Мифологический Словарь
СЛАВЯНСКАЯ И
РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ
мифологизированный
пахарь-богатырь в русских былинах.
В
былинах о Микуле и Вольге (см. Волх) крестьянин Микула Селянинович посрамляет
князя с его дружиной, которые на конях не могут угнаться за его плугом, не
могут вытащить оставленный им в земле сошник и т. д. Характерен мотив
богатырской пахоты М. С, который дубы «в борозду валит». В другом былинном
сюжете Святогор не может приподнять с земли сумочку, которую носит М. С: в
сумочке — «тяга земная». Другие богатыри не могут победить Микулу
Селяниновича, потому что его любит «мать сыра земля». «Культурная»
деятельность пахаря противопоставлена сверхъестественным способностям Вольги,
князя-оборотня, и сверхъестественной силе Святогора, богатыря-великана: ср.
распространённый мифологический сюжет о пахаре, который вытесняет с земли
поколение великанов.
Для
славянской традиции характерно возвеличивание крестьянского труда и
сословного статуса: главный богатырь русского эпоса Илья Муромец —
«крестьянский сын», в чешской средневековой хронике Козьмы Пражского (12 в.)
первый князь Пржемысл — пахарь, польским князем становился сын пахаря Пяста,
согласно хронике 12 в. Галла Анонима (ср. также морд. Тюштяна и т.п.).
|