Мифологический Словарь
СЛАВЯНСКАЯ И
РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
НАВЬ
в
славянской мифологии воплощение смерти, первоначально связанное, по-видимому,
с представлением о погребальной ладье, на которой плывут в царство мёртвых.
Общеславянским
является также представление о навьей косточке, которая считается причиной
смерти и сохраняется в разлагающемся трупе: старочеш. kost navna, чеш. navni kost
(ср. литов. navi-kaulis, «навья косточка», латыш, naves celiijs, «роковой
знак на лице ребёнка»,— свидетельства балтославянских истоков этого представления).
Родственное Н. имя самостоятельного божества — Nya (Nyja) в списке польских
богов у Я. Длугоша (15 в.), отождествляемый с римским Плутоном. У других
славянских народов к представлениям о Н. восходят целые классы мифологических
существ, связанных со смертью: украинские навки, мавки, болгарские нави (навы,
навляци) — злые духи, двенадцать колдуний, которые сосут кровь у родильниц.
В
«Повести временных лет» (1092) эпидемия в Полоцке приписывается мертвецам,
скачущим на невидимых конях по улицам: «навье бьют полочаны». У восточных
славян существовал особый Навий день, день поминовения умерших, позднее
приуроченный к последнему четвергу великого поста (укр. Навский велик-день, Мавський
велик-день, Мертвецький велик-день; соответствующий день в балтийской
традиции приходится на осень — см. в ст. Велес).
|