Мифологический Словарь
СЛАВЯНСКАЯ И РУССКАЯ
МИФОЛОГИЯ
КАРАВАЙ
в
восточнославянской мифологии и ритуалах обрядовый круглый хлеб с украшениями
и мифологическое существо, символ плодородия.
Приготовление
К. было связано с комплексом обрядов, длившихся несколько дней с участием
специальных жрецов (при русском дворе в 16—17 вв. были специальные придворные
— коровайчата); использовались особые архаические орудия, в частности
обрядовые жернова для приготовления муки. По словам белорусской песни, «Сам
Бог коровай месить»: пекущие просят Бога спуститься с неба, чтобы помочь им
месить и печь. Связь К. с Богом может быть отражена в украинских его
названиях: дивень, дивний коровай, «божий К.» (см. также Див). В свадебных
обрядах К. с фаллическими символами воплощал жениха, две половины К. или два
К.— жениха и невесту. О солярной символике свидетельствуют солярные и лунарные
знаки на К.; в белорусской обрядовой свадебной поэзии К. отождествлялся с
солнцем и месяцем; К., вернувшийся с неба, видел там месяц с зарёй и т. п.
Вся
символика К. соответствует мифологическим символам, присущим мировому древу
(с солнцем и месяцем у вершины и т. д.): образу рогатого животного у мирового
древа отвечает представление самого К. пли связанных с ним фигурок из теста в
виде коровы или быка. Этим объясняется и связь названия К. (ср. сербохорв.
праваj, словен. kravfij, болг. кравай) с названием коровы. Комплекс коров айн
ых обрядов нашёл отражение у южных (а косвенно и у западных) славян и может
быть возведён к общеславянскому.
|