«Святые реликвии» - миф и действительность
С.А. Арутюнов, Н.Л. Жуковская
Заключение
Возможно,
у кого-то из читателей эта книга вызовет недоумение: реликвии в
каждой религии исчисляются сотнями и хотелось бы узнать если не обо всех,
то хотя бы о многих, а в ней говорится всего о нескольких.
Однако авторы сознательно выбрали те реликвии, в, судьбе
которых история причудливо переплелась с мифологией, породив
своеобразные самостоятельные культы, органично вошедшие в буддизм,
христианство, ислам и в ряд других религиозных систем. Кроме того, в книге
уделено внимание реликвиям, которые в нашей стране известны лишь
немногим, хотя различные домыслы о них распространены довольно широко.
Одни
реликвии, о которых шла речь в книге, имеют чисто локальное значение
(мумии японских монахов, тибетских и монгольских священнослужителей,
волосы с головы Будды, почитаемые бирманцами, и т. д.), другие же (Зуб
Будды, туринская плащаница, Коран Османа, волосы и сандалии
пророка, императорские регалии японцев) общеизвестны в рамках
соответствующих религий.
Как
правило, они веками хранятся в каком-либо одном месте (храме, соборе, мечети,
специальном хранилище) и никуда не вывозятся, за исключением случаев, когда
им грозит какая-либо опасность. Периодически почти все
описанные реликвии или их символические заменители, к числу которых
относятся, например, муляжи головы Хусейна, доступны обозрению. Это, однако не
относится к синтоистским реликвиям, связанным с императорским домом Японии,—
их, вероятно, не видят даже сами императоры.
Часто,
но не всегда реликвии служат предметом специальных ритуальных церемоний: Зуб
Будды — в месяце эсала по сингальскому календарю, туринская плащаница — в
день католической пасхи, Коран Османа, ныне хранящийся в музее в Ташкенте,
когда-то удостаивался особого почитания в день смерти Османа, выделяемый
мусульманами-суннитами в особую траурную дату. Специальные службы по случаю
разных военных годовщин, проводящиеся в синтоистских храмах Японии, и даже
простое присутствие реликвий погибших воинов в этих храмах содействуют, как
мы уже отмечали выше, нагнетанию националистических настроений.
Еще раз
хочется подчеркнуть, что для верующих не имеет значения подлинность объекта
их почитания. Вместо сгоревших, растертых в порошок, украденных или иным
путем канувших в вечность реликвий появлялись их копии, похожие, а порою и не
очень похожие на оригинал. Иногда одна и та же реликвия начинала существовать
в нескольких экземплярах, как, например, Коран Османа, голова Хусейна,
сандалии пророка. Но это ничего не меняло в сути самого культа, опирающегося
не на исторический факт, а на миф и легенду, в которых для верующего реально
абсолютно все.
Еще
сравнительно недавно культ реликвий кроме идеологического воздействия церкви
на массы верующих использовался правящими кланами для проведения в жизнь
определенных политических идей, разжигания религиозного фанатизма. И в наши
дни, как читатель мог убедиться на примере синтоистских реликвий, эта функция
отчасти за ними сохраняется. С другой стороны, реликвии всегда служили
коммерческим интересам церкви, а также предприимчивым торговцам и прочим
лицам, занятым обслуживанием паломников. В наши дни сами реликвии, святилища,
где они хранятся, празднества и процессии, им посвящаемые, заняли важное
место в ряду туристических достопримечательностей, стали основой
существования целой индустрии, рассчитанной не только на верующих, но и на интересующихся
экзотикой туристов.
Наконец,
ныне, когда серьезное научное исследование, хотя и не без труда, все же
находит доступ к некоторым наиболее известным реликвиям (например, к туринской
плащанице), они, опять-таки безотносительно к проблеме их «подлинности»,
приобретают значение исторического источника, позволяющего лучше понять
мотивы и характер деятельности разных лиц и групп в разные периоды истории.
Именно в силу этого реликвии и в наши дни привлекают внимание исследователей,
а правда о них позволяет положить конец разного рода домыслам, которыми они
были окружены в течение многих веков.
Оглавление
|