Мифологический Словарь
СЛАВЯНСКАЯ И
РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
НЕЧИСТАЯ СИЛА, нечисть
у восточных
славян общее название для всех низших демонологических существ и духов,
синонимичное таким названиям, как злые духи, черти, дьяволы, бесы и т. д.
Народные
представления о Нечистой силе отчётливо отражают христианский дуализм
божественного и бесовского начала, которому подчинились и дохристианские
верования о природных духах. Общим для всех персонажей низшей мифологии
является их принадлежность к «отрицательному», «нечистому», «нездешнему»,
потустороннему миру (иногда более чётко — к аду, преисподней) и связанная с
этим противопоставленность положительному, здешнему миру; их злокозненность
по отношению к людям (при наличии персонажей амбивалентного
характера).
По
народным верованиям, восходящим к книжной, апокрифической традиции (прежде
всего легенды о сотворении мира), Н. с. создана самим Богом (из его отражения
в воде, из плевка, из ангелов-отступников или согрешивших ангелов, изгнанных
Богом с неба на землю и в преисподнюю) или Сатаной (см. Сатанаил), создавшим
в противоборстве с Богом свою армию нечисти. Ср. такие народные названия Н.
с, как рус. ангел с рожками, Антихрист, бог с рогами, сатана, еретик и т. п.
Менее связаны с книжной традицией поверья о том, что разного рода
демонологические существа появляются из т. н. заложных покойников (некрещённых
детей, самоубийц, умерших неестественной смертью), детей, проклятых
родителями, людей, похищенных Н. С. (лешим, водяным, русалками и т. д.),
детей, рождённых от сношения с Н. с.
Широко
распространено у славян верование, что Нечисть (дьявол, чёрт) может
вылупиться из петушиного яйца, носимого под мышкой слева (ср. Домовой). Н. с.
вездесуща, однако её собственным пространством являются лишь нечистые места:
пустоши, дебри, чащобы, трясины, непроходимые болота; перекрёстки, росстани
дорог; мосты, границы сёл, полей; пещеры, ямы, все виды водоёмов, особенно
водовороты, омуты; колодцы, сосуды с водой; нечистые деревья — верба, орех,
груша и т. п.; подполья и чердаки, место за и под печью; баня, овины, хлев и
т. д. Место обитания — один из главных признаков номинации Нечистой силы:
леший, боровой, лозатый, моховик, полевик, луговик, межник, водяной, омутник,
вировник, болотник, зыбочник, веретник, травник, стоговой, дворовой, домовой,
овинник, банник, амбарник, гуменник, хлебник, запечник, подпольник,
голбешник и т.д.
Нечисть
имеет наибольшие возможности действия и наиболее опасна для людей в нечистое
время года и суток; в т. н. некрещённые, или поганые дни рождественских
святок, в ночь на Ивана Купалу (см. Купала) и т. п., в полночь (глухую ночь)
и полдень, после захода и до восхода солнца; в определённые, нечистые периоды
жизненного цикла — от рождения до крещения, от родов до «ввода» в церковь
(см. Богинки) и т. п. Ср. названия по-лудницы, ночницы, святочницы и т. п.
Для отдельных персонажей существуют свои особые периоды: для русалок —
русальная (троицкая) неделя, для шуликуное — рождественские святки и т. д.
Для
внешнего облика Н. с. характерна расплывчатость, многоликость,
неопределённость и изменчивость, способность к перевоплощениям, выраженная у
разных демонов по-разному. Так, для лешего характерна резкая изменчивость
роста (то выше леса, то ниже травы), для русалки — устойчивый женский (реже
детский) облик, для домового — антропоморфность или зооморфность и т. д.
Наиболее распространён антропоморфный облик Н. с. (в виде старика, старухи,
женщины, девушки, мужчины, парня, ребёнка), однако с постоянно выраженным
некоторым аномальным для человека (звериным) признаком; чаще всего это: остроголовость,
рогатость, хвостатость, хромота (беспятость — ср. Анчутка), звериные ноги,
когти, отвисшие груди, отсутствие спины, бескостность, болыпеголовость,
волосатость, косматость, чёрный цвет шерсти и т. д. Ср. сев.-рус. названия:
белый дедушка, синий, чёрный, зелёный, кривой, рогатый, голенький, беспятый,
хвостатый, лысый, косматка, волосатик, русоволос, красноволос, немытик, нечистик
и т. п.
Антропоморфная
Н. с. отличается либо наготой, либо чёрной или белой одеждой с некоторыми
характерными деталями: остроконечной шапкой, солдатским мундиром с яркими
пуговицами и др. Нередко Нечистая сила принимает и зооморфный облик, как
правило, небольших животных — ласка, белка, заяц, кошка, собака, свинья,
мышь, лягушка, змея, рыба (чаще щука), сорока и др.
Нечистая
сила может появляться в виде неодушевлённых предметов и явлений: катящегося
клубка, вороха сена, камней; огненного, водяного или пыльного столба, колеса,
вихря и т. п. Кроме антропоморфного, зооморфного и предметного воплощения, Н.
с. может представляться бесплотной.
К
внешним признакам Нечисти относятся также характерные аномальные (для
человека) проявления: сиплый, громкий голос, шум, треск, гул, вой; скорость
перемещения, стремительные вращательные движения, быстрые смены облика. Для
отдельных персонажей характерны свои специфические формы поведения и образа
жизни: черти пируют, пьют вино, играют в карты, женятся и устраивают свадьбы;
русалки танцуют, поют, раскачиваются на деревьях, расчёсывают волосы и т. д.;
леший пасёт волков, плетёт лапти, у него есть маленькие дети; домовой
ухаживает за скотиной, предсказывает смерть и т. п.
Отношение
Нечистой силы к людям неоднозначно: наряду со злокозненными
демонами, коих большинство, есть и амбивалентные и даже доброхоты (напр.,
леший может сообщить сверхзнание, научить
знахарству; домовой может возлюбить
скотину и ухаживать за ней и т. п.), но в
целом люди относятся к Нечистой силе со страхом. Даже упоминание Н. с.
считается опасным, при необходимости
назвать какого-нибудь демона плюют, крестятся, пользуются
эвфемизмами (задабривающими или
указательными названиями): тот, он, не наш, нежить, красавец, соседушко,
хозяин, царь, господин,
князь и т. п.; широко
употребительны названия по родству и социальным отношениям:
баба, матерь, дед (ср. Деды),
дядя, сестрицы, подруга, помощники, сотрудники, гость и т.
д. Злокозненность Н. с. по отношению к человеку проявляется в
самых разных видах.
Наиболее
типичные действия: демоны пугают людей звуком (стуком, гулом, воем,
треском), прикосновением (мохнатой лапы), давят во сне (см.
Мара), душат человека, насылают бессонницу, щекочут
до смерти; «водят» людей, сбивают их с
пути, увлекая в чащобу или топь; учиняют беспорядок:
переворачивают предметы, сдвигают их с
места; навлекают на людей болезни (особенно душевные);
искушают людей, смущают соблазнами, толкают на грех, побуждают к
самоубийству, соблазняют женщин, похищают и обменивают
детей, мучают скотину, отнимают молоко и
т. д.
Многие
из этих действий являются специфическими
функциями отдельных персонажей:
леший «водит», сбивает с пути людей и скотину,
домовой пугает стуком,
прикосновением, русалка щекочет,
упырь соблазняет женщин, богинки крадут и
подменивают детей и т. д., что нередко отражается и в именах: гнетюк, жмара,
лизун, ломея, обдериха, водило, лоскотуха, щекотун,
игрец, смутитель, костолом, кожедёр, обмениха,
летавец, икотница, лиходей,
баловница, ведун, облакогони-тель, опрокидень,
перевертух, перекидчик, крапуша, шепотник, обертень и т. д.
Наименее специализированным (наиболее
обобщённым) персонажем низшей мифологии у славян является
чёрт, выступающий нередко как видовое понятие по отношению к остальным,
частным персонажам: лешему, водяному,
баннику, русалке и т. д. При этом, однако, чёрт —
всегда воплощение злого начала.
Страх
перед кознями Н. с. застав-г людей прежде всего избегать
нехороших мест и нечистого времени, р. не
купаться в реке до и после определённого времени, не
ходить в и в поле в русальную неделю, не ходить из дома в
полночь, остерегаться святок и т. п.; не
оставлять рытой посуду с водой и едой, зажать колыбель, заслонять в нужное
время печь, окна, трубу, завешивать окно и т. п., а также совершать
специальные действия-обереги:
чтение молитвы, заманивание Н. с, очерчиванием круга и т. п. Н. с.
боится крестного знамени, чётных чисел, пения песен и
др. Для отпугивания Н. с. дат
применяться также эффект, т.
е. рассказ о какой-нибудь
истории (свадьба брата и
сестры, рождение ребенка у семилетней девочки и т. п.).
Применяются
растения-обереги, особенно мак, полынь, крапива и
др., железные кольца и режущие предметы. Люди иногда
сознательно вступают в союз с Нечистой силой, например совершают гадания, для
чего снимают с себя крест, идут на перекрёсток дорог, в баню или другие
нечистые места; лечат с помощью заговоров, насылают порчу т.
п. Промежуточное положение между миром
Нечистой силы и миром людей занимают лица,
знающиеся с Н. с, «продавшие
душу чёрту»,— ведьмы, колдуны, знахари и т. п.
В
славянском фольклоре сюжеты связанные с Нечистой силой, представлены
прежде всего в быличках, бывальщинах, сказках и легендах книжного,
апокрифического происхождения.
|