«ТАЙНЫ ДВАДЦАТОГО ВЕКА»
Глава 2 ТВОИ
ВОЗМОЖНОСТИ - ЧЕЛОВЕК
ЧЕЛОВЕК-ЭВМ, ИЛИ СПОСОБНОСТИ
ОБЫЧНОГО ЧЕЛОВЕКА
Могу
поручиться, что на его выступлениях равнодушных в зале не бывает. Первое
ошеломление у зрителей сменяется недоверием, желанием поймать артиста на
обмане. Потом приходит азарт, желание понять происходящее, найти истину.
...На
сцене — невысокий, крепко сложенный человек. Он просит одного из зрителей:
«Загадайте, пожалуйста, столицу государства и мысленно произнесите это
слово». Через несколько мгновений это слово как будто прочитано в мыслях. «Вашингтон)»,—
следует безошибочный ответ артиста. Так же легко угадано число, имя
композитора.
Затем он
усложняет себе задачу. «Спрячьте вот эту иголку и книгу»- Через несколько минут
вернувшийся из-за кулис артист находит в огромном зале сначала иголку, а
потом книгу. А в книге — задуманное одним из зрителей на одной из страниц
слово. Все это артист делает с завязанными глазами, сопровождаемый
добровольцами из зала.
Всего
несколько мгновений смотрит артист на таблицу, в которой зрители написали
двадцать чисел. Этих мгновений достаточно, чтобы запомнить цифры. Мгновений
достаточно и чтобы подсчитать сумму пяти четырехзначных чисел, возвести в
степень или извлечь корень из восьмизначного числа. Память этого человека удерживает
сведения полутора тысяч страниц «Энциклопедического словаря» — это тридцать
пять тысяч имен и фамилий. Совершенно поразителен номер, когда артист
демонстрирует умение делать одновременно четыре разных дела...
Кто этот
человек? Артист Юрий Горный. В беседе с ним пытаюсь выяснить, в чем же секрет
только что происходивших на сцене чудес.
— Ваши
выступления — это концертный номер, хорошо продуманный и организованный трюк?
Или демон
страция
редкого природного дара, что-то вроде научного опыта?
— По-моему,
науку и искусство разделяли совершенно несправедливо. Они не просто идут
рядом, но дополняют
друг
друга, как, например, спорт и искусство. Я считаю себя артистом. Какого
жанра? Мои выступления называют психологическими этюдами или опытами. А это
уже терминология науки. Жанр этот новый, мало распространенный, выступают в
нем немногие. Но трюка, фокуса в моих выступлениях нет. Это демонстрация
способностей
человеческого
мозга: памяти, интуиции, внимания.
— Вы
умышленно создаете на сцене атмосферу простоты происходящего? Во время
программы создается
ощущение:
вы как бы со стороны наблюдаете за тем, что делаете...
— Мне
хочется не только удивить, взволновать зрителя, но зародить в нем стремление
познать свои интеллектуальные возможности. Моя программа ведь так и называется:
«Твои возможности — человек!». А различные мистические атрибуты,
таинственность, напускание тумана кажутся мне смешными.
— И
все-таки нетрудно убедиться: то, что вы демонстрируете на сцене, совершенно
уникально, доступно единицам, от природы наделенным необычайными способностями,
феноменальной памятью. Получается, что вы,
мягко
говоря, вводите в заблуждение публику, показывая им, нет, даже не журавля в
небе, а жар-птицу, поймать ко
торую
совершенно невозможно?
— Могу
вам сказать, что в детстве я был самым обыкновенным ребенком. Ничем не
отличался от своих сверстников, блестящих успехов по школьным предметам тоже не
достиг. Правда, если чем-то увлекался всерьез, очень быстро добивался удачи.
А увлекал меня больше всего в то время спорт.
Потом
познакомился с Ильей Николаевичем Центлиным. Он заинтересовал меня изучением
человеческой психики. И тогда я начал целенаправленно готовить себя к таким
выступлениям. Помогли занятия спортом, вернее, выносливость, здоровье, работоспособность,
которые у меня были благодаря этим занятиям. Пришлось буквально поглощать
огромное количество информации, ежечасно тренировать свой мозг.
Спорт
развил во мне и еще одно качество — двигательную память, тонкое чувство
движения. «Чтение мыслей», способностью к которому, как иногда кажется
зрителям, я обладаю — на самом деле не чтение мыслей, а восприятие
двигательного проявления человека. Я улавливаю микродвижения, совершаемые в
процессе мышления, и по ним, пользуясь всем знакомым дедуктивным методом,
угадываю задуманное, мысленные команды.
— Вы
упомянули дедуктивный метод, который в представлении большинства связан с
рассказами Эдгара По и
Конан
Дойла. Что вы имели в виду, связывая метод дедукции и ваши выступления?
— Хорошее
знание людей. Поведение человека в каких-то ситуациях стереотипно, вернее,
оно зависит от его
темперамента,
рода деятельности, круга интересов и т. д. На этом, кстати, основывается и
метод тестирования. Вот
я и
стараюсь определить, что же за человек вышел на сцену, как он должен себя
вести, что приблизительно может
задумать.
Быстро анализируя предыдущий опыт и новые сведения, впечатления, я определяю,
какими будут «под
сказки».
— То,
что вы говорите, по-моему, еще и прекрасно развитая интуиция... Юрий
Гаврилович, вот сейчас вы
чуть
приподняли завесу над тайной, которая, несомненно, несмотря на всю простоту
поведения на сцене, все-таки
окружает
все, что вы на ней делаете. Но «чтение движения», по-моему, ничуть не легче
чтения мыслей, разве что
более
материалистично. Вопрос же о необходимости обладать феноменальной памятью
остается. Или вы и здесь
сумеете
объяснить, как можно за 2—3 секунды запомнить 20 цифр?
— Говорить
о памяти трудно. Эта способность человеческой психики до конца не изучена.
Существует много
различных
теорий природы памяти. Ясно одно: закладывается она задолго до рождения
человека. Родившись, мы лишь демонстрируем разные способности к запоминанию.
И как всякие способности, эти можно развивать и совершенствовать. Как в
спорте можно растить рекорды, совершенствуя мастерство, но при этом на
результатах обязательно скажутся природные, физические данные, которые будут
помогать или мешать.
Помните
номер, когда мне показывают таблицу с цифрами? В книге «Маленькая книга о
большой памяти» рассказывается о подобном эксперименте с Шерешевским. Он
запоминал цифры за 30—40 секунд, я — за 3—4. Память Шерешевского —
ассоциативная. Я как бы фотографирую то, что вижу, а потом воспроизвожу. По
своей методике я обучал нескольких человек. Уже через две недели они могли
запоминать подобную информацию за 30—40 секунд.
— Вы
никогда ничего не забываете?
— Еще
как могу забыть. В обычной жизни я человек рассеянный. Если у меня нет
установки на запоминание, то я и не запоминаю ненужную мне информацию, чтобы не
перегружать мозг. А вот чтобы забыть то, что уже отложилось в памяти,
необходимо серьезное волевое усилие. После каждого концерта мне далеко не
сразу удается избавиться от той информации, которую я здесь получаю, демонстрируя
способности к запоминанию.
— Мне
кажется, сила воли имеет решающее значение во всем, чего вам удалось
достигнуть...
— Не
всегда тренинг, который я устраиваю своему мозгу, доставляет удовольствие.
Бывает порой очень даже скучно. Многокилометровые пробежки, которые совершают
спортсмены, чтобы иметь хорошую физическую подготовку, тоже занятие не из приятных.
Но они необходимы.
А
вообще, читаю с огромным удовольствием, много. Стараюсь побольше узнать из
самых разных областей человеческого познания. Все это помогает лучше понять
человека , тайны его психики.
— И
все-таки вы не до конца убедили меня, что практически любой человек может
развить в себе столь же феноменальные способности.
— Но
мы ведь уже установили некоторые ограничения. Не каждый, а только тот, кто
имеет хорошую физическую подготовку, крепкое здоровье, большую силу воли,
чтобы много лет ежедневно тренировать себя. Можно еще добавить: нужен
здоровый образ жизни. Все это тоже в руках человека. Вот только далеко не
каждый может сказать, что он воспользовался этими довольно простыми
рецептами, чтобы добиться успеха. Иногда даже ежедневная зарядка становится
непреодолимым препятствием... Сейчас, наверное, каждый знает о том, что
человек использует только малую часть тех физических и интеллектуальных
ресурсов, которыми он наделен от природы. И это, по-моему, очень грустно...
|