. Что касается архаичности имени
сивиллы
и связи его с доарийской традицией, то здесь
представляется
весьма вероятным этимологическое родство
фонетического
варианта имени сибилла и названия страны --
Сибирь.
Единая корневая основа "сиб" свидетельствует не только
об
общем происхождении, но и месте (территории) этого общего
происхождения.
В этом смысле топоним Сибирь может быть
интерпретирован
как "страна сибилл" или место, где обитают
сибиллы-шаманки,
а само слово "сибилла" будет означать
"сибирячка"
в его древнем звучании.
Предлагаемое объяснение происхождения названия Сибирь
нисколько
не противоречит общепринятому. Согласно существующей
этимологической
и топонимической концепции слово "Сибирь"
тюркского
или же монгольского происхождения. Однако, судя по
всему,
название "Сибирь" уходит своими корнями в те времена,
когда
протоиндоевропейские, прототюркские и протомонгольские
языки
не были расчленены и представляли единое целое. Корневая
основа
"сев-сив" обнаруживается и в самом понятии Север
(первоначально
-- Сивер, так это слово звучало в русских
былинах
и поныне звучит в украинском языке и некоторых русских
диалектах).
|