Мифологический Словарь
РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
ВОЛХ, Волх Всеславьевич, Вольга
мифологизированный
персонаж русских былин, обладатель чудодейственных оборотнических
свойств.
Сюжет о
Волхе Всеславьевиче (реже — Вольга Буславлевич или Святославьевич) и его
походе на Индию принадлежит к наиболее архаичному слою в русском
былинном эпосе, характеризующемуся неизжитыми тотемистическими
представлениями и широко представленной стихией чудесного,
волшебно-колдовского, магического, слиянностью человеческого и природного
начал.
Чудесно
рождение В.: мать В. Марфа Всеславьевна, гуляя по саду, соскочила с камня на
лютого змея; он обвивается вокруг её ноги и «хоботом бьёт по белу
стегну»; вскоре появляется на свет В., рождение которого
потрясло всю природу: гремит гром, дрожит сыра земля, трясётся
«царство Индейское», колеблется море, рыба уходит в морскую глубину, птица
— высоко в небеса, звери — в горы и т. п. Чудесно и развитие В.:
едва родившись, он уже говорит, «как гром гремит», его пеленают в
«латы булатные», кладут ему в колыбель «злат шелом», «палицу в
триста пуд»; в семь лет его отдают учиться грамоте, а к десяти
годам он постигает «хитрости-мудрости»: оборачиваться «ясным
соколом», серым волком, «гнедым туром— золотые рога».
Освоив
искусство оборотничества, В. в 12 лет набирает себе дружину, а в 15
лет уже готов к воинским подвигам. Когда приходит весть, что «индейской
царь» собирается идти на Киев, В. решает опередить противника и
отправляется с дружиною в поход на Индейское царство. По пути он
упражняет и демонстрирует свои «хитрости-мудрости», выступая как великий
охотник, повелитель природного царства, прежде всего мира зверей.
Обернувшись
волком, он бегает по лесам и «бьёт звери сохатые», в облике сокола
бьёт гусей, лебедей, уток. В. кормит и поит, одевает и обувает свою
дружину; он всегда бодрствует. Решив «вражбу чинить» индейскому царю и
убедившись, что никто из дружины не может выполнить предстоящей задачи
успешно, В. применяет свои «хитрости-мудрости», чтобы сокрушить Индейское
царство! Обернувшись туром-золотые рога, он быстро достигает цели;
обернувшись ясным соколом, он прилетает в палаты к индейскому царю Салтыку (Салтану)
Ставрульевичу и подслушивает его разговор с «царицей Азвяковной, молодой
Еленой Александровной». Узнав о враждебных Руси намерениях царя, В.
оборачивается горностаем, спускается в подвал-погребы, перекусывает тетиву у
луков, обезвреживает стрелы и ружья, снова оборачивается ясным соколом,
прилетает к своей дружине и ведёт её к городу-крепости индейского царя.
Чтобы
проникнуть незаметно внутрь, В. оборачивает своих воинов в муравьев (мурашиков)
и вместе с ними по узкой щели проникает в город, подвергая его разгрому. В.
убивает индейского царя, берёт в жёны царицу Азвяковну, женит своих воинов на
семи тысячах пощажённых девиц, а сам становится царём, богато одарив дружину.
Мотив
превращения В. (и его воинов) в муравьев, проникающих в неприступную крепость,
напоминает подобный же мотив в связи с громовержцем Индрой (Ригведа I, 51 и
др.). Зевс является к Эвримедузе также в виде муравья. Их сын Мирмидон (букв.—
«муравейный») стал родоначальником мирмидонян, «муравейных» людей. В русской
сказке И вал Царевич, превратившись в муравья, проникает в хрустальную гору,
убивает двенадца-тиголового Змея и освобождает царевну, на которой он
женится. Связь с В. мотива гремящего грома в былине также намечает в его
образе тему громовержца. Вместе с тем В. реализует и тему противника
громовержца — Змея: будучи сыном Змея, он унаследовал от него
«хитрости-мудрости» и, в частности, уменье прятаться от врага, оборачиваться
в другие существа.
Поэтому
в образе В. обнаруживаются переклички с Волосом-Велесом, в котором также отыскиваются
змеиные черты, или со Змеем Огненным Волком. В новгородском книжном предании
о Волке-чародее В., старший сын Словена, давший своё имя реке Волхов, ранее
называвшейся Мутною, был «бесоугодный чародей»; «бесовскими ухищрениями»
превращался «в лютого зверя крокодила»; преграждая в Волхове водный путь тем,
которые ему не поклонялись: одних пожирал, других потоплял.
А
невежественный народ почитал его за бога и называл его Громом или Перуном
(ср. образ «змеяки Перюна» в новгородских источниках). В. на берегу реки
поставил «городок малый» на месте, называвшемся Перынь, и кумир Перуну. Бесы
удавили В. в Волхове, тело его плыло вверх по реке и было выброшено «против Волховиаго
его городка» и здесь похоронено язычниками.
Но
через три дня «прослезнся земля и пожрала мерзкое тело крокодилово, и могила
просыпалась над ним на дно адское».
Оборотничество
В. нашло продолжение в таком же свойстве, приписываемом историческому
персонажу князю Всеславу Полоцкому (11 в.), упоминаемому в этой связи п в
«Слове о полку Игореве» (ср. отчество В.— Всеславьевич, т. е. сын Всеслава).
Несомненны и связи между В. и Василием Буслаевым (мотив отсутствия отца и
воспитания матерью, похода в дальнюю землю, роль камня в рождении или смерти
и т. п.). В посдемонголь-ский период (13 в.) появляются новые трактовки
противника В.: теперь он царь Золотой Орды или даже турецкий султан; вместо
Индейского царства появляется Турец-земля и т. п.
Второй
сюжет, в котором выступает В. (как правило, именно Вольга, иногда Вольга Святославгович
и т. п.), связывает его с Микулой Селяниноеи-чем. Общее у Вольги этого сюжета
с В.— воспитание в детстве без отца, освоение «мудрости» (превращение в щуку,
в сокола, в волка и охота на зверей), собирание дружины для похода.
Дядя Вольги
князь Владимир стольно-Киевский жалует племянника тремя городами Гурговцем, Ореховцем
и Крестьяновцем (их реальные прототипы относят также к Новгородской земле, к невско-ладожскому
ареалу), и Вольга с дружиной отправляется «за получкою»; по пути В.
встречается с пашущим своё поле оратаем Микулой; Вольга и его дружина не
могут поднять сохи Микулы, его крестьянская кобыла обгоняет коня Вольги и т.
д. (ср. также противопоставление в русском эпосе «крестьянского сына» Илью
Муромца и князя Владимира).
Иногда
вместе с В. и Микулой выступает и Садко, в других случаях В. смешивается с
Василием Буслаевым (побивание купцов на Волховском мосту, мотив камня с
надписью, перепрыгивание через него и смерть и т. п.).
|