Картина и рама. Картина и помещение. Несомненно, наши
вкусы и взгляды на современную культуру жилища находятся на довольно высоком
уровне. И закономерен вопрос: какое место занимает картина в современном
жилище.
В прошлые времена по стенам развешивали множество картин,
сегодня мы ограничиваемся лишь несколькими картинами, но такими, которые не
нарушают гармонии интерьера, напротив подчеркивают его единство. О вкусах,
разумеется, не спорят и тем не менее сохраняет свою силу основное положение:
раму подбирают к картине, а не к мебели или обоям. Картина и рама должны
восприниматься как единое целое и вместе с тем рама должна усиливать
восприятие картины (3.94).
Блок-рама. Из строганых четырехугольных планок изготовляют
раму, соответствующую размерам рисунка. На оборотную ее сторону наклеивают
картон. Образовавшуюся в середине пустоту заполняют ячеистым картоном и тоже
заклеивают картоном. Края рамы отшлифовывают и красят в нужный цвет.
Помещаемый на эту раму рисунок аккуратно по угольнику подрезают, чтобы он был
чуть-чуть меньше внешнего размера рамы. Затем рисунок переворачивают,
оборотную сторону рисунка намазывают не проступающим насквозь клеем, и
наклеивают на лицевую сторону рамы. Рисунок разглаживают чистой тряпкой и
затем помещают на несколько часов под груз, чтобы поверхность его оставалась
гладкой. Затем рисунок можно покрыть очень тонким слоем бесцветного лака. На
оборотную сторону рамы прибивают маленькую петлю или колечко.
Картина на блок-раме (паспарту). Паспарту - картинная
рамка или подклейка для рисунка, гравюры, книжной иллюстрации и т. д. Рисунок
(картину) без полей помещают на сплошную блок-раму (3.95), остающиеся белыми
поля затягивают цветным полотном, кожей или другим материалом и все это
заключают в настоящую раму. Такой способ оформления создает впечатление
особенной глубины изображения.
Лакированный багет. Вчерне обработанный профилированный
багет разрезают после замера холста картины (например, 500 х 600 мм). Точно
установленные размеры наносят в фальц и режут ножевкой под углом 45° по
шаблону. Конечно, при распиловке происходит некоторая потеря материала,
поэтому покупать багета нужно немного больше, чем требуется в соответствии с
размерами холста картины (3.96). В отходы при распиловке уходит восьмикратная
ширина багета. Расход багета можно рассчитать. Допустим размер холста картины
500 х 600 мм, ширина багета 50 мм:
периметр = 2а + 26 + 8 х 50 мм, периметр = 1000 + 1200 +
400 = 2600 мм
или, иначе говоря, при нарезании сторон рамки к размеру
каждого плеча (длины или ширины картины) нужно соответственно добавлять двойную
ширину багета.
Все четыре плеча имеют скосы; сложив их вместе, можно
проверить правильность углов. Скосы намазывают столярным клеем и склеивают.
Клей не должен выступать на скосах. Кроме того, в каждый скос нужно забить по
гвоздю без шляпки и слегка утопить их.
С помощью стеклянной шкурки деревянную поверхность рамы
гладко шлифуют. Как и всякое дерево, багет перед окраской грунтуют. Сейчас
приняты светлые тона: белый, бежевый, светло-серый, которые могут быть
оттенены в его профиле одноцветной линией.
Помещение картины под стекло. В принципе всякая картина
может быть вставлена под стекло, но это делать нецелесообразно, да и не
принято в отношении картин, написанных маслом. Дополнительное покрытие
стеклом может отрицательно усилить световой рефлекс. Если написанная маслом
картина под стеклом неудачно повешена под определенным углом, стекло будет
сильно отражать свет, а содержание картины видно не будет. Поэтому очень
важно правильно выбрать место, где повесить картину под стеклом.
Стекло для репродукции нужно вырезать не по раме, а
перпендикулярно, т. е. по угольнику. Как при застеклении оконной рамы, так и
для репродукции стекло следует вырезать несколько меньшего размера фальца,
чтобы с каждой стороны было примерно по 1 мм запаса.
Полосы на стекле от вытяжки должны при остеклении
репродукции располагаться всегда горизонтально, так как при вертикальном
расположении эти полосы сильно искажают изображение. Наконец, стекло
тщательно моют с обеих сторон. Раствор для мытья готовят следующим образом.
Небольшую бутылочку на 1/4 наполняют отмученным мелом, доливают водой до 3/4,
затем содержимое взбалтывают, пока весь мел не растворится, и добавляют
спирт. Это превосходное средство можно применять и для мытья окон.
Чтобы не оставлять на вымытом стекле отпечатков пальцев,
его берут за края и накладывают на застекляемую репродукцию, оставляя
симметричные поля. Размеры полей сверху, справа и слева должны быть
одинаковыми, а поле снизу может быть на 30-40 мм шире (3.97). Не всегда можно
действовать в соответствии с этим правилом, однако по возможности его следует
придерживаться. Затем острым карандашом очерчивают контур стекла на
репродукции, после чего ее обрезают. Со всех сторон он должен быть обрезан на
2-3 мм, а если бумага толстая,-то и на 5 мм. Репродукцию переворачивают и
оборотную сторону увлажняют губкой (вследствие этого бумага растягивается).
Следующую операцию нужно произвести быстро, пока бумага не просохла.
Репродукцию снова переворачивают, покрывают стеклом и легкими движениями
выравнивают поля.
Репродукцию со стеклом укладывают на край стола и стекло
прижимают, чтобы при дальнейшей работе не про-
изошло смещения. Эластичной лентой репродукцию с
натяжением крепят к стеклу. Как только первая натягивающая лента будет
закреплена, репродукцию со стеклом поворачивают, и таким же способом крепят
противоположную сторону. Соответственно поступают и с двумя оставшимися
сторонами. Бумага высыхает и натягивается на стекле.
Репродукцию со стеклом вставляют в фальц рамы. Вырезанной
картонкой соответствующей формы закрывают оборотную сторону картины. Картон
закрепляют шпильками и заклеивают бумажной широкой полоской. Поскольку между
стеной и репродукцией должен постоянно циркулировать воздух, петлю прибивают
так, чтобы она либо поворачивалась, либо изгибалась; картину можно подвесить
и на кольцевых петельках на шнуре. Во всех случаях ее вешают так, чтобы
наверху она слегка отставала от стены (3.98).
Уход за рамами и чистка холста. Если картина представляет
собой произведение художника определенной эпохи, то и рама для нее должна
соответствовать стилю, характерному для того времени. К сожалению, нам
приходится сегодня сталкиваться со стилевым несоответствием: например,
картина художника модерниста заключена в раму в стиле барокко.
Стильные рамы стоят недешево, и прежде чем купить такую
раму в сомнительных случаях следует посоветоваться со специалистом. У
неопытных людей распространено мнение, что облицовка рамы делается из гипса,
и исправление дефектов тоже следует производить с помощью гипса. Однако
облицовка и украшения рам как стильных, так и некоторых других багетов делается
из смеси плиточного клея и отмученного мела. Поэтому ремонт такой рамы лучше
поручать позолотчику.
С течением времени картины, написанные маслом, темнеют, и
возникает вопрос, как осветлить такую картину. Если речь идет о дорогой
картине, то работу нужно поручать реставратору. Картину менее ценную можно
попробовать осветлить самим. Для этого прежде всего удаляют гвозди, которыми
подрамник прибит к раме картины и вынимают картину с подрамником. Сметают с
нее пыль, губкой промывают мыльной пеной, не содержащей щелочи. Затем мыльную
пену смывают чистой водой и картину оставляют сохнуть. Подрамник поправляют,
чтобы холст натянулся. Обычно картина после такой обработки теряет свой
блеск, кроющий лаковый слой становится матовым. Поэтому нужно приобрести в
лавке художников распылитель лака и кроющий лак, чтобы снова слегка покрыть
им картину. Подрамник опять вставляют в раму.
Если картина длительное время висит на сырых стенах, она
пузырится и покрывается пятнами. Чтобы предотвратить появление таких пятен,
необходимо обеспечить хорошую циркуляцию воздуха между стеной и оборотной
стороной картины. Для этого наклеивают или прибивают пробковые шайбы толщиной
5-10 мм на задние углы картины.
|