Мифологический Словарь
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
ДАЖЬБОГ
(др.-русск.
Дажьбогъ, варианты — Дажбогъ, Даждьбогь), в восточнославянской мифологии
божество, входившее в состав т. н. Владимирова пантеона.
Первое
упоминание Д.— в «Повести временных лет» под 980, из которого следует, что
местом культа был холм, на холме находился кумир Д. и здесь Д., как и другим
богам, приносились жертвы. Наиболее содержательным (хотя и менее достоверным)
является фрагмент о Д. во вставке, включённой в перевод отрывка из «Хроники»
Иоанна Малали, находящегося в Ипатьевской летописи под 1144 г.: «По умрьтвии
же Феостовъ (др.-греч. Гефест) егож и Сварога наричить и царствова сынъ
его име-немъ Солнце, егожь наричють Дажьбогъ. Солнце же царь сынъ Свароговъ
еже есть Даждьбог». Отсюда следует связь Д. с солнцем и
родственные отношения с Сварогом (сын — отец), несомненно связанным с
огнём. Третий независимый источник, упоминающий Д.,— «Слово о полку
Игореве», в котором дважды говорится о попавших в тяжёлое положение
русских как о внуках Д.: «погыбашеть жизнь Дажьбожя вънука» и «въстала
обида въ силахъ Дажьбожя вънука».
Эти
контексты дают некоторое основание для понимания Д. как родоначальника или
покровителя др.-русского этноса, который в свою очередь может трактоваться
как наследие, богатство Д. Не исключено, что именно этим обстоятельством
следует объяснять наличие имён собственных типа Дажбоговичь в украинской
грамоте 14 в. или Dadzbog в польских документах 13—15 вв. В более поздних
источниках за редким исключением имя Д. выступает в сильно искажённом
виде. В списке 980 имени Д. непосредственно предшествует имя Хор-са (при
этом только эти два имени соединены без союза и), который, как и Д. в
указанном отрывке, связывается с солнцем (ср. «Слово о полку Игореве»).
В том
же списке 980 непосредственно за именем Д. следует имя Стрибога.
Эти имена образуют пару и формально (сложное двучленное имя с общим вторым
элементом — богъ и с формой глагола в повелительном наклонении в
первом члене: даж/д/ь-, стри-, ср. простри) и содержательно: оба божества,
судя по значению их имён и этимологии, имеют отношение к подаче
богатства (бог — богатый, ср. иран. Baga-, др.-инд. Bhaga-, имя
божества, персонифицированного богатства, доли) и к его распределению —
распространению (простирать) и, следовательно, выполняют вероятную
социально-экономическую функцию наделения и распределения богатства,
имущества, благ (характерно, что предшествующая пара богов в списке
— Перун и Хоре — может по аналогии трактоваться как «природная» —
гром/молния и солнце). О широких функциях Д. свидетельствует
украинская народная песня, где Д. изображается покровителем свадьбы,
встречающим жениха-князя на рассвете (связь с солнцем, восходом), «меж
трёх дорог»; в другой песне, относящейся к сезонному циклу, Д. высылает
соловушку замыкать зиму и отмыкать лето (ср. сходные мотивы в связи с вырием).
Ср. мифологизированный образ земного царя в сербской сказке — Дабог и
следы этого персонажа в эпических песнях о кралевиче Марке. Эти факты
дают основание для предположения о праславянских истоках имени и образа Д.
Данные
древних индоевропейских текстов позволяют отнести истоки Д. ещё глубже. Ср.
сочетание тех же (этимологически) элементов, что и в имени Д. («дать» и
«бог») в таких ведийских примерах, как: daddhi bhagdm' дай долю/богатство, Ригведа
II, 17, 7 [где daddhi — повелительное наклонение, точно соответствующее даж(д)ь]
или dsi bhdgo asi datrdsya datasi ты — Бхага (богатство), ты — деятель
даяния, Ригведа IX, 97, 55 и т. п. Тем самым в качестве отдалённого источника
Д. определяется мифологизированная фигура подателя (распределителя) благ, к
которому обращаются с соответствующей просьбой в ритуале, в молитве, в благопожеланиях
(ср. рус. дай, Боже...).
Данные
мифологии балтийских славян позволяют с ещё большей уверенностью говорить о
праславянском характере этого божества и о некоторых его особенностях. Как
сын Сва-рога Д. может быть назван Сварожичем. Именно это название упоминается
зап.-европ. хронистами (см. Сва-рое). Возможны, однако, другие
этимологические объяснения (имя Д. иногда выводят из индоевроп. *deg-l*dag —
'жечь', что признаётся маловероятным, а имя Стрибога толкуют этимологически
как 'Отец Бог') и о том, что оба эти имени относятся к числу описательных
определений, которые могли быть «поэтическим» обозначением других богов.
|