Мифологический Словарь
РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ
в
русских былинах и сказках, представитель злого начала, дракон с 3, 6, 9 или
12 головами.
Связан
с огнём и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом — с
рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна (или
три царевны), знатная невеста, «русские полоны»; там же находится и
многочисленное потомство 3. Г.— «змеёныши» (впрочем, они часто бывают и «во
чистом поле», где их «потаптывает» своим конём эпический герой). 3. Г. не всегда
чётко отличим от других сходных образов — Змей Тугарин, Змиулан, Огненный
Змей, просто Змей и т. п. В былинах 3. Г. («люта змея» и т. п.) обычно
появляется в сюжете «Добрыня и Змей», в двух его кульминационных точках:
первый раз, когда Добрыня Никитич купается в Пучай-реке, и второй раз, когда
тот же богатырь спускается в норы 3. Г. и освобождает племянницу князя
Владимира Забаву Путятишну.
Появление
3. Г. сопровождается грозным шумом, как «дождь дождит» и «гром гремит».
Основное оружие 3. Г.— огонь. Добрыня ухитряется нанести 3. Г. сокрушительный
удар «шапкой (шляпой) греческой земли». 3. Г. пал на сыру землю и взмолился к
Добрыне о пощаде, предлагая написать «велики записи немалые» не съезжаться в
чистом поле п не устраивать кровопролития. Добрыня соглашается и отпускает 3.
Г. на свободу. Возвращаясь к себе и пролетая над Киевом, 3. Г., однако,
нарушает «записи» и похищает Забаву Путятишну, спрятав её в своих норах.
Князь Владимир посылает Добрыню освободить свою племянницу. По пути, в чистом
поле, Добры-вя «притоптал» «много множество змеёнышев».
Откинув
железные подпоры и отодвинув медные запоры, он спускается в змеиные норы и
прежде всего освобождает «полоны»: князей и бояр, русских могучих богатырей.
После этого он выводит из нор от 3. Г. Забаву Путятишну. 3. Г. обвиняет
Добрыню в нарушении «записей» И уничтожении «змеёнышев», вторжении в «норы
змеиные» и не соглашается отдать Забаву Путятишну «без бою, без драки, кроволития».
Но второй поединок не состоялся: Добрыня указал, что первое нарушение «записей»
было делом 3. Г.
В
сказках со 3. Г. связан ряд мотивов: 3. Г. полюбился царевне; он учит её
извести брата-царевича, но гибнет, будучи разорванным «охотой»
Ивана-царевича; в другом сюжете 3. Г. служит поваром у Ивана — купеческого
сына, обольщает его жену Елену Прекрасную, изводит с нею Ивана — купеческого
сына, но погибает. В народной низшей мифологии 3. Г. также хорошо известен:
особую опасность он представляет для женщин, вступая с ними в связь.
Имя 3. Г.
отсылает к образу Огненного Змея, известного как в славянской (ср. сербский
Змей Огненный Волк), так и в иных традициях (ср. иранский Ажи Дахака, букв.—
«Змей Горыныч»; Горыныч как Горыня, баба Горынинка и др.— от глагола «гореть»
и лишь вторично от слова «гора»: иногда появляется мотив 3. Г. На горе).
|