ПРИМЕЧАНИЯ 1
1. В
подлиннике istorihw [podejiz – изложение сведений, полученных путем
расспросов.
2. В
подлиннике erga – деяния, постройки, вообще все результаты
деятельности,
успехи.
3.
Здесь: Персидский залив. Наше море – Средиземное море.
4.
Имеется в виду арамейское переселение народов (ок. 1400–1200 гг. до н.
э.) из
восточной Аравии в северную Сирию. Арамеи основали там города,
упоминаемые
в Библии.
5. В
шахтовых микенских (Аргос) гробницах (XVII в. до н. э.) найдены
золотые
украшения, алебастровые сосуды и страусовые яйца. Упомянутые
Геродотом
торговые сношения могли существовать уже во второй половине II
тысячелетия
до н.э.
6.
Такая причины войны греков с варварами пародируется Аристофаном
(Ахарняне
330 сл.).
7.
Ядром сказания является, быть может, похищение ахейцами кумира
малоазиатской
богини в эпоху падения хеттского царства (ок. 1700 г. до
н.э.).
На хеттских печатях-цилиндрах встречается изображение нагой богини,
сидящей
на быке. Так изображали Европу и греки.
8.
Критяне или родственные им "морские народности" высадились около
1200 г.
до н.э.
на сирийском и палестинском побережье и основали там много городов
(например
Газа, Аскалон). Библия называют их "филистимлянами".
9.
Причины войны греков с варварами – это взаимные обиды. Первый нанес
обиду
Крез, подчинивший эллинов в Малой Азии. Обида и месть часто
встречается
у Геродота для объяснения исторических событий (см.: А.И.
Доватур.
Стиль, стр. 113).
10.
Они, по-видимому, относятся к индоевропейским народностям. Язык
лидийцев
принадлежит к хетто-лувийской группе или к хетто-лидийской
подгруппе
(см.: В.В. Шеворошкин. Лидийский язык. М., 1967, стр. 17).
Лидийцы
упоминаются в египетских надписях (ок. 1234- 1225 гг. до н. э.) как
"турша"
среди "морских" народов, напавших на Египет.
11. Под
сирийцами здесь имеются в виду халибы (у Гомера – гализоны. Илиада
II,
856).
12.
Геродот упоминает только часть греческих племен, осевших на западном
побережье
Малой Азии. Греческие племена переселились в Малую Азию после
падения
хеттского царства (ок. 1700 г. до н.э.). Сначала пришли эолийцы,
потом
ионяне и последними дорийцы.
13.
Нашествие киммерийцев относится ко времени ок. 700 г. до н.э. Аккадская
версия
персидских царских надписей знает киммерийцев как саков на западе
совр.
Туркестана. Они обитали к северу от Окса и назывались "гимир", или
"гиммири".
14.
Геродот дает мифическую генеалогию лидийских царей. Он, видимо, не
знает
лидийских преданий. Так, имя царя Кандавл – не собственное имя
определенного
царя, но скорее означает "властитель".
15. В
хронологии Геродот придерживается принципа своих предшественников:
три
поколения равны ста годам (см.: С.Я. Лурье. Геродот, стр. 112).
16. Имя
основателя новой лидийской династии интерпретируется
исследователями
по-разному. Одни считают его термином родства ("дед"),
другие
– названием птицы (см.: В. В. Шеворошкин. Лидийский язык, стр. 56).
Отец
Гигеса, быть может, происходил из вифинского города Даскилиона и
потому
назван Даскилом. Царь Гигес создал могущественное и независимое
государство,
благодаря чему лидийцы сосредоточили в своих руках всю
сухопутную
торговлю в Передней Азии (С.Я. Лурье. История, стр. 97).
17.
Смысл: "в тот момент, когда женщина снимает свой хитон, она лишается
подобающего
ей уважения" (ср.: В. Нагdег. Herodot I 8, 3. Herodot. Eine
Auswahl
aus der neueren Forschungen. Munchen, 1962, S. 374).
18. Как
неэллин, Гигес не мог иметь в Дельфах своей сокровищницы.
19. Имя
Мидас встречается в древнефригийской надписи VlI в. до н.э. в форме
Мидаи.
20.
Гигес пал в битве с киммерийцами ок. 654 г. до н.э. (см.: В.В. Струве.
Этюды,
стр. 91).
21.
Лидийские цари вели упорную войну с Милетом (из-за торговых интересов),
но
взять город им не удалось. Во внутренние дела городов они, однако, не
вмешивались
и оставили в руках греков всю морскую торговлю. Лидийское
господство
было для греков скорее выгодным (см.: С.Я. Лурье. История, стр.
98).
22. По
аккадскому (ассирийскому) преданию, с киммерийцами сражался уже
Гигес
(Ги-гу), отец Ардиса. Лидийский царь сначала вступил в союз с
ассирийским
царем Ассурбанипалом, а потом с царем Египта Псамметихом.
23. Ок.
720 г. до н.э. скифы пришли в причерноморские степи из совр.
Западного
Туркестана и затем ок. 623 г. завоевали мидийское царство
Киаксара.
24.
Пектида – 20-струнный инструмент вроде арфы, обнимал 2 октавы. Флейта
низкого
тона называлась мужской, а высокого – женской.
25.
Ассес – место, где стоял храм. Лидийское имя богини Афины Асви (В.В.
Шеворошкин.
Лидийский язык, стр. 54).
26.
Дифирамб – собственно, культовое прозвище Диониса. Впоследствии слово
стало
обозначать торжественную песнь в честь бога или героя. Она пелась под
аккомпанемент
главным образом флейты.
27.
Nomow oruiow – напев, мелодия, исполняемая очень высоким голосом.
28.
Иначе: "спаивать железо".
29. Для
греков Крез – тип царя филэллина, для лидийцев царствование Креза –
время
расцвета и блеска лидийской державы; в глазах дельфийцев Крез –
почитатель
авторитета оракула. В рассказе о Крезе соединены две концепции:
одна –
дельфийская, по которой возмездие за преступления Гигеса падает на
пятого
потомка – Креза; другая – переносит вину на самого Креза, который
навлек
на себя "зависть" (или "ревность") богов (ср.: А.И.
Доватур. Стиль,
стр.
191).
30.
Питтак не мог встретиться с Крезом в 560 г., так как умер в 570 г. до
н.э.
(см.: В.В. Струве. Этюды, стр. 93).
31.
Этот рассказ отражает попытку лидийцев заняться морской торговлей и
покорить
острова (см.: С.Я. Лурье. История, стр. 98, прим. 1).
32. Из
отсутствия в этом перечне подвластных Крезу народностей – ликийцев и
киликийцев
– заключают, что малоазийское побережье Средиземного моря, за
исключением
Памфилии, было независимо от Креза. Подданными Креза были
памфилы,
ионяне, эолийцы и дорийцы.
33. В
этом ошибка Геродота, ибо путешествие Солона падает на 594–584 гг.,
Крез же
царствовал с 560 г. до н.э.; поэтому Солон не мог встретиться с
Крезом.
Посещение Солоном Амасиса (егип. Аб-мосе), который царствовал с 569
по 526
г., также противоречит хронологии.
34. Имя
Атис встречается в древнефригийских надгробных надписях в форме
Атес.
35.
Очистительный обряд у греков состоял в следующем: руки убийцы обливали
кровью
животного (поросенка) и затем обтирали в знак освобождения от
кровавого
греха; потом божество умилостивляли жертвами и молитвами (В. В.
Латышев.
Очерк греческих древностей. Ч. II. СПб., 1899. С. 78). "Скверна",
лежащая
на убийце (по-гречески (miasma, мыслилась в виде живого существа),
поражает
прежде всего родичей, а затем распространяется на весь город,
заражая
его (см.: С. Я. Лурье. История, с. 89).
36. Эта
женщина раскрыла покушение мачехи Креза погубить его отравленным
хлебом.
37.
Руководящая роль Лидии в малоазийской торговле и щедрые дары Креза в
дельфийский
храм были причиной того, что дельфийские жрецы прославляли царя
как
любимца богов и толкнули на борьбу с Персией, предвещая победу. После
же
покорения Лидии Дельфы изменили свою политику и советовали грекам не
сопротивляться
персам (см.: С. Я. Лурье. История, с. 184).
38.
Этот почетный декрет взят Геродотом из документального источника (см.:
А. И.
Доватур. Стиль, с. 28, 30).
39.
Иначе диакриев. Писистрат опирался на крестьян, жителей северовосточной
Аттики.
Вся экономическая политика Писистрата была направлена на защиту
интересов
беднейшего крестьянства (С. Я. Лурье. История, с. 154).
40.
Мегакл - глава афинского знатного рода Алкмеонидов - стоял во главе
городских
ремесленников и торговцев. Алкмеониды имели основные торговые
интересы
в Малой Азии и потому быяи сторонниками персо-фильской политики
(С. Я.
Лурье. История, с. 159).
41.
Геродот и Аристотель видели в триумфальном вступлении Писистрата в
Афины с
девушкой, изображавшей богиню Афину Эргану (покровительницу
городских
ремесленников), простое одурачивание афинян. В действительности
же
актер, игравший роль бога, воспринимался как воплощение бога (см.: С. Я.
Лурье.
История, с. 152).
42.
Демы - округа в Аттике.
43.
Писистрат не желал иметь детей от дочери Мегакла, чтобы не навлечь на
свое
потомство родовое проклятие, тяготевшее над Алкмеонидами (см.: С. Я.
Лурье.
История, с. 152, примеч. 2).
44.
Обычно принимают двукратное изгнание Писистрата, но теперь большинство
ученых
считает, что здесь имеем дело с дублированием одного и того же
изгнания
(см.: С. Я. Лурье. История, с. 151, примеч. 3).
45.
Возможно, что число лет изгнания Писистрата Геродот взял из городской
хроники
Афин.
46.
Прорицатели пользовались в то время в Афинах большим влиянием.
47.
Предсказание оракула (или прорицателя) не всегда безусловно
исполняется:
его можно принять или отвергнуть. Так, Писистрат принимает
прорицание
Амфилита, т. е. это значит, что он нашел правильное его
истолкование.
Напротив, Гиппарх в ночь перед убийством, увидев сон,
предсказавший
ему несчастье, отверг предсказание, т. е. старался
неправильно
его понять (см.: М. Р. Nilsson. Geschichte der griechischen
Religion.
I. Munchen, 1955.S.165).
48.
Здесь имеются в виду доходы с серебряных лаврийских рудников в Аттике и
с
рудников на р. Стримоне во Фракии (у Эйона и Амфиполя).
49.
"Очищение" о. Делоса, национальной святыни ионийского племени,
Писистрат
произвел, чтобы снискать милость дельфийского бога, который (в
лице
жрецов) санкционировал его владычество в Афинах.
50.
Эномотии в спартанском войске - подразделение из 25-36 человек,
связанных
взаимной клятвой.
51.
Триакады - подразделения из 30 человек.
52.
Cuccumuu- совместные трапезы у спартанцев.
53.
Эфоры - коллегия из 5 человек, выбиравшаяся на один год. Первоначально
они
выполняли, по-видимому, судейские функции, а позднее - функции надзора
и
контроля. Они узурпировали даже часть царской власти.
54.
Совет старейшин (или герусия) - из 28 членов. Вместе с двумя царями
совет
был высшим органом власти в Спарте.
55.
Соответственно делению дорийцев на два племени - гиллеев и диманов у
них
было два вождя (царя), которые стояли во главе двух отрядов войска.
56.
Описываемые здесь события падают, вероятно, на вторую половину VI в. до
н.э.
57.
Агатоерги - 5 членов спартанского корпуса из 300 всадников, которые
ежегодно
по возрасту выбывали из его состава и назначались послами за
границу.
58.
Лидия была для греков того времени страной, откуда привозили золото.
Лидийцы
первыми стали чеканить золотую монету. Так же и персы (согласно
древнеперсидским
надписям) получали бoльшую часть золота из Лидии.
59.
Рассказ о предостережении Крезу мудрого Санданиса возник среди
состоятельных
слоев местного населения. В греческих рассказах
предостережения
Крезу делались греческими мудрецами - Солоном, Биантом или
Питтаком
(ср. 127,32). Политический смысл рассказа: нападение нелепо, если
нападающий
находится на вершине материального благополучия (ср.: А. И.
Доватур.
Стиль, с. 141).
60. См.
выше.
61. Это
солнечное затмение произошло 28 мая 585/4 г. до н.э. Геродот же
взял
другое затмение, именно 30 сентября 610 г., и поэтому отодвинул на 25
лет
смерть Гигеса и включил в число исторических фактов свидания Креза с
Солоном,
Питтаком и Алкмеоном (В. В. Струве. Этюды, с. 98). Таким образом,
неправильная
датировка событий в Малой Азии и Греции VII - VI вв. до н.э.
обусловлена
не субъективными религиозно-моральными воззрениями Геродота, а
неправильной
датировкой предсказанного Фалесом солнечного затмения (В. В.
Струве.
Этюды, с. 100).
62.
Описание похода Креза на каппадокийских сирийцев показывает, что Крез
думал
только об экспансии на Черноморское побережье. Но так как
каппадокиицы
были подвластны Киру, то дело дошло до войны с Киром.
63.
Ядром лидийского войска была прекрасная конница.
64.
Упоминание р. Гилла позволяет думать, что решительная битва произошла
не при
Сардах, а к северу от Магнесии.
65.
Город Сарды не был обнесен стенами. Персы осаждали только городской
кремль
(акрополь).
66.
Рассказ о льве Мелеса - местный лидийский; к нему добавлен персидский
рассказ,
героем которого был мард Гиреад (см.: А. И. Доватур. Стиль, с.
85).
Лев - геральдическое животное Сард (быть может, древний тотем),
изображается
на лидийских монетах. Он был атрибутом божества - хранителя
Сард.
67.
Взятие Сард персами произошло в 546 г. до н.э. Рассказ об этом
заимствован
из персидской традиции (А. И. Доватур. Стиль, с. 92).
68.
Сожжение Креза на костре - это скорее самосожжение. Крез приносит себя
в
жертву богу солнца Аполлону, который затем тушит костер. Вместе с Крезом
возведены
на костер "дважды семь" юношей (семь - священное число). На
древних
вазах сохранилось изображение Креза, сидящего на костре и
приносящего
жертвы.
69.
Вмешательство божественных сил в ход исторических событий - довольно
частый
мотив у Геродота.
70.
Судьба (Рок) и кара богов за преступления привлекаются для объяснения
широкого
круга явлений: падение и гибель городов и царств, смерть
политических
деятелей, государственные перевороты, битвы, войны и пр.
71.
Богини Судьбы - Мойры, дочери Зевса и Фемиды. Их было три - Атропа,
Клото и
Лахесис.
72. Т.
е. в храме Афины Пронии, находящемся перед храмом Аполлона.
73.
"Чесальный гребень" - орудие пытки. В рассказе о расправе Креза со
своим
братом отражается эпизод борьбы между сторонниками и противниками
греческой
ориентации (см.: А. И. Доватур. Стиль, с.. 83).
74.
Описанный Геродотом курган существует еще и теперь.
75.
Речь идет о так называемой священной проституции, связанной с культом
вавилонской
богини Иштар.
76.
Здесь Геродот передает древнейшее известие о переселении этрусков в
Италию.
Даже в эпоху Римской республики, когда язык этрусков еще
существовал,
малоазийское происхождение их считалось общепризнанным.
77.
Ассирийская держава пала в 612 г. до н.э. Таким образом, возникновение
ассирийского
царства, по Геродоту, следует отнести ко времени незадолго до
царствования
Тиглатпеласара I (1116-1090 гг. до н.э.). Геродот пользуется
здесь
аккадскими источниками.
78. К
числу покоренных Ассирией народностей принадлежали вавилоняне,
сирийцы,
киликийцы, народности Урарту и Египет (до 669 г. до н.э.).
79.
Новелла о Деиоке решает вопрос о возникновении монархической власти:
умный
человек создает себе славу справедливейшего; затем, отойдя от дел,
дает
почувствовать народу контраст между его справедливой властью и
воцарившейся
анархией и, наконец, при содействии своих агентов получает
власть,
к которой он давно уже стремился (см.: А. И. Доватур. Стиль, с.
138). В
715 г. до н.э. Саргон II покорил мидийского царя Даиуку.
80.
Речи обычно сочинены самим историком, но в новеллах не принадлежат ему
(см.:
А. И. Доватур. Стиль, с. 190, примеч. 2).
81.
Сандараковый цвет - оранжево-красный (сандарак - сернистый мышьяк).
82.
Мидяне, по-видимому, в Х-IX вв. до н.э. переселились из Бактрии и
Согдианы,
заняли северо-западную часть Ирана и покорили местное,
неиндоевропейское
население.
83.
Быть может, скифов изгнали из южнорусских степей киммерийцы, которые
перешли
Боспор и вторглись в Малую Азию. Скифы же через Дербентский проход
по пути
между Кавказом и Каспийским морем проникли в Мидию.
84. Это
был знаменитый храм филистимлян, посвященный Астарте (Иштар).
85.
Энареи (иранск. "анарья" - немужественный) - кастраты, гермафродиты
-
жрецы
богини Иштар. Скифы во время вторжения в Сирию познакомились с
культом
богини Иштар.
86.
Ассирийские "логосы" Геродота до нас не дошли. Возможно, что
Геродот их
не
успел написать.
87.
Завоевание ассирийского царства царем Мидии Киаксаром подтверждается
табличками
летописи царя Набупаласара (см.: В. В. Струве. Этюды, с. 67). О
царствовании
Киаксара сведения Геродота противоречивы: по одному варианту
(173),
гибель скифов произошла перед войной Киаксара с Лидией, а по другому
(1106)
- она непосредственно предшествовала завоеванию Нина (Ниневии).
88.
Новелла о рождении и воспитании Кира взята Геродотом из легенд царского
рода
Ахеменидов. В действительности Кир был вассалом Астиага, восстал и
низверг
этого царя. Мотивы легенды о Кире напоминают легенду о Ромуле и
Реме и
др.
89.
"Оком" и "ушами" царя назывались чиновники при дворе
персидского царя,
выполнявшие
полицейские функции.
90.
Гомеровское слово. Гомеризмы Геродота - одна из особенностей устных
ионийских
рассказов, перешедших вместе с этими рассказами в "Историю"
Геродота
(см.: А. И. Доватур. Стиль, с. 180, примеч. 5).
91.
Собака у иранцев была посвящена верховному богу Ахурамазде и считалась
священным
животным.
92.
Некоторые из упомянутых народностей, например даи, только впоследствии
были
покорены Киром. По Беросу, Кир пал (530 г. до н.э.) в битве с даями,
кочевавшими
на р. Оксусе (совр. Амударья).
93. Это
сообщение подтверждается летописью вавилонского царя Набонида:
Астиаг
был выдан Киру его собственными восставшими воинами.
94.
Данные Геродота о времени господства мидян восходят к аккадским
источникам.
Основание мидийского царства относится к 671 г., а его падение
- к 553
г. до н.э.
95.
Геродот отождествляет греческого Зевса с персидским Ахурамаздой (мудрый
владыка).
96. Эти
слова напоминают одно место из гат (песней Авесты), по которому
Мазда
"несет мощные небеса подобно одеяниям" (ср.: В. В. Струве. Этюды,
с.
117).
97.
Перечисленные здесь божества: солнце (Митра), луна (Магх), земля (Зам),
огонь
(Атар), вода (Ап), ветер (Вата) принадлежат древней арийской религии.
Поклонение
этим божествам сохранила и религия Заратуштры.
98.
Геродот смешивает здесь бога солнца Митру с богиней воды Анаитой. В
пограничной
вавилонско-иранской области рано произошло смешение Анаиты с
богиней
Иштар, что, по-видимому, указывает на то, что осведомитель Геродота
происходил
оттуда.
99. В
культе Ахурамазды священный огонь считался вечным, и поэтому персы
"не
возжигают огня" (ср.: В. В. Струве. Этюды, с. 120).
100.
Головной убор персов в виде усеченного конуса.
101.
При жертвоприношении маг пел гату (песнь из Авесты), содержание
которой
Геродот совершенно произвольно сопоставляет с эллинской теогонией
(поэмой
о происхождении богов).
102.
Слухи о таких обильных угощениях персов были распространены в Греции
еще в V
в. до н. э. (см.: Аристофан. Ахарняне, с. 86).
103.
Здесь речь идет о ритуальных, а не о бытовых оргиях. Опьяняющий
напиток
"хаома", который употребляли персы, должен делать
"знающими"
участников
оргии (ср.: В. В. Струве. Этюды, с. 26). В Авесте опьянение
"зла-тоцветной
хаомой" дарует "всестороннее знание".
104.
Подобное же известие о воспитании юношей содержится в надгробной
надписи
Дария I (В. В. Струве. Этюды, с. 84).
105. В
Накширустемской надписи Дария царь требует тщательно обсудить, кто
подлинный
враг, а кто нет (ср.: В. В. Струве. Этюды, с. 82).
106.
Белые голуби были посвящены Иштар. Персы считали их носителями проказы.
107.
Очевидно, персидские имена были известны Геродоту лишь в греческой
транскрипции.
108.
Погребение в земле считалось у персов одним из способов почитания
богини
земли (ср.: В. В. Струве. Этюды, с. 144).
109.
Обмазывание тела покойника воском - вавилонский обычай, принятый
персами.
Тела персидских царей после бальзамирования помещались в
саркофаги.
Выставление трупов на растерзание диким зверям в это время было
в
обычае только у североиранских племен и у магов.
110. Обычай
магов оставлять трупы на растерзание зверям восходит к способу
погребения
каспиев (см.: Страбон XI, 9,3,8).
111.
Геродот говорит здесь о местных говорах отдельных местностей и
городов.
Они отличались от того ионийского диалекта, на котором писал
Геродот.
112. 12
ионийских городов возникли из 12 областных союзов ионян. У них было
общее
святилище в Панионии.
113. 6
дорийских городов возникли из 6 дорийских областных союзов. Их общее
святилище
находилось на мысе Триопии у Книда.
114. По
Геродоту, дорийское переселение вынудило ахейцев отступить на
север.
Ахейцы вытеснили тогда ионян, живших у Патрасского залива, и
заставили
их переправиться в Малую Азию.
115.
Минийцы первоначально жили в Фессалии в области Иолка. Под давлением
пеласгов
(эолийцев) часть их двинулась на юг и основала Орхомен в Беотии.
Другая
часть заняла о. Лемнос, откуда их впоследствии изгнали пеласги.
Тогда
минийцы перешли в южную часть Пелопоннеса, но под натиском дорийцев
вынуждены
были отступить в горную область Тайгета.
116.
Фразу "так обстоит дело... оканчиваются на эту букву" некоторые
ученые
считают
позднейшей вставкой.
117.
Эти 12 эолийских городов первоначально были племенными округами. Имена
некоторых
городов (например, Лариса) встречаются в Фесалии и в Малой Азии.
Эолийцы
переселились из Фессалии раньше ионян под натиском дорийцев.
118.
"Сто островков" - многочисленная группа островков между Лесбосом и
материком.
119. В
подлиннике xomizein. Вместе со Штейном и Мищенко я перевожу "поручил
хранить",
а не "перевозить", как предлагает Пауэлл (J. E. Powell. A lexicon
to
Herodotus, s. v. xomizein).
120.
После завоевания лидийского царства Кир намеревался покорить Вавилон,
бактрийцев,
саков и египтян. Вавилон был взят в 539 г. Дата завоевания
Бактрии
неизвестна. Сатрапом Бактрии был поставлен Гистасп, отец царя Дария
I. В
529 г. до н.э. Кир погиб в битве с саками-массагетами (скифами).
121.
Восстание Пактия охватило только Сарды и греческие приморские города.
Остальная
Лидия оставалась спокойной. Пактий опирался на греческих
наемников
(ср.: А. И. Доватур. Стиль, с. 88).
122.
Запрещение ливийцам носить оружие нельзя понимать буквально. Лидийская
конница
с тех пор исчезла, потому что был уничтожен общественный слой,
который
составлял ядро вооруженной силы независимой Лидии (ср.: А. И.
Доватур.
Стиль, с. 90).
123.
Геродот разоблачает обман жрецов. Бранхиды и жрецы Аполлона
поддерживали
персов.
124.
Все люди, прибегавшие к храму, алтарю или статуе божества, считались
неприкосновенными
под защитой божества, и выдача их была святотатством.
Пактий
явился в Киму "умоляющим о защите".
125.
Круглые корабли - торговые суда, имевшие малую скорость, 50-весельные
военные
корабли и триеры (с тремя рядами весел) развивали большую скорость.
Техника
плавания на парусах была несовершенна, и рулевое управление плохое,
компас
был неизвестен. Навигация продолжалась 50 дней после летнего
солнцестояния.
Торговые корабли не были так связаны с берегом, как триеры.
За день
корабль мог пройти 500-700 стадий.
126.
Кадмейская победа (поговорка) - гибельная для обеих сторон, как в
битве
Этеокла с Полиником.
127.
Далее в тексте лакуна.
128.
Нуждаясь в греках (как в мореходах), Кир не ухудшил условий, в которых
они
находились под властью Креза (ср.: С. Я. Лурье. История, с. 184).
129. По
критскому преданию, первоначальные жители Крита (по Геродоту,
карийцы-лелеги)
поставляли экипажи для кораблей критского царя Миноса.
Теснимые
ионянами и дорийцами, критяне частично выселились в Малую Азию.
Носители
дворцовой культуры Кносса и Феста частично остались на Крите,
подчинившись
ахейцам. Легендарный Минос, по Геродоту, был царем ахейцев на
Крите и
предпринял походы в Египет и Сирию. Критяне переселились в Малую
Азию
после вторжения на остров ионян и дорийцев.
130. На
микенских вазах (ок. 100 г. до н.э.) изображаются ахейские воины
ионян и
дорийцев.
131.
Быть может, рассказ Геродота основан на ликийском предании, связанном
с
историческим фактом завоевания Крита ахейцами и последующего захвата его
ионянами
и дорийцами.
132.
Геродот сильно преувеличил размеры Вавилона. По данным раскопок,
окружность
города не превышает 18 км.
133.
Царский дворец теперь раскопан. Храм Зевса Бела, вероятно, святилище
бога
Мардука.
134.
Эта история до нас не дошла.
135.
Царице Нитокрис Геродот приписывает сооружения царя Набукаднецара II
(605-562
гг. до н.э.).
136.
Лабинет (вав. Набу-на`ид), по происхождению арамей из Харрана, не мог
быть
сыном царицы Нитокрис.
137.
Город Сусы был конечным пунктом царского пути от Эфеса на восток.
138.
Описание осады Вавилона относится ко второму завоеванию города Дарием
I (18
декабря 522 г. до н.э.). Уровень воды в р. Евфрате в это время самый
низкий,
и поэтому персам не надо было прибегать к искусственным
сооружениями,
описанным Геродотом. Город был взят в день храмового
праздника.
Первое взятие города Киром произошло в 539 г. до н.э. после
победоносной
битвы. Аккадцы восстали против царя Набу-на`ида, так что
персидский
полководец Гобрий занял затем город без сопротивления.
139.
Сесам- кунжут (Sesamum indicum L.).
140.
Еще и теперь в Иране употребляются подобные круглые суда под названием
куфа.
141. О
подобных обычаях в Вавилоне из других источников ничего не известно.
142.
Напротив, медицинская наука была высоко развита в Вавилоне и там было
много
врачей.
143.
Подобные обычаи еще долго существовали на Востоке.
144.
Вавилоняне пропитывали тело покойника особого рода смолой (бальзам),
которую
Геродот называет медом. Обычно покойников погребали под полом домов.
145.
Подобные обычаи очищения существовали у древних иудеев. Отсюда
некоторые
делают заключение, что под арабами Геродот имеет в виду иудеев.
Но
Геродот, по-видимому, не знал иудеев. По крайней мере он нигде о них не
упоминает.
146.
Обычай священной храмовой проституции описан у Геродота неправильно.
Священной
проституцией на службе богини Иштар занимались только девушки -
жрицы
богини Иштар (принадлежавшие, правда, к знатнейшим семьям Вавилона),
а вовсе
не все девушки-вавилонянки.
147.
Массагеты-саки делились на две большие группы: 1) северные саки -
"большие
саки" (т. е. большая орда) проникли в Маргиану с севера; 2)
саки-амиргийцы
(перс. сака-гаума-варга - "хаому изготовляющие") жили в
долине
совр. р. Мургаба и в походе носили остроконечные шапки. В конце
царствования
Дария их стали называть "даха", "дая". О массагетах у
Геродота
есть
два различных известия (аккадское и скифско-эллинское). Согласно
скифско-эллинскому
источнику Геродота, массагеты жили против исседонов на
западном
берегу Каспийского моря севернее совр. р. Куры.
148.
Реку Аракс Геродот описывает по двум источникам: по аккадскому, р.
Аракс
(совр. Кызылсу) начинается в Матиенских горах (на северо-востоке
Мидии),
затем главная река течет с Бингoл-дага (в совр. Армении) и, наконец
(совр.
Кура), впадает на западе в совр. Каспийское море. По
скифско-эллинскому
источнику, р. Аракс впадает с востока в Каспийское море
(в
настоящее время высохшее устье Амударьи - Узбой).
149.
Здесь, по-видимому, идет речь об изготовлении опьяняющего напитка
"хаома".
В надписях царя Дария I упоминаются амиргийские саки-массагеты
(см.:
В. В. Струве. Этюды, с. 30).
150.
Имеются в виду саки-массагеты (от иранск. "масья" - рыба),
собственно,
"рыболовы"
или "рыбоеды".
151.
Это утверждение Геродота показывает, что он уже принимает во внимание
сведения,
добытые финикиянами при объезде вокруг Африки при фараоне Неко.
152.
Геродот описывает здесь изготовление краски из растения синильный
красильник
(Isatis tinctoria L.}.
153.
Сооружение мостов было нужно Киру для обеспечения коммуникации с
плодородными
областями юга.
154.
Совет Креза не имеет, конечно, исторического значения и выражает
собственные
взгляды Геродота.
155.
Гистасп (перс. Висташпа) - почитатель и покровитель пророка
Заратуштры;
поддерживал народное движение против знати в Маргиане. Он был
ненавидим
знатью и потому должен был уступить престол сыну Дарию (см.: В.
В.
Струве. Этюды, с. 38).
156. В
рассказе о сне Кира отразилась легенда, объясняющая поражение Кира
не
мощью противника, а волей Ахурамазды (см.: В. В. Струве. Этюды, с. 65).
157.
Кир пал в 530 г. до н.э. Рассказ о гибели Кира напоминает рассказ
Плутарха
о гибели Красса в битве с парфянами. По сообщению Бероса (эпоха
первых
Селевкидов), Кир нашел смерть после 9-летнего царствования "в долине
Даас",
т. е. "в стране даха-даев" (ср.: Б. А. Тураев. История Древнего
Востока.
II. Л., 1954, с. 118).
|