Мифологический Словарь
СЛАВЯНСКАЯ И
РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
ПЕРУН
(др.-рус.
Перунъ, общеслав. *Прунъ), в славянской мифологии бог грозы (грома).
Общеславянский
культ П. восходит к культу бога грозы (грома) в индоевропейской мифологии и
имеет много общих черт с аналогичным культом Перкунаса в балтийской
мифологии. Бог грозы уже в индоевропейской традиции связывался с военной
функцией и соответственно считался покровителем военной дружины и её
предводителя (у славян — князя), особенно на Руси. Его представляли в виде
немолодого мужа: по древнерусскому летописному описанию голова его
деревянного идола была серебряной (седина?), а усы — золотыми.
По
данным других индоевропейских традиций особое мифологическое значение имела
борода громовержца, что косвенно отразилось в русских фольклорных формулах,
относящихся к «бороде Ильи», образ которого заменил П. в эпоху двоеверия.
Главным оружием Перуна были камни (польск. kamien piorunowy, название
белемнита) и стрелы (др.-рус. о стреле громнъеи — «о громовой стреле»,
польск. strzala piorunowa, «громовая стрела»), а также топоры, являвшиеся,
как и стрелы, предметами языческого культа (в древнерусских
христианских текстах — «боге мерзкие вещи»).
Миф о
П. частично восстанавливается по его следам в белорусской и некоторых
других елг вянских традициях, где громовержце соотнесён ещё с самим П.
(белорус пярун, «гром»), и по многочисленны сказочным, былинным и другим фолклорным
трансформациям, где П. зг меняют Илья и другие персонаж с
позднейшими именами. Перун, первоначально в образе всадника на коне или
на колеснице (ср. позднейшую иконографию Ильи-пророка), поражает своим
оружием змеевидного враг (в изначальном варианте мифа — т
мифологическое существо, котором; соответствует Волос-Велес, в поздних
текстах — сказочный Змиулап и т. п.) последовательно прячущегося от него в
деревне, камне, в человеке, живот ных, в воде.
При
дальнейших трансформациях мифа может изменять имя (но не облик) Перуна
и его противника, но основная сюжетная схема остаётся неизменной. После
победы П над врагом освобождаются воды (в архаических и поздних
трансформация: мифа скот, женщина, похищенная противником П.,—см. Додола,
Маре па, Мокошь) и проливается дождь Поэтому наиболее
очевидной интерпретацией мифа о П. (имеющего у славян и другие возможные
истолкования является его истолкование как этиологического мифа о происхождении
грома, грозы, плодородного дождя.
Этому
мифу соответствуют общеславянские ритуалы, само название которых
указывает на связь с культом П.: болг. пеперуна с многочисленными табуистическими
и звукоподражательными вариациями типа пеперуда, перперуга, преперуда, сербскохорв.
прпо-руша, возможно, связанные и со слав. *pors-, «порошить», и т. п.; такое
же объяснение предлагается и для названий аналогичных ритуалов
типа болг. и сербскохорв. додола, ввиду широко распространённой связи
корня *dhu в балтийской и других мифологиях с персонажем, родственным Перуну
(например, Дундер: сербо-лужицкая поговорка о Дундере, храпящем в
дикой яблоне, вероятно, связана с представлениями о раскатах грома;
эпитет Перкунаса Dundulis позволяет предположить и в Дундере ранний
эпитет П.). Эти ритуалы вызывания дождя включают обливание женщины,
возможно, первоначально связанной с жертвами П. Характерной чертой
мифов и ритуалов, связанных с П., является их соотнесение с дубами и
дубовыми рощами (ср. «Перунов дуб» в средневековой западноукраинской
грамоте) и с возвышенностями, на которых ставили в древности идолы П. (в
Киеве и Новгороде) и его святилища.
Соответственно
по всей древней области расселения славян известны названия
возвышенностей и гор, котолие происходят от имени П. Связь Перуна с горами и
дубовыми рощами восходит к индоевропейскому периоду. В балтийской и славянской мифологиях Перун
приурочивается к четырём сторонам света, что видно, в частности, и из нанания четверга
как «дня П.» в полабской традиции, и из четырёх (восьмичленной структуры
святилища П. и Перыни под Новгородом (название святилища из слав. *Perfmi,
древнее соответствие готск. fairguni, «скала», дp.-исл. Fiorgynn, Фъёргюн, мать
громовержца Тора). Согласно древнерусскому источнику «Перунов много» Иерунъ
есть многъ), что относилось с наличию нескольких географических i сезонных
ипостасей П., каждая из неторых в мифологии балтийских славян, по-видимому,
нашла продолжение в самостоятельном божестве, воплощающих лишь одну из
ипостасей Перуна (ср. Прове). В пантеоне Киевской Руси П. почитался как
высший бог, что видно и по его месту в списках богов.
|