Магия в христианском
культе
Христианские обряды включают в себя элементы обрядов и
ритуалов других религий, предшествовавших христианству ила же существовавших
в ту же эпоху.
Христианство возникло как религиозный продукт
социально-экономических, идеологических и политических отношений определенной
исторической эпохи. Изначально христианство выступало как религия рабов,
вольноотпущенников, бедняков и бесправных, проповедовало грядущее избавление
от рабства и нищеты и искало этого избавления в райском небожительстве.
В соответствии с основными принципами своего вероучения
христианство переработало материал, заимствованный из других религий, и
придало ему новый символический смысл и значение. Так, всем древним религиям
были присущи представления о том, что оскорбленных людьми богов можно умилостивить
жертвоприношениями. Е христианстве же эти представления приобрели единую и
неизменную форму: одна великая добровольная жертва, принесенная посредником,
раз и навсегда искупила грехи всех людей, т. е. Иисус Христос -образ земного
страдальца, который своей смертью искупил все грехи человечества.
Христианский культ представляет собой совокупность
иллюзорно-практических действий (обряды, таинства, богослужения, посты,
молитвы и т. д.), с помощью которых верующие надеются достичь контакта со
сверхъестественной, силой Наиболее очевидную связь с древнейшими верованиями
и культами имеют христианские таинства.
Христианские таинства мало чем обличаются но своей форме
от первобытных магических церемоний. Конечно, смысл it значение, которые
вкладывал в свои обряды первобытный колдун и которые придает своим действиям
христианский cctf: щенник, различны. Но материал, из которого складывалась в первобытные
времена и складывается сегодня церемония магического ритуала и христианского
таинства, техника их исполнения, по существу одинаковы.
В основе всех христианских таинств лежит рер& в
божественную благодать. Представление о благодати как силе, сообщающей
человеку особые чудодейственные божественные свойства, восходит к первобытным
временам. Первобытные люди верили в существование какой-то таинственной силы,
исходящей от духов, богов, людей, животных и далее неодушевленных предметов, которая
мижет быть усвоена человеком при помощи определенных обрядовых действий. У мала-незийцев
эта сила называлась «мана», у индейских племен ирокезов и алгонкинов — «оренда^
и «манту*. Считалось, что в наибольшей степени этой силой обладают колдуны и
вожди племен. Чтобы воспринять ее, надо было совершить специальные магические
церемонии.
. В Древнем мире язычники совершали различные мистерии
(тайные обряды), с помощью которых можно было вступить в контакт с божествами
и получить от них благодать, гарантирующую вечное загробное блаженство.
Особенно популярны стали мистерии незадолго до
возникновения христианства. В Риме, Греции, а особенно в Малой Азии, Сирии и
Египте язычники совершали всевозможные окуривания, омовения, очищения,
жертвоприношения и другие колдовские действия в надежде «очиститься* и таким
образом вступить в общение с божеством и самим стать божественными.
Христианская церковь включила многие языческие церемонии в
свой культ, переделав их на свой лад. Хотя сход-гтво христианских таинств с
языческими обрядами всегда объяснялось отцами церкви как происки дьявола.
Первоначально христиане заимствовали из магических
церемоний и языческих мистерий древности два таинства -причащение и крещение.
Затем возникли и другие — миропомазание, елеосвящение, исповедь, церковный
брак и священство.
|