Мифологический Словарь
СЛАВЯНСКАЯ И
РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
МАСЛЕНИЦА
в
славянской мифологии персонаж, воплощающий плодородие и вместе с тем зиму м
смерть.
Название
русского календарного праздника проводов зимы и встречи весны — Масленица —
было перенесено на антропоморфный персонаж, который встречали с величальными
песнями в начале праздника на горках. М. называли также чучело из соломы,
обряженное в женское тряпье, иногда с блином (от масляного блина — само
название М.) или сковородой в руках; с ним вместе веселились, катались на
тройках в течение масленичной недели, а затем хоронили или провожали в конце
праздника, разрывая чучело на околице селения или (чаще) сжигая на костре,
разводившемся на возвышенности (ср. похороны аналогичных персонажей
славянской мифологии — болгарского Германа, русских Кострому, Ярилу и т. п.).
Похороны
Масленицы сопровождались карнавальными процессиями, ряженьем, ритуальным смехом,
призывами весны и поношением М. в специальных песнях, где та называется
обманщицей (в связи с великим постом, который наступает сразу после
масленичных пиршеств), объедалой, блиноелой и т. п.
У
западных и южных славян Масленица соответствовал польский запуст, менсоиуст,
словен. Пуст и болг. Нукер. У чехов и словаков мясопуст завершался обрядом
«выноса смерти» — символа зимы: соломенное чучело, называемое смертью,
мореной или марженой (имя восходит к древнеславянской богине смерти Маре,
Марене), одетое в лохмотья или в праздничный костюм, выносили из селения,
бросали в воду или разрывали на части; солому разбрасывали по полям, что
должно было обеспечить их плодородие. Аналогичный М. персонаж низшей
мифологии других народов Европы — Карнавал.
|