«Утро магов»
Оккультные тайны фашизма
Дьявол, бред. Что это? Слова?
В
газете "Трибуна наций" французский историк обличает ничтожность
общепринятой терминологии для суждений о гитлеризме. Анализируя книгу
"Разоблаченный Гитлер", опубликованную д-ром Отто Дитрихом, который
в течение 12 лет возглавлял пресс-службу фюрера, Пьер Казенав сказал:
"Д-р Дитрих слишком легко пользуется терминами, которые в наш позитивный
век не объясняют Гитлера. Гитлер, по Дитриху, был демонической личностью,
находившейся под властью бредового национализма. Но что такое
"демонический"?
И что
такое "бред"? В средние века могли бы и сказать и доказать, что
Гитлер был одержим Дьяволом. Но сегодня?
Сегодня
слово демонический или вообще ничего не означает кроме
поэтическо-архаического украшения речи или по-средневековому относится к
одержимости Дьяволом — для тех, кто верит в черта. Дьявол? Д-р Дитрих верит в
Дьявола? Здесь нам пора условиться. Для меня слово "дьявол" лишено
смысла. И слова "бредовый национализм" тоже. Бред есть психическая
болезнь. Существуют, например, маниакальный и меланхолический бред, мания
преследования. Никто не сомневается в том, что Гитлер был психопатом и даже
параноиком. Но психопаты и даже параноики встречаются нам и на улицах. Д-ру
Дитриху, так же, как и мне известно, что есть некоторая разница между теми,
чей систематический бред ведет к помещению в больницу, и другими. Иначе
говоря: был ли Гитлер вменяем? По-моему, да! Поэтому я отвергаю и бред и
демонизм. В наши дни демонология имеет лишь исторический интерес.
Мы тоже
не согласны с д-ром Дитрихом. По нашему мнению, ни Гитлер, ни дела Германии
под его руководством не могут быть поняты лишь с позиции бреда и одержимости.
Но и Казенав нас не убеждает. Для него нет Дьявола, для него Гитлер, не был
клиническим безумцем, отсюда его вменяемость. Мы согласны с вменяемостью, но Казенав
придает этому понятию магические свойства. Произнося "вменяем", Казанав
будто бы делает ясной гитлеровскую "фантастику" и сводит ее к
уровню позитивистского века, в котором, по его мнению, мы живем.
Если
Гитлер не был безумным и одержимым, что вполне возможно, то все же история
нацизма остается не объясненной и необъяснимой в свете
"позитивизма".
Внешне-рациональные
поступки людей, как учит нас современная психология, на самом деле подчинены
силам, которые этим людям неведомы, или которые как-то связаны с символами,
совершенно чуждыми "обычной" логике.
С
другой стороны, мы знаем, что "Дьявол" есть нечто иное, чем то, что
видели в нем Средние века.
История
гитлеризма имеет аспекты, в которых все происходит так, будто бы движущие
идеи ускользают от наблюдателя, пользующегося обычной шкалой измерений, будто
нам, чтобы понять, нужно войти в мир, где реальность перестала сопрягаться с
нашим картезианским взглядом. Мы стараемся понять и описать именно эти аспекты.
Мы
согласны с Марселем Рэ, который верно видел в 1939 году. По словам Рэ, Гитлер
навязал миру "манихейскую войну, или, по определению святого писания,
"борьбу богов".
Мы не
будем говорить о борьбе между фашизмом и демократией, о борьбе между
концепциями авторитарного и свободного общества, так как это была внешность,
физическая оболочка события, и она на нашей земле не окончена. Грандиозный
процесс человеческих знаний дает ей другие формы. Сейчас, когда открывается
дверь в бесконечность, нужно понять смысл этой борьбы. Если мы хотим жить в
современности, т.е. стать современниками будущего, мы обязаны получить также
и точное, глубокое знание момента, когда волны "фантастики"
нахлынули не реальность.
|