Мифологический Словарь
СЛАВЯНСКАЯ И
РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
КУПАЛА, Купало
в
восточнославянской мифологии главный персонаж праздника летнего солнцестояния
(в ночь на Ивана Купалу — народное прозвище Иоанна Крестителя — с 23 на 24
июня по старому стилю).
Купалой
называли куклу или чучело (женщины или мужчины — ср. такую же куклу
Костромы), которое в белорусских ритуалах называли также Марой (воплощение
смерти), в рус. песнях — ведьмой (в ритуалах «ведьму», конский череп или
кости скота сжигают на костре). К. изгоняют, топят в воде; разжигают
священные костры, через которые прыгают участники обряда: ритуал призван
обеспечить плодородие (от высоты прыжка или пламени костра зависит высота
хлебов и т. п.).
Как
сами обряды, так и название Купала (от глагола купать, кипеть, родственно
лат. cupido, Купидон, «стремление»: ср. индоевроп. корень kup- со значением
«кипеть, вскипать, страстно желать») указывают на соотнесение купальских
ритуалов с огнём (земным и небесным— солнцем, в купальских ритуалах
представленным колесом) и водой, которые выступают в купальских мифах как
брат и сестра.
В
основе мифа, реконструируемого по многочисленным купальским песням и другим
фольклорным текстам, лежит мотив кровосмесительного брака брата с сестрой,
воплощаемых двуцветным цветком иван-да-марья — важнейшим символом купальских
обрядов; жёлтый цвет воплощает одного из них, синий— другого. В одном из
вариантов мифа брат собирается убить сестру-соблазнительницу, а она просит
посадить цветы на её могиле.
Три
вида волшебных трав и цветов в купальских песнях (по поверьям, целебная сила
трав была наибольшей в ночь на Ивана Купалу, отсюда назв.— «Иван Травник»)
соотносятся с мотивами трёх змей и трёх дочерей К. Сходные обряды и поверья
связываются с Ивановым днём во всех славянских традициях.
Широко
распространено предание о цветке, который
раскрывается накануне этого дня (напр., папоротник) и огненным цветом
указывает на клад, и т. п. В Болгарии и белорусском Полесье совпадают обычаи
добывания купальского «живого огня» трением двух кусков дерева. Сюжет
кровосмесительного брака брата и сестры (первоначально близнецов), отдельные
мотивы и имена персонажей (напр., Мара, Марена, позднее переосмысленное как
Марья) могут относиться ко времени, предшествующему прасла-вянскому, что
видно из совпадений с балтийской мифологией и обрядами Иванова дня (Лиго).
Сам
сюжет об инцесте в своей древнейшей форме истолковывается как воплощение в
мифе взаимосвязей основных полярных противоположностей — огонь/вода и т. п.
Такие характерные для славянских обрядов и песен мотивы, как купальские змеи,
скот, клад и др., позволяют связать купальский цикл мифов с основным мифом
славянской мифологии о поединке громовержца Перуна со змеевидным противником,
добыванием скота и богатств
|