|
Снежный человек Снежный
человек также известен как медведечеловек или тибетский йети. Полагают,
что снежный человек обитает в горах Гималаев выше линии снегов. Местные шерпы
верили в этого зверя с их самой ранней известной истории. Разные экспедиции
отправлялись на поиски йети, но никто не вернулся с живым или мертвым
существом, каким-нибудь его кусочком скелета или кости, волос или кожи, следами
выделений или остатками жилища. Но вера в него до сих пор сильна. Различные
следы по-видимому гоминидного происхождения, найденные выше линии снегов,
приписываются этому зверю. По анализу ученых, веривших в существование йети,
следы говорят о гоминиде высокого роста, вероятно около 7 футов (2,13 м).
Многие ученые, включая известных зоологов, однако, высказывали предположение,
что следы, приписываемые большому гоминиду, скорее всего были оставлены
медведями. Хорошо известно, что большинство медведей способны ходить на своих
двух задних ногах в почти вертикальном положении. На больших расстояниях эти прямоходящие
медведи вполне сошли бы за гоминида по виду и позе. При некоторых походках
некоторые медведи, как оказалось, оставляют следы, которые кажутся следами
большого гоминида: задняя ступня, частично перекрывающая переднюю, кажется
ступней крупного человекообразного существа. Другие
сомнительные следы йети, найденные выше линии снегов, также отнесены к другим
животным, живущим в Гималаях, таким как козы, волки и снежные леопарды. Другие
следы, предположительно принадлежащие снежному человеку, приписываются
отпечаткам, оставленным упавшими камнями, булыжниками и глыбами снега. Тем не
менее многие уважаемые натуралисты и исследователи зарегистрировали
поразительные следы, оставленные по-видимому реальными животными, живущими в
Гималаях, которых до сегодняшнего дня скептики не способны объяснить как
оставленные известным существом. Знание о
йети было частью религиозных верований и традиций шерпов еще с ранних дней
буддизма в этом регионе. Они полагают, что на верхних склонах Гималаев живут
духи и демоны, а на нижних - йети. Возможно, подразумевалось, что эти
загадочные люди существуют как духи, всегда прячась от взгляда простых
смертных. Первым
хорошо известным и задокументированным наблюдением феномена, приписываемого
йети, было обнаружение отпечатков оголенных ступней в снегах горы Эверест на
высоте 21 000 футов (6,4 км) в 1921 году. Наблюдение было сделано полковником
Говард-Бери (C.K. Howard-Bury), хорошо известным и уважаемым альпинистом. Это
случилось, когда он возглавлял экспедицию на Эверест. При осмотре следов
носильщики сообщили, что они принадлежат меч-кангми, что в приблизительном
переводе означает снежный человек ("канг" - снег и "ми" -
человек), отвратительно пахнущий ("меч" примерно переводится как
выражение чего-то отвратительного - хотя слово само по себе можно перевести
различными другими значениями, происходящими от больших различий тибетского
диалекта). Так родилось слово снежный человек. СМИ
немедленно сделали сенсацию из открытия до сих пор неизвестного вида животных,
возможно даже гоминида, который может быть близким родственником современного
человека. С другой стороны наука подошла к ситуации со скепсисом и ни одно
серьезное научное исследование не было проведено в течение нескольких лет после
открытия. С тех пор
произошли тысячи наблюдений неуловимого существа и его знаменитых следов. Самое
известное и возможно то, что заставило провести серьезное научное исследование
возможности существования этого и других гоминидов, это серия четких
фотографий, сделанных Эриком Шиптоном (Eric Shipton) в 1951 году во время
экспедиции на Эверест. Фотографии были сняты в месте под названием Менлунг
Гласир (Menlung Glacier) примерно на высоте 22 000 футов (6 705 м). Самый
заметный след был измерен как 12,5 x 6,5 дюймов (31,25 x 16,25 см) с помощью сфотографированного
рядом ледоруба. Это одно единственное наблюдение стало легендарной основой веры
в возможность существования гигантских гоминид и проложило дорогу серьезному
научному изучению других гигантских волосатых людей-обезьян, таких как сасквоч
(Sasquatch) и бигфут. Самое
интригующее и самое спорное наблюдение йети было сделано в 1970 году Доном
Виллансом (Don Whillans). Вилланс был заместителем руководителя экспедиции на
южную сторону Анапурны в Непале. На месте лагеря, который разбили Вилланс и
Дугал Хастон (Dougal Haston) на высоте 14 000 футов (4 267 м), группа
наткнулась на ряд по-видимому человекоподобных следов в месте, где не было
людей отродясь. После фотографирования следов Вилланс увидел в свой бинокль темное двуногое существо,
убегающее по той стороне горы, где стоял их лагерь. Наблюдение длилось полчаса,
пока существо не исчезло в группе деревьев. Хотя высота места была ниже, чем в
большинстве случаев наблюдения следов, на которой галлюцинации никогда не
фиксировались и никто из группы не взял виски, многие скептики все еще
сомневались в реальности наблюдения. Однако из-за отсутсвия ранее у Вилланса
интереса к снежному человеку, можно предположить, что он действительно видел,
как что-то исчезло в деревьях в тот день. Непальскому
населению область наблюдений йети давно известна под названием "местность
великой обезьяны". Более
раннее наблюдение возможно существующего гоминидного создания было произведено
А.М.Томбази (A.M.Tombazi) в районе Сиккима (Sikkim) в 1925 году. Несмотря на то
что считается, что это было наблюдение йети, это могло быть наблюдение и
другого существа, возможно родственного и похожего на снежного человека. Йети
называют разными именами в зависимости от географического положения региона
наблюдения или легенды. В Непале известны 3 типа снежного человека: очень
большой йети, являющийся по словам вегетарианцем, исключая случаи, когда
недостаток пищи заставляет его становиться всеядным; меньшая разновидность,
агрессивная и плотоядная; и существо, часто зовущееся ракши-бомпо
(Rakshi-Bompo), часто вредное, нападающее на посевы, но быстро убегающее при
приближении людей. Ракши-бомпо возможно получил свое имя от зверя, о котором
есть упоминание в индийской эпической поэме "Рамаяна". Эта поэма 3-4
веков содержит отрывки, говорящие о существовании демонов по имени Ракша (во
множеств. числе Ракшаса), которых часто описывают имеющими ту же внешность, что
у снежного человека. В различных
областях Гималаев йети зовется банг (Bang), бангйакри (Bangjakri), бан-ванас
(Ban Vanas) и ван-манас (Van Manas) вместе с рядом других имен. Русский
Кавказ изобилует историями и свидетельствами о йетиподобных существах.
Передовыми исследователями феномена йети в этом регионе являются профессор
Борис Поршнев, русский историк, и профессор Ринчен из Монголии. Оба проводили
исследования снежного человека большую часть своей жизни. Последователь
профессора Поршнева, профессор Джин Кофман (Jeanne Kofman), продолжает его
работу в кавказском регионе до настоящего времени. Многочисленные доказательства,
собранные за годы полевых исследований, включают запасы еды, найденные в
высоких травах и записи наблюдений существа. Местные жители региона,
изолированные от остального мира, являющиеся по большей части
сельхозработниками, часто рассказывают истории о столкновениях с такими
созданиями. Они считают йети застенчивым, вежливым существом, которое при виде
людей немедленно исчезает в дымке, прячась от глаз. В другом
безлюдном регионе России ходят истории об алмасах, примитивных
существах-полулюдях, с которыми в 19 веке столкнулся русский полковник Николай
Пржевальский во время своих глубоких исследований Монголии и пустыни Гоби.
Дальнейшие исследования этих существ были приостановлены русским правительством
и имперским судом из-за страха испытать неловкость, если бы им пришлось
публично принять возможность существования этих существ. Алмасы также известны
под именем алмаст и снежный человек. В других
советских республиках йетиподобные существа (которые, как полагают, существуют)
включают в себя абанауйу (Abanauyu) - "лесной человек", биабангули
(Bianbanguli) в Азербайджане, дев (Dev) в некоторых областях на Памире и
киик-адам (Kiik-Adam), по-казахски "дикий человек". Помимо
упоминания о йетиподобном существе в "Рамаяне", другое упоминмние
было сделано Карлом Линнеем, шведским ботаником и натуралистом. В рукописи
"Звероподобный человек" Линней назвал снежного человека гомо
ноктюрнус (Homo nocturnus) ("человек ночи"). Это название видимо дано
из-за неуловимости йети. Кроме якобы существования неких скальпов йети, нет
больше никаких доказательств, что снежный человек как таковой есть на Земле,
поскольку нет никаких остатков скелета. Так
является ли йети человекообразным животным, которое еще ждет своего открытия?
Является ли он предгоминидным пережитком прошлого из времени, когда человек еще
не стал до конца человеком? Бесконечное море свидетельств существует в
различных легендах, содержащих постоянно повторяющиеся, часто противоречивые
ключи к разгадке. Но одно можно сказать точно. Когда бы ни произошло сомнительное
наблюдение, как, например, в случае с Виллансом, за этим следует тишина.
Возможно человек с его верой в чудеса науки и свои знания природы все еще
отказывается признать возможность, что есть место, где могут до сих пор жить
существа, считающиеся вымершими. . |