Вы когда-либо задавались вопросом: отчего это люди в ХХI
веке все поголовно не носят бесполую униформу? Футурологи и дизайнеры
предполагали, что уж к 2001 году все точно будут ходить в стандартных
костюмах. Красиво и удобно. А что?
На самом-то деле, если задуматься, куча людей сегодня
ходит в форме: военные, школьники, продавцы и многие другие. И у всех своих
на то причины. Однако обычные люди в одинаковую униформу облачаться как-то не
собираются. Хотя ранее считалось – всё будет именно так!
Вот, толково-словообразовательный словарь, помимо "форменная
одежда", даёт и такое определение слову "униформа":
"персонал, одетый в специальные одинаковые костюмы, обслуживающий арену
во время представления и на репетициях (в цирке)". В цирке, хм.
А по данным журнала Retrofuture, слова "Современные
люди хотят носить униформу" принадлежат итальянскому дизайнеру Джанни Версаче
(Gianni Versace), ну а первая волна одинаковой одежды, годной для лиц обоих
полов, появилась в начале 1960-х.
Уже тогда для многих люди будущего, одетые в форму,
ассоциировались с серыми безликими массами в духе тоталитарных кошмаров,
подробно описанных писателями-фантастами. Для других же — униформа была
прекрасным футуристическим символом, чем-то из утопической мечты.
Тем более, форменная одежда совершила, извините за
каламбур, форменный переворот в поп-культуре (музыке, кино и так далее),
бесполая униформа представлялась очень сексуальной, а также демонстрировала
равенство людей в духе "потому что мы — банда".
К примеру, весь экипаж из культового сериала Star Trek
носил униформу, отличавшуюся только по цвету, который указывал на
специфическую сферу деятельности человека. Здесь мы подходим к главному
достоинству формы — она связывала людей с космосом и авиацией, в то время диктовавшими
моду практически на всё.
К примеру, дизайнер Эмилио Пуччи (Emilio Pucci) в 1960-е
прославился тем, что создал космичную форму для стюардесс авиакомпании Braniff
Airlines — они выглядели так, будто готовы лететь на Луну.
Фанат Пуччи — астронавт Дэвид Скотт (David Scott) — в 1971
году обратился к дизайнеру с просьбой придумать официальную эмблему
космической миссии Apollo 15. Пуччи нарисовал три летящих корабля, NASA эмблему
одобрила, а дизайнер мог с гордостью утверждать, что его мода была в космосе.
Разумеется, Пуччи был не единственным, кто эксплуатировал
популярную концепцию космической униформы – тем же занимались и Пако Рабан (Paco
Rabanne), и Пьер Карден (Pierre Cardin). И много кто ещё. Причём некоторые до
сих пор.
В создании одежды стали использоваться новые материалы,
например, пластмасса. Ткани стали блестеть совсем как скафандры. Даже шлемы
участвовали в этой моде.
Поклонников одинаковой одежды радовал (и продолжает) тот
факт, что униформа устраняет проблемы социального характера, уравнивая людей,
нейтрализуя иерархии и не давая обществу расколоться.
Когда все выглядят более-менее одинаково, богатство или
бедность наружу не прорываются. Ну, это все и так знают.
И что же, станет когда-нибудь бесполая униформа реальностью?
Некоторые люди считают, что это уже произошло.
Дескать, демократизация одежды заметна: джинсы и белая
футболка – их носят все, независимо от пола, возраста, статуса и уровня
доходов.
Здесь нельзя не вспомнить недавнюю инициативу мэра
Владивостока Юрия Копылова, который с 3 апреля 2003 года переодел в
спецодежду — рабочие костюмы от фабрики "Заря" — всех сотрудников
своей администрации.
Итожим факты, пытаемся сделать выводы. Мода на униформу
ушла вместе с модой на космос. Смысла делать одинаковую одежду для всех нет
совсем – так ведь? Дорого, хлопотно, те же ассоциации с тоталитаризмом, а смысла
нет.
Но некоторые признаки униформы всё-таки есть и сегодня,
возможность её существования в будущем теоретически просматривается. Речь о
глобализации, производстве и использовании людьми одних и тех же по своей
сути товаров, созданных модными лидерами. У кое-кого из них даже слоган есть
"Будь в форме".
Вы, наверное, и сами замечали, что люди ходят практически
в одном и том же, сами того не осознавая.
Хорошо это или плохо, судить не берёмся, так же, как и на
необходимости школьной формы настаивать не станем. Ясно, что у людей
определённых профессий и рода занятий униформа должна быть. "Во время
представления и на репетициях (в цирке)", да.
Для всех остальных одинаковая бесполая одежда может быть
привлекательна по двум причинам: это должно быть модно как в 1960-е или
каким-то образом суперфункционально. Впрочем, возможно и то, и другое. Пока
мы ничего подобного не наблюдаем, ходим в чём попало. И это неплохо.