«Борьба за моря. Эпоха великих географических
открытий»
Янош Эрдёди
МОРЕПЛАВАТЕЛЬ, КОТОРЫЙ НЕ СТУПАЛ
НА КОРАБЛЬ
Восточный водный путь
Принц
Генрих не дожил до полного осуществления своей мечты. Он умер в 1460 году, но
его полувековой подготовительный труд принес свои результаты. В 1487 году
португальский капитан Бартоломеу Диаш достиг самой крайней южной точки
Африканского континента. Он назвал ее Торментозо — мысом Бурь, но после
возвращения из путешествия по приказу короля изменил это зловещее название; с
тех пор самую южную точку Африки называют мысом Доброй Надежды.
Как бы
ни назывался этот мыс, на нем моряки не увидели таблиц дорожных знаков с
надписью «Если хотите обогнуть Африку, надо здесь свернуть на восток!» Люди Ди-аша
обессилели от долгого и утомительного пути, корабли были потрепаны
свирепствовавшими у мыса бурями: дикий неведомый край всем грозил гибелью.
Вспыхнул бунт, когда команда решила силой принудить капитана повернуть назад.
Бартоломеу
Диаш, к счастью своему и Португалии, был, вероятно, хорошим математиком. Как
раз в этот критический момент он закончил свои расчеты и смог доказать
команде, что они находятся у желанной цели: было бы безумием именно сейчас
поворачивать назад. Страсти улеглись, более того, моряки согласились
проделать для проверки расчетов еще несколько десятков миль на восток. Они
знали: дома их ждет большая награда, если окажется, что они первыми добрались
до искомой точки Земли.
Но на большее
у Диаша не хватило сил. От самой южной точки Африки, мыса Доброй Надежды, он
возвратился в Португалию. Задача обогнуть мыс и обойти Африку выпала на долю
другого мореплавателя.
В
течение следующих одиннадцати лет ничего нового не было предпринято. Не
находилось хорошо подготовленного, отважного, надежного и предприимчивого
капитана, который завершил бы успех Диаша.
Тем
временем португальцы упустили случай, имевший значение для всей истории
человечества.
В те
времена, в восьмидесятых годах XV столетия, пороги влиятельных вельмож,
ученых и торговцев Португалии обивал один беспокойный, странный человек со
сбивчивой речью — итальянец по происхождению и славный моряк, называвший себя
на своем родном языке Христофором Коломбо; люди науки называли его на
латинский манер Колумбусом, а свои письма на испанском языке он подписывал
именем Кристобала Колона.
Христофор
Колумб, желая поступить на службу к португальцам, выдвинул почти фантастический
план: если в его распоряжение будет предоставлено несколько кораблей, он
отправится к островам Восточной Индии на запад по океану. Ведь Земля — шар, и
куда бы ни отправиться, можно добраться до любой ее точки.
Португальцы
выслушивали его пожимая плечами, без особого вдохновения, если у них вообще
хватало терпения выслушать фантастические бредни болтливого итальянца или
прочитать его обширные прошения. В это время португальская наука мореплавания
уже в течение 6—8 десятилетий методически и упорно следовала заданному
Генрихом Мореплавателем направлению в создании восточного водного пути,
казавшегося делом верным. Никому и в голову не приходило перевернуть все
прежние проекты ради фантазий сумасбродного чужеземца. Да и приборы, не
отличавшиеся точностью, не позволяли отправиться в путь с востока на запад, с
их помощью можно было пускаться в плавание лишь с севера на юг, вдоль
побережий. В конце концов Колумб вынужден был признать, что здесь он ничего
не добьется. Во время путешествия Диаша он покинул Португалию, чтобы
предложить свои услуги испанскому двору. Вначале у него ничего не получалось
и здесь, но потом. . .
. . .В
один прекрасный день весной 1493 года все Португальское королевство
всколыхнула весть о том, что отвергнутый Христофор Колумб (теперь уже
«адмирал За-тйадного океана») водрузил испанский флаг на Индийских островах!
Испанский
соперник победил на первом этапе соревнования; по крайней мере, тогда еще
думали, что достигнуты именно эти острова и берег Азии. Теперь уже и
португальским кораблям надо плыть в Индию, любой ценой и как можно скорее!
Подготовка ускорилась, были приложены огромные усилия. Нашелся наконец и
подходящий капитан: в рискованный путь готов был отправиться Васко да Гама,
отважный и многоопытный морской офицер.
Невероятно,
непонятно, но факт: в это трудное, важное и опасное путешествие была послана
флотилия всего из трех небольших кораблей с общей численностью команды в
полтораста человек. 8 июля 1497 года флотилия Васко да Гамы покинула
португальский берег.
Во
время путешествия трех кораблей: «Сан-Габриел», «Сан-Рафаэл» и «Берриу» —
офицерам и матросам Васко да Гамы приходилось нести невероятно трудную
постоянную службу, почти превышающую человеческие силы. Волны швыряли легкие
парусники, бури и морские течения играли ими. Уже одно то, что все три
корабля держались вместе, не оторвались друг от друга безо всякой надежды
снова встретиться в неведомом, открытом море, было великим достижением науки
мореплавания и человеческого умения. Гниющие и вскоре совсем испортившиеся продукты,
почти непригодная для питья вода отнюдь не способствовали хорошей кондиции
команды. Под ударами перекатывающихся через палубу волн, задыхаясь от
тропической жары, замерзая от пронизывающих ночных ветров, они нередко часами
балансировали на снастях, работали с тяжелыми, раздуваемыми ветром парусами.
Ни
днем, ни ночью они не знали покоя — внезапные перемены ветра, подводные
течения держали малочисленную команду в состоянии почти постоянной боевой
готовности. Люди исхудали и ослабели; кожа и мышцы на их ладонях были стерты
почти до костей грубыми канатами, пропитанными соленой водой. Если ослабевший
матрос падал со снастей на палубу, он разбивался, если же в море — корабли не
могли даже остановиться, чтобы спасти его. Суровые, полные испытаний дни тянулись
бесконечной чередой.
Часы,
за которые был достигнут и обогнут мыс Доброй Надежды, протекли на палубе
трех кораблей не в торжественном настроении, а в тяжком труде. В неумолчном
вое вихря звучали не тосты, а приказы, выкрики, ругань. Каждый из матросов в
который уже раз проклинал минуту, когда он взошел на корабль, отправлявшийся
на верную гибель.
Васко
да Гама, человек с железными нервами и железной рукой, вел свою флотилию с
непоколебимой уверенностью и требовательностью прежде всего к самому себе. Позволь
он себе хоть минутную слабость — все было бы кончено. Опытный моряк знал, на
что идет. И если ситуация складывалась сложнее, чем ожидалось, он не терялся.
В конце концов удача, силы и знание принесли ему успех. Обогнув мыс, три
корабля взяли курс на северо-восток, вдоль противоположного, неизвестного еще
берега Африки; крохотная флотилия да Гамы дошла до Каликута, богатого
индийского города, куда португальские купцы и путешественники раньше
добирались лишь по суше.
Это
была самая крайняя точка экспедиции, отсюда корабли Васко да Гамы повер-н ули
обратно.
В
сентябре 1499 года, через два с лишним года после начала путешествия, в
Португалию вернулся лишь один из трех кораблей, «Берриу». «Сан-Рафаэл» сел на
мель, «Сан-Габриел» был так жестоко потрепан штормами, что его пришлось
оставить в гавани Зеленого мыса.
Итак,
давно желанный восточный водный путь был открыт. Это был длинный, опасный и
утомительный маршрут, однако при всем этом он оставался самым выгодным для
перевозок.
Успешное
предприятие Васко да Гамы принесло португальской торговле огромные прибыли,
королевству — расширение и упрочение колониальных владений, а науке — первую,
почти точную карту береговой линии Африки.
|