Мифологический Словарь
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
ДИВ, дива
в
восточнославянской мифологии демонический персонаж.
Упомянут
в средневековых «Словах»-поучениях против язычества (в форме «дива») и
дважды в «Слове о полку Игореве»: приурочен к верху дерева («Дивъ кличетъ връху
древа») и спускается вниз («уже връжеся дивъ на землю»). Демон и женский
мифологический персонаж со сходным именем известен у западных славян (чеш. divy
muz, diva zena, польск. dzivozona; серболужицк. dziwja zona, dziwica,
обычно связываемые с лесом), а также у южных славян (болг. самодива, синонимичное
самовиле, см. Вилы). Слово первоначально было связано, с одной стороны, с
русским «диво» и родственными славянскими обозначениями чуда» с ДРУГ0И
стороны — со славянскими и балтийскими словами в значении «дикий»,
происходящими из «божий»: ср. укр. дивий — «дикий», старое лав. «дивии», болг.
«див», польск. dziwy, «дикий» при латыш, dieva zuosis, «дикий гусь» —
первоначально в значении «гусь бога»; ср. также родственное хеттское Ми-«бог»
в siunas huitar, «животные богов», т. е. «дикие звери»; и типологические кетские
параллели — ESda Sel, «дикий олень», т. е. «олень бога Эся».
Развитие
в славянском отрицательных значений типа «дикий» иногда связывают с
влиянием иранской мифологии, в которой родственное слово из
общеиндоевропейского значения «бог» (см. также Дый) превратилось в
обозначение отрицательного мифологического персонажа — дэва (см. Дэвы).
В
значении «бог» у иранцев выступило переосмысленное обозначение доли
(др.-инд. bha-ga): ср. слав. Бог; оба эти взаимосвязанных процесса
объединяют славянские и иранские языки и мифологии. След древнего
индоевропейского значения «бог ясного неба» можно видеть в мотиве
падения Д. на землю, имеющем соответствия в древнеиранском (patat dyaos,
«сверзился с неба») и древнегреческом (SumETTjc;, «сверженный с неба»; ср.
также хеттский миф о боге луны, упавшем с неба, и т.п.).
|