Мифологический Словарь
РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
ГОРЫНЯ, ДУБЫНЯ И УСЫНЯ
три
богатыря-великана русских сказок. Они обладают
сверхчеловеческой и одновременно нечеловеческой силой, которая приводит
к нарушению естественного природного порядка, затрудняющему действия
главного героя. Горыня (Г., Горыныч, Вертогор, Вернигора)
захватывает целую гору, несёт в лог и верстает дорогу или «на
мизинце гору качает, горы сворачивает».
Дубыня
(Д., Дубынеч, Вер-тодуб, Вернидуб, Великодуб и т. п., а также Дугиня,
который любое дерево «в дугу согнёт») «дубьё верстает: который дуб высок,
тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет» или «дубьё рвёт». Усыня
(У., Усынеч, Усынка) «спёр реку ртом, рыбу ловит усом, на языке варит
да кушает», «одним усом реку запрудил, а по усу, словно по
мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут» и т. п. Эти богатыри
— не духи-покровители соответствующих объектов (гора, дуб, река), а
нарушители их естественных функций: они срывают горы, вырывают дубы,
запирают течение рек.
Антропоморфические
черты этих богатырей слабы и оттеснены хтоническими: гора, дубы (лес)
и река (вода) являются местом их обитания. Г. связывается с горой как
препятствием на пути, помехой, нарушающей ровность воздвижением вверх. Д.
(связанный с дубом в силу народно-этимологического осмысления) мог
некогда быть связан с другим нарушением ровности, порядка — с
провалом на пути, помехой, находящейся внизу и так же, как и в
случае Г., относящейся к земле (куда он запихивает дуб). Имя У. также должно
быть расценено как результат народно-этимологического переосмысления.
Поскольку слово «усы» является метонимическим переносом названия плеча (ус
из индоевроп. *oms-), У. сопоставим с образом дракона или змея,
запруживающего воды своими «плечами». Змеиная природа У.
непосредственно проявляется в сказке, где У.— «птица Усыня змей о 12
головах» («сам с ноготь, борода с локоть, усы но земле тащатся, крылья
на версту лежат» — ср. мотив ширины плеч).
Иногда
упоминается булава или дубина У. при том, что этим оружием громовержец
Перун поражает Змея. Таким образом, прототипами трёх богатырей можно
считать хтонических чудовищ, олицетворяющих косные и разрушительные силы
нижнего мира — земли, воды и т. п.
Следы
отрицательных характеристик этих персонажей, которые в русской сказке
выступают, скорее, как положительные спутники-помощники главного героя,
обнаруживаются в мотиве «слабости» их по сравнению с главным героем и
особенно в мотиве предательства. Первый из этих мотивов встречается в эпизоде
с Бабой-ягой: когда один из богатырей остаётся в избушке, чтобы приготовить
еду для ушедших на охоту товарищей, является Баба-яга, избивает богатыря и вырезает
ремень из его спины; только главный герой выдерживает это испытание, побеждая
Бабу-ягу.
Преследуя
Бабу-ягу, богатыри вместе с главным героем приходят к норе (отверстию,
пещере), герой спускается в подземное царство (или в три подземных царства),
добывает для богатырей невест — царевен этого царства, которых вытаскивают на
верёвке на землю; когда же пытается выбраться наружу главный герой, один из
богатырей обрубает верёвку. В финале герой сказки убивает Г., Д. и У.
Характерно, что имя героя, связанного в сюжете с богатырями, также обычно
связано с природной сферой — или животной (Ивашка-Медведко), или
растительной (Сосна-богатырь).
Чаще
всего Г., Д. и У. выступают вместе, образуя законченную триаду. Эта триадическая
схема (вероятно, поздняя) отразилась в образах трёх эпических богатырей —
Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши, Поповича (характерно, что своим
именем Добрыня напоминает Д., а мотив змееборства Добрыни и его связи с
рекой-водой отсылает к образу У.). Святогор с его косной, не находящей
применения силой оказывается в генетическом плане сродни Г. (Илья Муромец в
сюжете с участием Святогора выступает как аналог героя сказки). Г. близок и
другой эпический персонаж-Змей Горыныч, в свою очередь, связанный с образом
Огненного Змея. Эта связь даёт возможность видеть для определённого периода в
именах Г. и Горыныча отражение корня «гореть» (огонь), а не «гора».
В таком
случае не исключено, что триаде Г., Д. и У. на более раннем этапе развития
соответствовала трёхчленная «змеиная» группа — Змей Огненный, Змей Глубин,
Змей Вод (ср. дальнейшую трансформацию — Иван Водович, Фёдор Водович, Михаил Водович).
Эти образы хорошо известны в индоевропейской мифологии.
Особенно
близки им некоторые герои балтийских сказок — литовск. Калнавертис (букв.
«Вернигор», «Вертогор») или Ажуол-ровис (букв. «Вырвидуб») и т. п. Вместе с
тем триада сказочных богатырей имеет и другое положительное соответствие — Вечорка,
Зорька и Полуночка, выступающие в сходном сюжете со Змеем и тремя
царствами и связанные с Солнцем. В этом контексте показательно
участие Вертогора и Вертодуба в сказке, где участвует Солнцева
сестра. Тем самым намечается как противопоставление «хтонически-пространственных»
трёх богатырей «астрально-временным», трём отражениям разных моментов
солнечного суточного цикла, так и связь между ними в едином сказочном
сюжете. Сказки о Г., Д. и У. могут расцениваться как отражение
архаичного мифа о поединке со Змеем (или трёхголовым Змеем) или тремя
Змеями.
|