«ТАЙНЫ ДВАДЦАТОГО ВЕКА»
Глава 3 ЗАГАДКИ
НЕВИДИМОГО МИРА
ПРИВИДЕНИЯ СКЕПТИКОВ НЕ ЛЮБЯТ
Ленинградский
биохимик Мария Вальчихина пытается объяснять непонятные явления, опираясь на
законы физики, биологии, математики.
Происшествие в замке
—
Однажды, путешествуя с друзьями по Эстонии, мы набрели на полуразрушенный
старинный замок,— вспоминает Мария Дмитриевна.— Построенный вдали от селений
и дорог, он был почти неизвестен туристам. Нас встретила пожилая
смотрительница и повела по сырым, таинственным залам. Кто-то спросил о
привидениях.
«Живет
тут одно, — буднично ответила смотрительница, как будто речь шла о кошке. — Я
видела его пару раз в картинной галерее».
Никто не
воспринял эти слова всерьез, и смотрительница, рассердившись, предложила нам
сходить в галерею ночью. Вызвались двое. Запалив свечу, они почти на ощупь
добрались до второго этажа. Пламя колебалось, огромные, размытые тени
скользили по стенам, наводя страх. Дверь галереи открылась с пронзительным
скрипом. Оба добровольца покрылись холодным потом, руки дрожали, хотелось
отступить, бежать сломя голову. И вдруг — о ужас! — от одного портрета
отделилось белое бесформенное пятно и медленно двинулось на пришельцев. Двое
солидных, уже немолодых ученых бежали не чуя ног. Они ворвались в комнату
смотрительницы, и по их бледным, испуганным лицам стало понятно — они его
видели.
Этот
случай стал поводом для кропотливой исследовательской работы. Перечитывая
литературные, исторические произведения, М. Вальчихина обратила внимание на
три любопытные закономерности. Во-первых, наши современники рассказывают о
привидениях точно так же, как их описывали сто, двести, триста лет назад.
Вот, к примеру, отрывок из фантастической повести М. Лермонтова «Штосе».
Герой играет в карты с призраком. «Что это?» — сказал Лугин, испугавшись и
кивнув налево. Возле него колыхалось что-то белое, неясное, прозрачное».
Очень
похожие описания можно встретить у Гоголя, Брюсова, Одоевского, а уж
английская литература просто наводнена ими. Итак, заметим — нечто
расплывчатое. Пойдем дальше. Призраки селились только в определенных местах —
замках, картинных галереях, мастерских художников и особенно около старинных
полотен. И, наконец, привидения всегда предпочитали слабое освещение — свечу,
тлеющие угли, догорающий факел... У Гоголя в «Портрете» эта деталь тоже
подмечена: черты старика сдвинулись, лишь когда комнату озарило сиянье
месяца. Нам казалось — еще чуть-чуть, и тайна перестанет быть тайной. Но
догадка, словно озарение, пришла позже, в музее голографии. Побывав там, мы
предположили, что привидение — это голографическое изображение.
— Но
чье?! — удивилась я.
— Человека,—
ответили мне.
Отступление в физику
— Организм
человека излучает широкий спектр электромагнитных волн, — рассказывает Мария
Дмитриевна. — Нас заинтересовали волны в диапазоне, близком к тепловому
излучению — с частотой 1-Ю11 герц. Это частота колебаний заряженных клеточных
мембран всех внутренних органов — почек, сердца, легких... Колеблются они
согласованно, или, как говорят физики, когерентно; Впрочем, когерентное
излучение нам больше знакомо по технике — это лазерный луч. Но ведь именно он
создает голографическое изображение. Так почему бы не сравнить человека с
лазером, только работающим в микроволновом диапазоне. Конечно, аналогия
грубая, зато наглядная.
Чтобы
лучше понять эту идею, необходимо сделать отступление. Как выглядит запись
голограммы? С виду — обычная засвеченная фотопластинка. Лишь при большом
увеличении на ней можно разглядеть тончайшие линии — тысячи полосок в каждом
квадратном миллиметре. В них закодирована вся информация о предмете. Стоит
осветить пластинку — и возникает объемное изображение, неотличимое от натурального.
Но если человек, подобно лазеру, излучает когерентные волны, он тоже может
записать голограмму. Резонное допущение? Но на чем? Ведь привидения пугали
воображение людей задолго до изобретения фотопластинок? Голограммы могут
возникать не только на фотопластинках, но и на материалах, чувствительных к
температуре. Правда, качество записи будет куда хуже, но электромагнитное
излучение все равно оставит следы. И мы уже говорили, что оно близко к тепловому,
вот его и улавливают материалы, структура которых меняется под действием
тепла. Например, быстросохнущие масляные пленки, лаки, краски, всевозможные
пропитки для холстов и даже кровь. Не зря ведь призраки часто появлялись на
месте убийства до тех пор, пока не смыта кровь.
Такие допотопные
голограммы могут храниться столетиями. Стереть запись способен лишь сильный
нагрев. Кстати, не оттого ли огонь издревле считают очищающим?
Призраки — это эмоции?
— Если
вы не верите в призраки, то никогда их не увидите,— продолжает Мария
Дмитриевна.— Спокойные уравновешенные люди, всегда знающие все наперед,
никогда не встречали блуждающих теней. И только в состоянии крайнего
возбуждения — в гневе, страхе, страдании, при чрезмерной радости возможна
встреча. Разыгравшееся воображение здесь ни при чем. Дело в том, что
биохимические процессы в организме непостоянны, меняется и электромагнитное
излучение. Когда человек пребывает в обычном, спокойном состоянии, он
способен на подходящем материале оставить голограмму. Но она будет такой
размытой, что ее никто не увидит. Другое дело — четкая голограмма. Для нее
необходимо настроить все органы на определенный лад. Скажем, привести организм
в особое эмоционально-стрессовое состояние. Вот тогда на термочувствительной
поверхности останется ясный, но пока невидимый след.
В жизни
это происходит приблизительно так: художник увлеченно творит, чувствует
небывалый подъем жизненных сил. А краски тем временем нанесены на полотно
неравномерно, более тонкие слои высыхают быстрее, толстые — медленнее.
Возникает неровный рельеф, который словно губка «впитывает» электромагнитные
волны, излученные художником в особом эмоциональном состоянии. Спустя столетие
около картины появляется другой человек. Он не просто любуется живописью, а,
наслушавшись историй о привидениях, дрожит от страха, особенно если дело
происходит ночью. Возникает нечто вроде резонанса, точная настройка на туже
частоту излучения, что и у художника. Голограмма оживает.
То есть
если бы двое ученых, путешествуя по замку, не перепугались заранее, они бы
ничего не увидели. Не загадочные фигуры наводят ужас, а, наоборот, страх
рождает видение. Вероятно, поэтому древние заклинатели не терпели скептически
настроенных зрителей. «Чудеса случаются там, где в них верят», — писал
французский просветитель Дидро. К его словам можно добавить: и там, где их
больше всего боятся.
А зачем
же нужна свеча — постоянный атрибут этих встреч? Слабый свет делает изображение
более четким. Ведь тепловой поток от свечи, догорающих углей, факела
дополняет излучение человека. Они накладываются друг на друга и быстрее
вызывают видение. Впрочем, призрак можно заметить и в ясный солнечный день.
Но для этого световой луч должен пройти через светофильтр, скажем, витражное
стекло. Тогда средь бела дня возникает расплывчатое, колыхающееся белесое
пятно — чей-то древний отпечаток, блеклая голограмма, сохранившаяся до наших
дней. Похоже, шаманы и гадалки знали, как вызывать духов. Их амулеты сделаны
из материалов, способных сфокусировать излучение человека. Это кристаллы
поваренной соли, мягкие сплавы некоторых металлов, природные минералы —
сильвинит, флюорит... Они, словно линзы в фотоаппарате, делают изображение
резким.
Получить
четкую голограмму необычайно трудно. Ее качество зависит от множества
изменчивых факторов. Так что встреча с привидением — все-таки редкая
случайность.
|