Мифологический Словарь
СЛАВЯНСКАЯ И
РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
ОЛЕГ ВЕЩИЙ
древнерусский
легендарный князь (воевода).
Герой
нескольких мифо-эпических сюжетов, вошедших в «Повесть временных лет»: он
хитростью (прикинувшись купцом) захватывает Киев (по летописи — 882), убивая
правивших там Аскольда и Дира (по поздним книжным вариантам — Кия, Щека и
Хорива), и сажает на престол законного князя Игоря — сына Рюрика (см. Рюрик, Синеус
и Тру вор). В походе на Царь-град О. В., поставив корабли на колёса, под
парусами по суше подходит к стенам города (сходные эпизоды приводятся в
«Деяниях датчан» датского хрониста 12 в. Саксона Грамматика и в др., в т. ч.
фольклорных, текстах).
Олег
отказывается принять у побеждённых греков отравленную снедь (в этом — дар
провидца, «Beщего»; само имя «Олег» имеет скандинавское происхождение и
близкую семантику — ср. Хельги) и прибивает щит к вратам Царьграда, «показуя
победу» (ритуал имеет древневосточные параллели — ср. «дом щита» — храм
урартского бога Халди).
Как
князь-воитель Олег Вещий связан с культом Перуна: при заключении договора с
греками он .и его мужи клянутся на оружии «Перуном, богом своим, и Волосом,
скотьим богом»; на миниатюре Радзивилловской летописи О. В. изображён
клянущимся рядом с антропоморфным идолом Перуна, у ног же стоящего за Олегом
мужа прорисована змея — вероятное воплощение Белеса.
В связи
с этим мотив смерти О. В. от змеи может рассматриваться в связи с
реконструируемым противопоставлением Перуна и Белеса в славянской мифологии.
Волхвы предсказали Олегу гибель от собственного коня. Князь велит увести
коня, а когда через четыре года узнаёт о его смерти, насмехается над
предсказанием и хочет видеть кости животного; он наступает на череп, из
черепа' выползает змея и жалит Олега в ногу. Князь умирает на тридцать
третьем году правления (характерное эпическое число).
Ближайшая
параллель мотиву смерти Олега известна в исландской саге об Орваре Одде (13 в.):
герой получает то же предсказание от оскорблённой им вещуньи и убивает своего
коня; будучи уже стариком, он спотыкается о конский череп и ударяет его
копьём; выползшая оттуда змея жалит Одда. Мотив предсказания судьбы (в т. ч.
неизбежной смерти от животного или предмета) широко распространён в мировом
фольклоре, однако на славянской почве этот мотив, очевидно, связан с Белесом,
артибутами которого являются конский череп и змея.
|