«Великие пророки о России»
Глава 7 ПРОРОЧЕСТВА
СУТЬ ПРОЗРЕНИЕ И ОРУДИЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И СПАСЕНИЯ
«...Пока бережется память, хотя бы
одним человеком, остается и надежда... Идите и думайте о будущем, о вашей
жизни. Надо пережить ночь и не разбиться в потемках, вытащить крест, а помощь
придет...
пусть вас ведет надежда...»
Михаил Щукин. Морок
НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ
Философ
Николай Бердяев был убежден в том, что без пророчеств духовная жизнь народа
замерла бы. Способность христианства к его возврату зависит во многом, считал
он, от того, будет ли признано в истории пророчество. Возможно, наше
пребывание сейчас в «шкуре побитой собаки» — это следствие нашего неверия в
пророчества. Мы не прислушивались к ним, отвергали многое из того, что
наработало человечество, и проповедовали одно лишь материалистическое
отношение к вещам и явлениям. Мы были очень самоуверенны, шли напролом,
покоряли природу самыми жестокими методами и были слепы душой, творили, не
ведая и не осознавая, что делаем и каковы могут быть последствия. Но ничто не
может быть выше Вселенской силы, и за то, что мы не понимали этого, она
сейчас нам мстит, ставит все на свои места, показывает истинное положение
вещей в мировой системе.
Для
того пророки и приходят в мир, чтобы разъяснять суть бытия, божественный
замысел. Прислушиваясь к их словам, мы прозреваем.
А
прозрев, понимаем, что именно в пророчествах и надо искать свое спасение.
Выбирать рациональные мысли, которые могут стать руководством к действию,
осаждать себя, тех, кто слишком зарвался, умерять свою национальную гордость,
считаясь с тем, что есть и другие нации на нашей планете и что надо жить в
согласии и содружестве с ними и осознавать вселенское единство человеческого
рода в чем и пророчествует христианское Учение
Все это
есть в учениях и наших пророков, их прозрения дают нам и средство спасения.
Надо только вникнуть в смысл того, что они говорят. Ведь они прозрели!
Очередь за нами. Попытаемся же прозреть и мы, познакомившись с основными
постулатами статьи Н. Бердяева «Национализм и мессианизм».
В ней
философ говорит о том, что, хотя национальное сознание — это благо, оно
должно оставаться в рамках разумного, потому что у каждой нации свое
предначертание, и ни одна нация не должна претендовать на свою
исключительность.
Это
нарушает мировую гармонию, идет вразрез с Божьей программой устройства мира.
Из статьи
«Национализм и мессианизм»: «Национализм есть положительное благо и ценность,
как творческое утверждение, раскрытие и развитие индивидуального народного бытия.
Но в этом индивидуальном образе народном должно внутри раскрываться все
человечество.
Пагубно,
когда национальность в безграничном самомнении и корыстном самоутверждении мнит себя Вселенной и никого и ничего
не допускает рядом с собой. Таково направление германского национализма. Но
плодоносно, когда национальность творческими усилиями раскрывает в себе вселенское,
не обезличивая своего индивидуально-неповторяемого образа, но вознося его до
значения всечеловеческого. Национальность не может претендовать на
исключительность и универсальность, она допускает другие национальные индивидуальности и вступает
с ними в общение.
Национальность входит в иерархию ступеней бытия и должна занимать свое
определенное место, она иерархически подчинена человечеству и космосу. И
необходимо строго различать национализм и мессианизм.
Мессианизм
принадлежит к совершенно другому духовному порядку, ...Христианское
мессианское сознание народа может быть исключительно жертвенным сознанием,
сознанием призванности народа послужить миру и всем народам мира для их
избавления от зла и страдания. Мессия по природе своей — жертвенен, и
народ-мессия может быть лишь жертвенным народом. Мессианское ожидание есть
ожидание избавления через жертву. Мессианская идея — вселенская идея...
И я
думаю, что в России есть, в русском народе есть и исключительный, нарушивший
свои границы национализм, и яростный, исключительно еврейский мессианизм, но
есть и христианский, жертвенный мессианизм».
По
мнению философа, русская нация отличается пассивностью, особенно в том, что
касается ею ожидания апокалипсиса. И чтобы не испытывать превосходства над
другими нациями, русский народ должен просвещать свое сознание и очищать
душу, чтобы потом служить своему народу, создавая хорошее настоящее и
приближая хорошее будущее:
«...Русский
апокалипсис переживается пассивно, как пронизанность русской души
мистическими токами, как вибрирование ее тончайших тканей. Эта пассивная,
рецептивная, женственная апокалиптичность русской души должна быть соединена
с мужественным активным духом. России необходимо мужественное национальное
сознание, необходима творческая работа мысли, которая произведет расчленение,
прольет свет «а русскую тьму. В народной русской жизни апокалиптические
переживания, погружавшие в тьму доводили до самосожжения и до истребления всякого
бытия...
Русская
стихия остается темной, не оформленной мужественным сознанием. Русская душа
нередко переживает бессознательный темный мессианизм... Это было у некоторых
русских анархистов и революционеров< веровавших в мировой пожар, из
которого чудесно родится новая жизнь, ив русском народе видевшая того Мессию,
который зажжет этот пожар и принесет миру эту новую жизнь... Мы должны
осознать, что русский мессианизм не может быть претензией и самоутверждением,
он может быть лишь жертвенным горением духа, лишь великим духовным порывом к
новой жизни для всего мира... Мессианизм не означает, что мы лучше других и
на большее можем притязать, а означает, что мы больше должны сделать и от
большего отречься. Но всякому мессианскому служению должна предшествовать
положительная национальная работа, духовное и материальное очищение,
укрепление и развитие нашего национального бытия...»
|