Мифологический Словарь
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
ДОМОВОЙ
в
восточнославянской мифологии дух дома.
Представлялся
в виде человека, часто на одно лицо с хозяином дома, или как небольшой старик
с лицом, покрытым белой шерстью, и т. п. Тесно связан с представлениями о
благодетельных предках, благополучием дома, особенно со скотом: от его
отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье скота. Некоторые
обряды, относящиеся к Д., ранее могли быть связаны со «скотьим богом»
Белесом, а с исчезновением его культа были перенесены на Д. Косвенным доводом
в пользу этого допущения служит поверье, по которому замужняя женщина,
«засветившая волосом» (показавшая свои волосы чужому), вызывала гнев Д.— ср.
данные о связи Белеса (Волоса) с поверьями о волосах.
При
переезде в новый дом надлежало совершить особый ритуал, чтобы уговорить Д.
переехать вместе с хозяевами, которым в противном случае грозили беды. Различались
два вида Д.— доможил (ср. упоминание беса-хороможителя в средневековом «Слове
св. Василия»), живший в доме, обычно в углу за печью, куда надо было бросать
мусор, чтобы «Д. не перевёлся» (назывался также доброжилом, доброхотом,
кормильцем, соседушкой, хозяином, дедушкой), и дворовой, часто мучивший
животных (Д. вообще нередко сближался с нечистой силой).
По
поверьям, Д. мог превращаться в кошку, собаку, корову, иногда в змею, крысу
или лягушку. По белорус, поверьям Д. появляется из яйца, снесённого петухом,
которое необходимо шесть месяцев носить под мышкой с левой стороны: тогда
вылупляется змеёныш-Д. (ср. литов. Айтвараса, слав. Огненного Змея, Рарога).
Д. могли стать люди, умершие без причастия. Жертвы Д. (немного еды и т. п.)
приносили в хлев, где он мог жить.
Иногда
считалось, что Д. имеет семью — жену (домаха, домовичиха, большуха) и детей.
По аналогии с именами женского духа дома (маруха, кикимора) предполагается,
что древнейшим названием Д. могло быть Мара. Сходные поверья о духах дома
бытовали у западных славян и многих других народов.
|