Мифологический Словарь
СЛАВЯНСКАЯ И
РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
НОЧНИЦЫ
у
славян ночные демоны.
Нападают
гл. образом на детей (иногда только новорождённых, до крещения) и не дают им
спать (ср. также криксы, плачки, бабицы, моры, вештицы и др.). Н.—
неопределённого вида существа, невидимые или похожие на птиц, летучих мышей,
червей; привидения, блуждающие огни; реже — женщины с длинными волосами в
чёрной одежде. Проникают в дом через окно или дверь, пролезают под колыбелью,
стоят у изголовья или залезают в колыбель; бьют, щиплют, дёргают дитя, так
что оно плачет и не может спать. Дают младенцам грудь и отравляют их своим
молоком или сами сосут грудь ребёнка. Н. также лазят ночью по птичьим
гнёздам, выпивают яйца и душат птенцов. Н. становятся после смерти
женщины-ведьмы, не имевшие детей.
Из
страха перед Н. матери остерегаются после захода солнца оставлять на дворе
пелёнки, выходить из дома и выносить ребёнка; не оставляют открытой и не
качают пустую колыбель, применяют различные обереги колыбели (растения,
иголку и т. п.); не купают детей и не стирают пелёнок и белья в «ночной»
(простоявшей ночь) воде.
Для
избавления детей от Н. купают их в настое различных (нередко называющихся
ночник, полуночник и т. п.) растений или окуривают этими растениями; делают
из тряпок или пелёнок кукол, ставят их по 2—3 на каждое окно, 'подбрасывают в
чужие телеги на базаре и т. п. Изгнание Н. обычно сопровождается ритуальным
диалогом, произносимым через порог, окно или печь женщинами: одна делает
ножом насечки на стенах или льёт кипяток на гребень, на веретёна, щётку,
иголки и т. п., кипятит воду в котле, отрезает прядь волос у ребёнка, а мать
ребёнка спрашивает: «Что ты делаешь?». Женщина отвечает: «Изгоняю (режу,
парю, варю и т. п.) ночниц (крикс)». Мать завершает диалог: «Гони (вари, парь,
режь и т. п.), чтобы их никогда не было (чтобы они никогда не
возвращались и т.п.)».
|