«Великие пророки о России»
Глава
9 ПОКАЯНИЕ - СТУПЕНЬ В БУДУЩЕЕ
«...Пока бережется память, хотя
бы одним человеком, остается и надежда... Идите и думайте о будущем, о вашей
жизни. Надо пережить ночь и не разбиться в потемках, вытащить крест, а помощь
придет...
пусть вас ведет надежда...»
Михаил Щукин. Морок
ПОКАЯННОЕ СЛОВО ПРОРОКОВ НАШИХ
ДНЕЙ
Мы не
будем сопровождать на этот раз слова наших писателей обильными комментариями,
вся правда в них, в том беспощадном приговоре, который они выносят нам,
своими руками творящим историю. И открывая эту правду, они призывают нас
покаяться за совершенные нами грехи, в первую очередь раскаиваясь сами. Наши
пророки. Наша совесть.
В. Сапожников
«Кто же
мы? Палачи? Жертвы? И покаяние наше по какому статусу — палача или жертвы?
Если русский народ — жертва, кто палачи? ДЕвреи, которые вместе с Лениным
вернулись из щвейца-рий? Нет, православные, не возьмем греха на душу, не
евреи, не Свердловы, не Троцкие. Мы сами. Рабочие. Матросы. Солдаты в буденнов-ских
шлемах, бывшие мужики — рязанские, курские, орловские — обращаемся к
читателям. В. Сапожниковы. В этом и покаемся. Жертвы — мы. Палачи— мы же.
Ах эти
реформы, манифесты, декреты, указы! У нас на Руси всегда на них доставало
светлых умов. Без ложной скромности признаюсь, и у меня полна голова реформ. Для
первой, самой главной, я еще не придумал твердою названия, скажем так:
ассенизационная. Несмотря на то, что слово иностранное, французское, реформа
очень простая: надо сначала прибрать гниль, ветошь старую в кучу сгорнуть,
сжечь, дурнину разную вырубить. Сделать то, что делает мужик, прежде чем
новое поле строить, дом рубить. Это как гроза с ливнем после долгой и тяжкой
сухоты, духовного паралича. Очистительный плач о мечте погубленной, о любви
несостоявшейся.
Не омыв
сострадательной слезой прах недоживших, замученных поколений» строить новую
счастливую жизнь нельзя, и да будет услышано это мое покаянное слово. И пусть
это будет также от имени страдальца родителя моего,. Константина
Митрофановича. А будет ли покаяние от героя -«великого перелома» Игнашки Плюхияа?
От потомков его? Я их приглашаю.
Не
исключено, впрочем, жив и сам Игнашка, обретаясь в больших заслугах и
почтенной старости. Сколько их, жрецов классовой борьбы, бродит-ходит еще по
Москве, зловещая сталинская гвардия! Сатана щедро одаривает верных слуг своих
долголетием.
...Но Игнашки
— из грязи в князи, а настоящие князья? Голубая кровь, белая кость — давние
наши господа? Как у них с покаянием? Большевики владели нами семьдесят лет,
белая кость — столетия, а кто из них лучше, кто хуже — не знаю, не скажу.
Оба, наверное, хуже. Хотя бы потому, что крепостное право придумали все же не
большевики, а дворянство. И дворянству в лице потомков его, современников
наших, в первом грехе покаяться бы. За гнусное право продавать единоверцев
своих, как лошадей и собак, как хомуты и телеги. Продавать с землей и без, с
детьми и без детей...
Целые губернии
голодали - и такое случалось на Руси, - вымирали целые уезды, но ни один из
господ, чьи крестьяне бедствовали, не пустил себе пулю в лоб. Из чувства
ответственности, сострадания христианского...
Я не стыжусь
роли плакальщика о судьбе родного сословия — слеза моя от души. Но и роли
судьи не убоюсь, хотя бы по праву происхождения. Мой приговор — не убийство
то было - тридцатый год — самоубиение. Грех тяжкий, постыдный, никому Милосердным
непрощамый...»
Лишь
обретя веру, мы, россияне, можем двигаться дальше, потому что вера дает
стойкость и силы противостоять лжепророкам:
«...Моление
на Руси — очистительное таинство духа. Оно не только испрошение Помощи у
Бога, покаяние перед ним и благодарение его, а первей всего собирание всех
личных сил, всей моготы своей перед трудным делом или опасной дорогой. Это и
светлое сопряжение собственного ума-разума, и беспощадное осуждение в себе
дурных слабостей, и жаркое — в слезах — поименное поминание умерших или
убиенных на войнах родных чуть не до третьего колена. Да, моление на Руси —
это выявление в себе духовной жизнестойкости... даже самое тяжкое усилие все
же легче дается верующему человеку, ибо оно, сопряженное с молитвой, вдвойне
и жарче, и плодотворней в своем свершении, нежели то же самое усилие для
человека сугубо высокомерного, с выстуженным сознанием атеиста. Ведь атеизм —
это наукообразный гололед: редкие безумцы проходят по нему, не заморозив души
или не свихнув головы. Но атеизм еще и злобный оборотень; сживая со свету
православную религию, сам же и утверждается на место ее как религия
политических догм, а может, и ересей; сродни с теми, которые яростно внедряла
на Руси тайная община еретиков во главе с неким Захарием...»
А. Романов
«Работать
над собой — умом, душой, развивая и расширяя в ней добрые начала, гнать из
нее все злое» — вот что вещает нам писатель А. Романов.
—И
неведомо нам, и впрямь неразумеющим, что когда-то на Руси жизнь людскую,
утверждали «через умное и сердечное делание». Й не расписывали ее по
пятилеткам, а вседневно и всеучастливо вкладывали свои труды в неделимость
времен, и в будущее шли» как в подвиг. Вот Нил Сорский. Вот Дионисий. Вот Лёв
Толстой!.. А мы-то, нынешние, до того испоганились, что ни о каком духовном самоусовершенствовании
и думать не желаем. Лишь по рабской привычке опять надеемся, что жизнь на
Руси наладится кем-то и без нашего «умного и сердечного делания...».
Гнать
из своего сознания чувство раба, воспитывать новое поколение — раскованное в
мыслях и благородных поступках, чтобы оно строило жизнь свободную и
справедливую.
«...Пророк
Моисей после рабства египетского сорок лет водил по пустыне народ свой,
прежде чем привести его в Землю Обетованную. Суров, был промысел пророка:
испытавшие рабство должны остаться в пустыне. Все до единого!
Земли
Обетованной достойны лиш новые, юные, рабства не знавшие».
«...Нет
для нас Земли Обетованной, кроме Родины нашей, которую мы хоть и сохранили,
но сумели уберечь от нашествия бесов тьмы, воинов ангела зла.
Нет у
нас и Пророка, мы одичалое стадо, бредущее невесть куда. Что же есть у нас?
Что осталось? Могилы отчие, хоть и поруганные. Прошлое, великое и постыдное,
злое и прекрасное. Есть поколения новые — не так уж и мало. С чего же начать?
Я начал
с покаяния. Покаемся, братие, ибо путь к возрождению лежит через покаяние,
через осознание своих грехов, через Очищение духа народного от духов
бесовских».
|