ПРИМЕЧАНИЯ 3
1.
Египетские врачи славились в то время. Как показывают папирусы, медицина
в
Египте достигла высокого уровня.
2.
Женитьба на законной наследнице египетского престола укрепляла
притязания
Камбиса на египетский трон.
3.
Бегство Фанеса произошло не в 525, а в 547 г. до н. в.
4.
Здесь под "сирийцами" Геродот имеет в виду филистимлян, города
которых
Аскалон,
Ашдод, Гат и Экрон персидская армия прошла на пути в Египет.
5.
Персы приказали все глиняные сосуды от финикийского вина в Египте
наполнять
водой и отправлять по дороге назад в Финикию, чтобы обеспечить
снабжение
водой в пустыне между Египтом и Палестиной.
6. Это
был царь независимых арабов, набатеев.
7.
Такая прическа арабов-кочевников упоминается в Библии (Левит 20, 27).
8.
Геродот смешивает здесь Красное море с Мертвым морем.
9.
Именно, у города Таниса.
10. В
храме богини Нейт в Саисе.
11. В
таком виде изображены побежденные на рельефе Бехистунской надписи.
12.
Экипаж корабля состоял таким образом из 200 человек.
13.
Персы не могли проникнуть в болотистую западную часть Дельты, где
властвовали
Инар и Амиртей, и потому должны были признать там власть их
сыновей.
14. Об
этих мнимых преступлениях Камбиса египетские источники ничего не
сообщают.
Святотатственные действия Камбиса - выдумка враждебных ему
египетских
жрецов. Гнев жреческой касты против Камбиса объясняется тем, что
царь
значительно урезал доходы главных египетских храмов.
15.
Жители оазиса Сива.
16.
Имеется в виду нубийское царство (совр. Джебель-Баркал). Южное море, по
Геродоту,
образует южные границы Ливии.
17.
Речь идет о дарах, которые подносили на Востоке чужеземным владыкам -
золото,
ладан и мирра (смирна).
18.
Домашние захоронения покойников встречаются уже в доисторическую эпоху
в
Египте.
19.
Оазис Харга. Персидский гарнизон оазиса состоял из греческих
наемников-самосцев
из филы Эсхриония.
20.
Рассказ об убиении Аписа Камбисом неверен. Сохранилась на погребальном
саркофаге
Аписа 524 г. (которого Камбис только и мог убить) надпись,
свидетельствующая
о торжественном официальном (а не тайном) погребении
Аписа.
Надпись гласит: "Камбис, царь Верхнего и Нижнего Египта, посвятил
большой
саркофаг своему отцу Осирису".
21.
Геродот сообщает здесь официальную персидскую версию. Камбис убил
Бардию,
а затем отправился в поход на Египет. В это время, воспользовавшись
недовольством
вновь покоренных персами областей, маг Гаумата захватил
власть
2 апреля 522 г. Маг опирался на знать Запада. Противниками Гауматы
был
Гистасп и знать Востока. Маг был убит 29 сентября 522 г. до н.э.
22.
Брак на родной сестре, по религиозным воззрениям персов, считался
почетным.
23. Т.
е. на Атоссе. Вторая сестра - жена Камбиса - Роксана. Властная
Атосса
не могла примириться с оскорблением, нанесенным ей Камбисом. Атосса
интриговала
против Камбиса, вышла замуж затем за мага, а после его убийства
договорилась
с Дарием (представителем младшей ветви Ахеменидов) и стала его
супругой.
24. Эта
и следующая история о Камбисе, вероятно, исходит из кругов младшей
ветви
Ахеменидов. Цель их - показать неспособность к правлению старшей
линии.
Сюда же относится и выдуманная эпилепсия Камбиса.
25.
Эпилепсия.
26.
Здесь Камбису приписываются греческие религиозные представления. Бог -
греческий
Аполлон - меткий стрелок из лука.
27. Ср.
выше, I 207.
28.
Святилище Гефеста - храм Пта в Мемфисе.
29. Имя
происходит от санскритского слова "кала" (черный) и указывает на
принадлежность
к древнему темнокожему населению Индии.
30. В
конце VI в. до н.э. о. Самос при тиране Поликрате был наиболее
сильным
греческим государством в Ионии.
31.
Корабли с тремя рядами весел (один над другим). Экипаж триеры состоял
из 170
человек, 20 матросов для парусов, 16 офицеров и 12 воинов.
32.
Рассказы о жестокостях Периандра сильно преувеличены. Они созданы в ту
эпоху,
когда власть тиранов воспринималась уже как препятствие для
дальнейшего
развития рабовладельческого государства (ср.: С. Я. Лурье.
История,
стр. 114)
33.
Имеется в виду таран корабля в виде клыков вепря. Храм на Эгине был
посвящен
Афее (критская богиня), а не Афине. На двух фронтонных группах
стоит
посреди Афина, так что ошибка Геродота понятна.
34.
Храм Геры. Его стены были раскопаны в 1910 - 1913 гг.
35.
Одиссея II, 330.
36. То
же самое сообщает и Бехистунская надпись Дария. Маг Гаумата
(Лжесмердис)
был провозглашен царем в отсутствие Камбиса и пользовался
поддержкой
влиятельной касты магов и знати Запада.
37.
Акбатан в Сирии нет. Камбис умер в 522 г. до н.э. после возвращения в
Персию.
38. В
результате войн Кира в Иране разгорелась классовая борьба.
Господствовавшая
на Западе знать стремилась покончить с укрепившимся
положением
"народа-войска", а на Востоке военно-племенная демократия
старалась
воспрепятствовать возвышению знати. К этому присоединилось
недовольство
всех народностей персидской державы непомерным ростом налогов
и
податей и бесконечными наборами в войско.
39.
События разыгрывались не в Сусах, по рассказу Геродота, а в резиденции
Бардии
(Смердиса) в Мидии (в . северо-восточной Персии). Здесь Бардия был
убит 29
сентября 522 г. до н.э. в крепости Сикайавати.
40.
Речь Отана перекликается с надгробной надписью Дария, где Дарий
отражает
упреки Отана в деспотических стремлениях (ср.: В. В. Струве.
Этюды,
стр. 80).
41. В
злобных выпадах Мегабиза против народа нашла отражение острая
ненависть
персидской знати к "народу-войску" племен Ирана (ср.: В.В.
Струве.
Этюды, стр. 77)
42.
Речь Дария соответствует его подлинным словам в Накширустемской надписи
(ср.:
В. В. Струве. Этюды, стр. 76). В этих трех речах нашли отражение три
политических
направления в среде персидской знати эпохи Дария I и его
преемников.
43.
Семь персов принадлежали к семи знатнейшим персидским фамилиям (среди
них -
Гобрий и Аспафин).
44.
Геродот пропускает описание длительных войн Дария после его воцарения.
По
Бехистунской надписи, сначала восстал Элам с древней столицей Сусы,
затем
Вавилон под предводительством Нидинту-Бела, сына последнего царя, и
Мидия
(т. е. почти все провинции). В конце 521 г. Дарий усмирил почти всех
восставших,
кроме Египта и Малой Азии. Египет был покорен в 519/518 г. до
н.э.
45.
Страна арабов - набатейское царство. Арабы Сирийской пустыни были уже
раньше
покорены персами.
46.
Рельеф на скале, как в Бехистуне.
47.
Перечень персидских сатрапий восходит к ионийскому описанию персидских
провинций.
Сатрапии были, по-видимому, сначала введены в тех областях, где
они
были связаны с уже существовавшими государственными организациями, а
затем в
пограничных областях (по соображениям стратегического характера).
Народы
северо-востока Балканского полуострова в списке не упомянуты.
48.
Монетная реформа Дария базировалась на введении золотой валюты. Дарий
чеканил
золотые дарейки (8.4 г) = 1/3000 евбейского таланта. Отношение
золота
к серебру равнялось 13.5 : 1.
49.
Малоазийская прибрежная сатрапия с греческими городами.
50.
Прежние северные провинции Лидии от Геллеспонта до устья р. Галиса.
51.
Совр. Ливан, Сирия и Палестина.
52.
Кроме Египта, оазис Харга и побережье от совр. Бенгази.
53. В
Мемфисе еще со времен Амасиса были поселены ионийские и карийские
наемники.
54.
Область Пешвара и южная часть совр. Афганистана.
55.
Древний Элам с Сусами.
56.
Совр. Ирак.
57. В.
В. Струве (Этюды, стр. 256) предлагает вместо "парикании" читать
"гиркании"
или "баркании". Ортокорибантии - перевод перс.
"тиграхауда" (с
остроконечными
шапками) (В. В. Струве. Этюды, стр. 56). Эта сатрапия
охватывала
северо-западную Персию.
58.
Совр. Азербайджан с Гиланом.
59.
Совр. Северный Афганистан с долиной совр. Верхней Амударьи.
60.
Горные народности между совр. Эрзерумом и Трапезунтом.
61.
Народности между линией совр. Исфахан - Ханум-и-Хильменд и побережьем
Персидского
залива до пролива Ормус.
62.
Племена, кочевавшие по южному и восточному берегам Каспийского моря до
устья
высохшего теперь Узбоя.
63.
Область от низовья совр. Сырдарьи до долины Херируд в совр. Афганистане.
64.
Персидское побережье от пролива Ормус до области Карачи и совр.
Белуджи-стана.
Парикании и азиатские эфиопы - остатки дравидииского
населения,
оттесненного иранцами.
65.
Матиены жили между Ванским озером и верховьями р. Тигра, близ
теперешней
иранско-турецкой границы. Саспиры жили в долине совр. р. Чороха,
впадающей
в Черное море у Батуми. Алародии (урарту) жили в треугольнике,
образованном
совр. озерами Ван, Урмия и Севан.
66.
Черноморское побережье от совр. Трапезунта до Поти.
67.
Совр. индийская провинция Пенджаб.
68.
Имеется в виду северная часть эфиопского царства в Нубии (быть может,
область
от совр. Асуана до Хальфы).
69.
Мифическая гора и местность - родина Диониса. По Гомеру, Ниса
находилась
во Фракии или в Беотии. Геродот помешает ее в стране азиатских
эфиопов
(драви-дийцев) в Индии.
70.
Совр. западная Грузия и Абхазия.
71.
Приводимые Геродотом цифры податей взяты не из официальных персидских
источников,
а восходят, по-видимому, к частным греческим оценкам величины
податей
в отдельных провинциях и, очевидно, слишком высоки.
72.
Пустыня Тар (Фар).
73. Имя
объясняется из санскрита и тамильского языка. Падей родственны
веддам
на Цейлоне.
74.
Геродот рисует образ жизни брахманских странствующих аскетов.
75.
Геродот передает здесь древнейшую форму легенды, возникшей в Ладаке на
тибетско-индийской
границе (легенда сохранилась -в тибетской, монгольской и
китайской
версиях). Новелла принадлежит местным золотоискателям и купцам и
выдумана,
чтобы отпугнуть конкурентов.
76. Эти
климатические условия характерны для узких горных долин Ладака:
после
полудня солнце исчезает и наступает холод.
77.
Речь идет об особой породе быстрых и выносливых лошадей. Нисейские
лошади
конского завода в Мидии.
78.
Хлопок. Индийский хлопок экспортировался в Месопотамию.
79.
Ладан происходил из местности Сафар в Хадрамауте (южная Аравия).
80.
Мирра (смирна) - благовонная смола (см. выше, III 20 и прим. 17).
81.
Касия - ароматическое растение (Cinnamomum iners L.). Кинамом - дерево
корицы.
Уже тогда ввозили корицу из Цейлона.
82.
Ледан - благовонная смола.
83.
Стирак - благовонная смола растения Styrax officinalis.
84. Род
саранчи.
85.
Геродот не сомневается во всемогуществе и всеведении богов.
86.
Здесь и далее (111, 112) Геродот излагает рассказы арабских мореходов.
87.
Курдючные овцы (изображения их встречаются уже на ассирийских рельефах)
разводились
особенно в Аравии.
88.
Эфиопия - здесь восточноафриканское побережье, которое тогда посещали
арабские
и финикийские купцы-мореходы.
89.
Эридан - название нижнего течения совр. р. По или Эч. Позднее Эриданом
стали
называть также реку на севере. Быть может, Геродот имеет здесь в виду
даже
устье совр. р. Вислы.
90. С
Оловянных островов (совр. Британские острова) олово переправлялось
через
Тартесс в восточную часть Средиземного моря. Янтарь иллирийцы
привозили
к устью совр. р. По или Эч, а греки переправляли его в Грецию и
на
Восток.
91.
Известие Геродота, по-видимому, относится к оросительным сооружениям на
р.
Акесе (совр. Мургаб), где лежит оз. Мерв.
92.
Страж дверей - комендант царского дворца и начальник царских
телохранителей
(великий визирь). Докладчик (передаватель новостей,
секретарь)
- высшая придворная должность в Персии. Через этого придворного
царь
сообщался с внешним миром.
93. Т.
е. царь находился в гареме, в особом дворце.
94.
После падения Поликрата Анакреон (лирический поэт из Теоса) жил в
Афинах
(умер в 495 г. до н.э.).
95.
"Зависть" или "ревность" богов к человеческому счастью
вызывает гибель
счастливцев,
проявивших uane? (заносчивость, своеволие).
96.
"Тысяча персов" - персидское название телохранителей.
97.
Царский секретарь, приставленный к каждому сатрапу, читал и составлял
"бумагу"
на арамейском языке и переводил на персидский.
98.
Школа врачей в Кротоне пользовалась тогда большой славой. Здесь, как и
в
других медицинских школах, разрабатывали науку на основе философских
теорий
и опытных наблюдений.
99. С
этой почестью были связаны особые привилегии. Царь сидел при гостях
за
занавесью, невидимый ими.
100.
Новелла о Демокеде объясняет возникновение проектов похода на Элладу
соображениями
престижа и личной безопасности царя.
101.
См. выше, III 118 и прим. 92.
102.
"Благодетели" царя (оросанги, перс. "буварзака") - люди,
имеющие
заслуги
перед государством и царем. Им жаловали земельные угодья.
103.
Рассказ Геродота основан на "истории Зопира", в основе которой
лежат
персидские
народные сказания. Содержание новеллы неисторично. Из персидских
источников
известно, что Вавилон был взят дважды. .Первый раз (восстание
Нидинту-Бела,
сына последнего царя Набонида) его взял сам Дарий (18 декабря
522 г.
до н.э.). Второй раз (восстание армянина Арахи) город был взят
Индаферном
(Виндафарна) 27 ноября 521 г. до н.э. Рассказ о мятеже Вавилона
насыщен
фольклорными мотивами и восходит к семейным преданиям персидского
эмигранта
Зопира, правнука Мегабиза.
104.
Здесь - вавилоняне.
105.
Через ворота Нина (северные) путь шел в ассирийскую столицу Ниневию
(Нин).
Ворота халдеев - южные. Киссийские ворота - северо-восточные, на
пути в
Киш (совр. Эль-Охеймир); ворота Бела - западные, к мосту через р.
Евфрат.
106.
Например, одеяния царя или сбруя его коней.
107.
Ливийский царек Инар поднял восстание с помощью афинян в Египте.
Мегабиз
разбил Инара в битве при Мемфисе (456 г. до н.э.), Инар был взят в
плен и
казнен.
|