§ 41. Арматура и сооружения на сети. Запорная и
регулирующая арматура
При помощи задвижек, установленных на водопроводных
линиях, можно, меняя степень их открытия, изменять расход воды в линиях и, в
частности, прекращать в них движение воды для выключения на ремонт отдельных
участков.
Чтобы снизить возможность возникновения в трубах
гидравлических ударов, устройство всей применяемой на сети запорной арматуры
(в том числе и задвижек) основывается на принципе постепенного закрывания.
Используемые в практике задвижки по своей конструкции
разделяются на параллельные (с параллельно расположенными запорными дисками)
и клиновые (с одним запорным диском клинообразной формы). Имеются задвижки с
выдвижным и невыдвижным шпинделем. В первых шпиндель при вращении маховика
совершает поступательное движение, во вторых — только вращательное,
ввинчиваясь в запорное приспособление.
На 111.43 показана задвижка одного из широко применяемых
типов — параллельная с выдвижным шпинделем.
При открытой задвижке диски расположены в ее верхней
части вне габаритов ствола задвижки и не препятствуют движению воды.
Задвижки разных конструкций изготовляются внутренним
диаметром от 50 до 2000 мм. Задвижки крупных диаметров снабжены обводными
линиями, на которых установлены задвижки меньших диаметров (III.44). Эти
задвижки надо открывать перед открыванием большой задвижки, чтобы уравнять
давление по обе стороны диска и тем облегчить ее открытие.
Задвижки диаметром 600—1200 мм с ручным управлением
изготовляются с редуктором в виде конической передачи, что значительно
облегчает управление ими.
Открывание и закрывание задвижек крупных диаметров вручную
требует значительных усилий и времени (более 1 ч). Применяют и
механизированные задвижкии. На III.45 показана электрифицированная задвижка;
электродвигатель установлен на ее корпусе. Управлять такой задвижкой можно на
расстоянии из центрального пункта.
Задвижки обычно устанавливают в колодцах, размеры и
конструкции которых зависят от числа задвижек и их диаметра.
В некоторых наших и зарубежных городах применяется бесколодезная
установка задвижек, снижающая стоимость оборудования водопроводной сети. На
III.46 показан общий вид бесколодезной установки задвижек, разработанной
институтом ВОДГЕО. Для успешной эксплуатации таких задвижек монтаж
конструкции должен быть выполнен весьма тщательно.
На 111.47 показано устройство так называемой кольцевой
задвижки. Она открывается и закрывается путем передвижения внутренней
конической части А вдоль оси задвижки, чем достигается постепенное увеличение
или уменьшение площади кольца, через которое проходит вода. Управлять такой
задвижкой значительно легче, чем задвижками описанных выше типов.
В последнее время получают широкое распространение
дисковые поворотные затворы благодаря ряду их преимуществ по сравнению с
задвижками: они легче, имеют меньшие габаритные размеры и дешевле. На III.48
схематически показано устройство дискового поворотного затвора с
электроприводом. Для открывания затвора диск поворачивается на 90° и
плоскость его устанавливается параллельно оси трубы. Поворотные дисковые
затворы изготовляются промышленностью для труб диаметром от 400 до 1600 мм
(при давлениях 10 кгс/см2).
|