Погибшие
цивилизации: Арктида, Аратта, Винча.
Павел Тулаев.
Наиболее
отдаленный, так называемый доисторический период, хорошо изучен с точки зрения астрономии,
геологии и мифологии. Он начинается с глобальной катастрофы, вызвавшей
повышение уровня воды в океане и вошедшей в мировую историю как всемирный
потоп, и в целом совпадает с эпохой древнего каменного века, палеолита, когда с
северной части Евразии сошел ледник и началось глобальное потепление климата.
Большинство историков, даже специалистов по
древнему миру, предпочитают не углубляться в эти архаичные времена, хотя о
допотопных временах сохранилось немало легенд, вроде рассказа Платона об Атлантиде.
И все же есть энтузиасты, которые расшифровывают мифы и пытаются
реконструировать глубокое прошлое. Мы тут не будем излагать гипотезу смещения
полюсов и историю формирования континентов, а упомянем лишь широко известную
ныне "гиперборейскую теорию". Ее создатели (В. Уоррен, Г. Вирт, Б.Г.
Тилак, Е. Елачич) настаивают на существовании в районе Полярного круга
арктического палеоконтинента - Арктиды, или Арктогеи. До Потопа в Арктиде были
благоприятные климатические условия (субтропики). Там жили предки ариев -
гипербореи; оттуда пошло распространение белой расы и ее цивилизации.
Современные исследователи мифологии, сакральной географии и рунологии (Н.
Гусева, А. Дугин, В. Демин, С. Жарникова) находят все новые и новые аргументы в
пользу арктической теории, хотя другие ее отрицают.
В эпоху нового каменного века, неолита (VI - IV
тыс. до н.э.), начинает формироваться так называемая "индоевропейская
общность" племен с родственными корнями и близкими языками. Ученые спорят,
в каком именно регионе Евразии стала складываться эта древняя культура, к
которой восходят такие великие памятники человеческой мысли, как Ригведа,
Авеста, Махабхарата, Илиада и Одиссея.
Лингвисты В.В. Иванов и Г.В. Гамкрелидзе считают,
что индоевропейская языковая и культурная общность формировалась в районе
Передней Азии и Средиземноморья не позднее IV тысячелетия до н.э. Используя
сложную методологию структурной и сравнительной лингвистики, разработанную Р.
Якобсоном, они реконструируют с помощью ключевых понятий предполагаемый
индоевропейский язык и его образный мир. Особую роль в формировании
реконструируемой протокультуры они отводят анатолийским племенам, жившим на
территории Малой Азии в эпоху Хеттского царства (т.е. до падения Трои). Вместе
с тем, они не отрицают, что до этого индоевропейцы могли жить в других
регионах.
Это
предположение подтверждают исследования ученых, использующих иные методы
("ностратическая семья языков" В. Иллича-Свитыча, "прародина
индоариев" Е. Кузьминой, "история Евразии" А. Гудзь-Маркова).
Выдающийся лингвист и идеолог евразийства кн. Н. Трубецкой, критически
относившийся к теории единого праязыка, использовал понятие
"индоевропейцы" (оно родилось в кабинетах ученых XIX века)
исключительно в лингвистическом смысле. Под ним он понимал не некую абстрактную
или историческую общность племен, а людей различных времен и народов, говорящих
на различных языках так называемой "индоевропейской семьи".
Автор книги "Индоевропейские прародины"
профессор В.А. Сафронов (М., 1989) считает, что вряд ли можно говорить и о
единственном источнике происхождения белой расы. Индоевропейская цивилизация,
по его мнению, развивалась одновременно, как минимум, в трех регионах: в Малой
Азии, на Балканах и в Центральной Европе. Опираясь на археологические открытия последних
десятилетий, Сафронов прослеживает древнейшие миграции индоариев, индоиранцев,
протохеттов и протогреков, начиная с VII тыс. до н.э. Важное место в его книге
занимает исследование культуры Винча (середина V - конец IV тыс. до
н.э.), которую он считает "древнейшей цивилизацией Старого Света, более
древней, чем культуры Месопотамии, Нила и Инда". Винча достигла высокого
уровня развития, имела сложную архитектуру, прикладное и сакральное искусство,
до сих пор не расшифрованную письменность, развитую религию, классовую иерархию
и обширную систему внешних связей. "В истории Европы культура Винча имела
значение, сравнимое лишь с ролью Греции и ее воздействием на "варварский
мир". Сходство этих двух культурных феноменов заключается в схеме освоения
пространства (колонизация, торговля, путешествия, но не завоевания), а также в
длительности и глубине воздействия". От цивилизации Винча, истоки которой
еще недостаточно изучены, произошли, по мнению Сафронова, культурные общности
Сопот-Лендьел в Хорватии и Словении, Бичке - в Задунайской Венгрии, Биня - в
Западной Словакии и Лужанки в V - IV тысячелетии до нашей эры.
Этот факт не прошел мимо внимания Ивана
Томажича, уделившего культуре Винча внимание в разделе "Новые
направления". В своем исследовании словенский ученый, в свою очередь,
ссылается на данные доктора Пещича, сравнивающего венетский язык с письмом
Винча и санскритом. Винча, как свидетельствует археология, была связующим
звеном между малоазийской и европейской цивилизациями, поэтому именно она может
помочь прояснить вопрос о взаимовлиянии и первенстве культур.
Концепцию Сафронова значительно дополняют труды
Ю.А. Шилова: его докторская диссертация "Прародина ариев" (Киев,
1995), посвященная курганам Северного Причерноморья, книги "Пути
ариев" (Киев, 1996), "Прародина Руси" (М., 1999).
Русско-украинский ученый продолжает исследования специалиста по космогонии
древнего общества В.Н. Даниленко, изучившего вместе с шумерологом А.Г.
Кифишиным раскопки знаменитой Каменной Могилы. Каменная Могила (III тыс. до
н.э.) содержит в гротах и пещерах таблички с дошумерской письменностью. Она
была частью древнейшей в Евразии арийской цивилизации Аратты, чьи корни связаны
с археологическими памятниками XIII - XII тыс. до н.э. К VII тыс. до н.э. одним
из главных центров Аратты стала Малая Азия, где специалисты рскопали жреческий
город с десятками храмов (у современного Чатал-Гююка). Ю.А. Шилов убежден, что
именно арийская Аратта породила шумерскую Аратту, иранскую Арту, этрусскую
Артану, древнерусскую Арсанию, греческий Ортополис и украинскую Артаплот.
Отсюда вышли и праславяне - пелазги, чье имя связывается с историей
Трои. На пути из Поднепровья в Троаду, так называемой "тропе Трояна",
прослеживаются следы гиперборейских богов Зевса-Дива и Латоны-Лады.
"В XVII - XI вв. до н.э. (задолго до, а
затем сразу после Троянской войны), - пишет автор "Прародины ариев" в
статье об этногенезе славян, - большая часть праславянских лелегов, брежан,
венедов и др. переселилась из Троады в Этрурию, получив здесь имя этрусков
- среди которых впервые появляются русы. Некоторые из них, в особенности
венеты, стали постепенно продвигаться "янтарным" и прочими путями на
север - к Прибалтике и на Левобережье Дуная, где римско-византийские авторы
начала I тыс. до н.э. зафиксировали их как несомненно славянские племена".
Античные цивилизации Греции и Рима выросли не на пустом месте, а на плечах
"истинного патриарха не только европейской, но и всемирной цивилизации -
Аратты (Пелазгии-Троады)". Вот почему, по мнению Шилова, русские ученые А.
Чертков, Е. Классен и Ф. Воланский так убедительно читали "не поддающуюся
расшифровке" трояно-этрусскую письменность на основе славянских языков.