«ТАЙНЫ ДВАДЦАТОГО ВЕКА»
Глава VI ШАГ ЗА ГОРИЗОНТ
Сверяя жизнь по солнечным часам
Что
греха таить, многие люди к выражению «творческие планы» относятся с
нескрываемой иронией. Это, дескать, несовместимые понятия, вдохновение
приходит неожиданно, его вспышки нельзя предвидеть.
Вряд ли
с этим мнением можно безоговорочно согласиться. Конечно, заявить: в третьем
квартале меня уж непременно осенит — отважится только графоман. Но в
творчестве выдающихся людей прослеживаются любопытные закономерности.
Например, советский философ П. Золин обратил внимание, что в нашем веке
больше всего произведений искусства и научных открытий появилось в 1957
году, когда был зафиксирован вековой максимум солнечной активности. Случайно
ли это? Анализируя статистические данные, ученый убедился: творческие взлеты
обычно приходятся на второй год после солнечных вспышек.
Такая
взаимосвязь прослеживается и на более крупных отрезках времени. Советский
науковед Г. Идлис, сопоставив даты появления работ Гюйгенса, Ньютона,
Лейбница, Ломоносова, Галилея, Эйлера, Кулона, Фарадея, Максвелла и других
ученых, установил, что выдающиеся открытия происходят в среднем через 11,1
года. Но ведь это точно совпадает со средним периодом солнечной активности!
И люди
искусства работают по солнечным часам. Например, у многих из них творческий
подъем приходился на 1830 год. Пушкин переживал свою «Болдинскую осень», Лермонтов,
Кюхельбекер, Одоевский, Тютчев, Кольцов блистали в ту пору фейерверком
талантливых стихотворений, баллад, поэм. Берлиоз, Шопен, Россини, Мендельсон
создали знаменитые концерты и симфонии. А 1830 год соответствовал периоду
интенсивной солнечной активности.
Дальше —
больше, анализ статистического материала показывает, что для творческих
задатков человека далеко небезразличен... год его рождения. Это подметила еще
Софья Ковалевская. В одной из своих работ она писала:
«Явление
весьма любопытное и уже несколько раз подмеченное: есть годы урожайные и
неурожайные для рождения великих людей, совсем как для сбора хлебов...
Годы, непосредственно
предшествовавшие или следовавшие за 1825-м, производят впечатление наиболее
благоприятных для рождения гениальных писателей. Тургенев, Достоевский,
Толстой, Некрасов, Гончаров, Салтыков (Щедрин) родились в эту эпоху».
Эту мысль подтвердили
ленинградские ученые Е. Мак- 1 симов и В. Завдич. Выбрав из энциклопедии
(ведь в нее | попадают* только незаурядные люди) годы рождения тех, кто жил и
творил в последние четыре века, они составили частотный ряд и подвергли его
статистической обработке. Оказалось, что появление на свет будущих деятелей науки,
политики, искусства распределяется по годам очень неравномерно, но и здесь
есть некая периодичность. На графике рождения выдающихся личностей за 400 лет
было 18 пиков, а средний интервал между всплесками составил 22,7 года. Это
соответствует известному циклу солнечной активности — изменению магнитной
полярности пятен. Возможно, просто совпадение? Манипуляции с цифрами могут
далеко завести, если не знать истинных причин явления.
...Еще основатель гелиобиологии
А. Чижевский установил, что во время вспышек на Солнце резко возрастает количество
инфарктов и других сердечно-сосудистых заболеваний. Выяснилось, что с
солнечной активностью связаны эпидемии, нашествия саранчи, недороды и другие бедствия
— вплоть до землетрясений. Некоторые ученые встретили эти сообщения в штыки,
а их авторов обвиняли в мистицизме. Но тщательно поставленные наблюдения развеяли
сомнения: Солнце действительно активно вмешивается в процессы биосферы.
Каковы же механизмы солнечного
влияния? Как может Гелиос покровительствовать искусствам и наукам? Не
слишком ли это фантастичное допущение?
Однажды на конференции в
Институте земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн АН СССР
советский гелиофизик А. Шемьи-Заде сообщил об открытом им явлении: когда
возрастает активность Солнца, в атмосфере увеличивается концентрация радона.
Этот, казалось бы, частный факт стал первым звеном в логической цепочке
гипотезы.
Миллионы лет жизнь на Земле
развивается на фоне естественной радиоактивности, причем львиную долю общей
дозы облучения человек получает от радона (радиоактивного газа из семейства
урана) и продуктов распада урана — изотопов полония, висмута, свинца.
Радон поступает в атмосферу из
почвы и горных пород, из строительных материалов,— а их пропускная способность
может резко меняться. Например, атмосферные осадки и талые воды закупоривают
почвенные капилляры, препятствуя выходу газа. Радиоактивность воздуха снижает
и ветер.
Но колебания концентрации радона
нельзя объяснить только атмосферными явлениями. А. Шемьи-Заде наблюдал
резкие скачки радиоактивности при полном отсутствии осадков, практически
неизменном давлении и постоянной скорости ветра. Они были зарегистрированы даже
в неподвижном, затхлом воздухе старого вольфрамового рудника. Три дня подряд
радиоактивность могла оставаться в нем неизменной, а на четвертые сутки неожиданно
увеличиться в несколько раз. В чем тут причина?
Однажды ученый рассматривал рулон
миллиметровки, на которой был вычерчен график изменения естественной
радиоактивности за три года. И вдруг заметил явную периодичность этих
колебаний. Даже грубо, на глаз, можно было определить, что средний промежуток
между подъемами и спадами составляет 27 дней. Статистическая обработка
подтвердила эту периодичность. Но ведь 27 дней — классический цикл солнечной
активности, соответствующий времени оборота нашей звезды вокруг своей оси!
Сопоставляя графики, ученый
обнаружил — многие всплески радиоактивности приземного воздуха наблюдались
через два дня после солнечных вспышек. Еще чаще они совпадали с геомагнитными
бурями, возникающими при столкновении солнечной плазмы, выброшенной во время
вспышек, с магнитосферой Земли. Например, в Ташкенте за три года было
зарегистрировано 56 магнитных бурь, и в 44 случаях в этот же день произошел
всплеск естественной радиоактивности.
— Объяснение обнаруженного
эффекта в прямом смысле слова лежало на поверхности,— говорит Айдын Эшрофович,—
Большинство горных пород содержит ферромагнитные материалы, которые в
переменном магнитном поле подвергаются сжатию и растяжению. И даже незначительные
деформации могут вызвать столь обильное выделение радона, что его
концентрация в воздухе увеличится во много раз.
Словом, во время геомагнитных
возмущений радон как бы «выжимается» из камня. Недавно это экспериментально
подтвердили английские ученые — они сильно сжали кусок гранита, и выделение
радиоактивного газа резко увеличилось.
Возникает вопрос: а не вредны ли
колебания его концентрации для здоровья? Нет, утверждают ученые, дозы
естественного облучения гораздо ниже тех, которые могут повредить ткани
организма или вызвать в них патологические процессы: за миллионы лет
эволюции люди приспособились к слабому облучению, которое сопровождает их
всю жизнь.
Оставалось непонятным одно: как
радон может повлиять на творчество? Но вот немецкий ученый В. Фрей обнаруживает,
что в предрассветные часы, когда концентрация этого газа и продуктов его
распада в воздухе увеличивается, у людей уменьшается минутный объем крови,
перекачиваемой сердцем. Такая же реакция наступает, когда человек
оказывается в местности с повышенным содержанием этих элементов. Но уже
через полтора-два часа организм адаптируется к перемене.
Видимо, большие концентрации
радона действуют подобно синдрому стресса — организм получает мощную встряску,
активизирует защитные механизмы, использует резервные возможности.
Радиоактивный газ оказывает тонизирующее действие на нервную систему и весь
организм человека, повышает работоспособность, вселяет бодрость. Не потому
ли умственная активность возрастает в утренние и вечерние часы, когда
содержание радона в воздухе максимально? И если «пики» вдохновения следуют
за солнечными вспышками и магнитными бурями, повышающими концентрацию
радиоактивного газа, не он ли и стимулирует творчество? Наконец, как соотносятся
космические ритмы с индивидуальными, которые у всех людей разные?
Чтобы ответить на эти и многие
другие вопросы, еще нужны серьезные научные исследования. Но уже сейчас можно
сказать определенно, что исследователи подбирают ключи к научному объяснению
закономерностей, которые еще недавно казались загадочными.
|