Мифологический Словарь
СЛАВЯНСКАЯ И
РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
КИТОВРАС
в
древнерусских книжных легендах кентавр.
В
рукописных текстах К. фигурирует с 14 в. или как имя нарицательное,
обозначающее чудовище, или как имя собственное, связанное с персонажем
апокрифического сказания. Эти рус. апокрифы восходят к талмудическим легендам
о царе Соломоне и его противнике Асмодее, которого в славянских легендах
заменил К. Возможно, в представлениях о внешнем виде Асмодея какой-то группы
еврейского населения, он сближался с древневосточным керубом (ср. херувимы),
а на Руси этот облик сблизили с известным здесь мотивом византийской
иконографии, кентавром; при этом иногда К. наделялся крыльями. Согласно
русской версии легенды, царь Соломон нуждался в помощи К. для] того, чтобы
построить Иерусалимский храм. При посредстве обмана и цепи с заклятием именем
божьим К. ловят и приводят к Соломону. К. научает его как добыть у чудесной
птицы шамир (шамур, по одним толкованиям — алмаз, по другим — волшебный
червь), с помощью к-рого можно тесать камни, избегая, согласно ритуальным
предписаниям, использования железных орудий. Характерны мотивы состязания К.
и Соломона в мудрости.
По
завершении строительства Соломон говорит К., что его сила не превышает человеческой,
так как его удалось поймать. В ответ К. просит снять с него цепь с заклятием
и дать ему волшебный перстень Соломона. Когда это исполняется, К. забрасывает
Соломона в далёкую страну, наказывая его таким образом за гордыню. Согласно
другой легенде, К. привёл Соломону двухголового мужа.
Впоследствии
у этого человека родились два сына, двухголовый и обыкновенный. После смерти
отца двухголовый сын требует двойную долю наследства; Соломон хитроумным
способом доказывает, что оба сына имеют права на равные доли. Легенды о
Соломоне и К. получили на Руси самостоятельное развитие. В них о К.
рассказывается, что он был родным братом Соломона, сыном царя Давида. Поимка
К. связывается с предательством его неверной жены (восточный сказочный
мотив), которую К. носил в ухе. Ещё одна легенда, известная по списку 17 в.,
повествует о похищении К. жены царя Соломона. Здесь К. также брат Соломона,
царь, правящий в соседнем граде. Он наделён чертами оборотня — днём в виде
человека правит людьми, а ночью в виде «зверя К.» — зверьми. К. обманом
похищает неверную жену Соломона. Последний отправляется за ней, спрятав
войско в лесу.
Жена
узнаёт Соломона и предаёт его К. Соломон просит казнить его по-царски, перед
повешением ему разрешено сыграть на рожке. Появляется войско Соломона и
освобождает царя, а на приготовленной виселице вешают К. и неверную жену. В
других русских рукописях вместо К. упомянут царь Пор, а в фольклоре — Василий
Окульевич. Как легенда, в которой рассказывается о власти Соломона над
демонами, сказание о Соломоне и К. входит в число повествований, к авторитету
которых апеллировала средневековая магическая традиция (в частности,
византийский «Завет Соломона»).
Популярные
черты кентавра-К. распространялись в древнерусской традиции и на другие
персонажи. Они могли придаваться «девице Горгонии», части людей дивия, смерти,
апокалиптической чудовищной «саранче». В виде кентавра изображали также Полкана-богатыря
из переводной повести о Бове-королевиче (в исходной версии — получеловек-полу-пёс).
В народном русском искусстве Полкан получает конские копыта, а также, под
влиянием популярного образа зодиакального кентавра-стрельца,— лук.
|