Мифологический Словарь
РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
ВОЛОСЫНИ
у
русских мифологизированный образ созвездия Плеяд.
В.
упоминаются уже у Афанасия Никитина (15 в.): «на Великий же день Волосыни да
Кола в зорю вошли, а Лось головою стоит на восток» (Кола — Б. Медведица,
представляемая в виде повозки, а Лось — архаическое название Полярной
звезды). Характерно, что в русских средневековых астрологических текстах семь
планет, оказывающих влияние на судьбы людей, называются рожаницами (ср.
мифологические женские персонажи того же наименования) и, следовательно,
связываются с Родом, подобно тому, как В., в конечном счёте,связаны с другой
(территориальной) формой объединения людей — волостью.
Название
Плеяд В. соотносимо с культом Волоса-Велгса, который на севере Руси и в
Поволжье соединился с культом медведя («волосатого», в табуистическом
обозначении): сияние В. предвещает удачу в охоте на медведя.
В день
св. Власия (сменившего Велеса — христианского покровителя животных) в
Тульской губернии севершался ритуал окликания звез ды: когда на неое
появлялись звезды, овчары выходили на улицу, становились на руно (шерсть) и
пели, призывая звезду осветить «огнём негасимым белояровых овец», умножить их
приплод (чтобы овец было больше, чем звёзд на небе). Позднее название В.
переосмысливается и начинает выступать в ряде вариантов — Волосожар, Весожары,
Висожары, Стожары, др.-рус. Власожелищи, Власожелы, власожельский, Бабы и т.
п. (ср. сер-бскохорв. Влашичи, «Плеяды», болг. власците, «Орион», «Плеяды», власите,
«Орион» и т. п.).
В ряде
этих названий, очевидно, присутствует мотив женщин (ср. Бабы, «Плеяды»);
образ волос неизменно связывается с этим мотивом, ср. укр. «Волосом св1тити»
— «быть девицей», «Волосом засвшыа» (о замужней женщине) и т. п.; ср. также
волосы солнца как обозначение его лучей при восходе или закате; «непе-тый
волос» (о девице), «петый волос» (о замужней женщине) и т. п. В день св. Власия
женщину, заподозренную в злых замыслах, зарывали в землю (в частности, чтобы
прогнать коровью смерть; для этого же «зорнили пряжу», т. е. выносили её на
три зори).
Все эти
мотивы — звёзды, зори, наказание женщины, пряжа («волос»), скот и т. п.—
отсылают к мифам и легендам, известным в разных традициях, о превращении
женщины в звезду или женщин (напр., сестёр) — в созвездие как результат
спасения их от преследования или в наказание за вину.
В этом
контексте В.— небесное созвездие — могло бы пониматься и как образ небесного
стада (напр., коров, ср. «власьевна», как обозначение коровы, или обозначение
в загадках звёзд через стадо, прежде всего коров), пасомого Солнцем или
Месяцем, и как астрализованный образ женщины. В последнем случае В. могут
толковаться как жёны Волоса: Волос — Волосыни (или Волосыня), подобно Перун.
— Перынь (Перыня), жена Громовержца, имя которой образовано с помощью
того же суффикса - ыня.
Аналогичным
образом построено имя жены ведийского Варуны (родственного Велесу) — Варунани.
Образ В.^ связан, таким образом, с мифом о Громовержце и его противнике
(Волосе); это подтверждается наличием других женских персонажей с корнем «*Vel-/*Vol-,
ср. в русской традиции елёсиха (мужской образ ёлс), македонскую самовилу Велу,
литовского Виелону, латышскую Велю мате, мать усопших (см. В еле).
Поскольку
души умерших часто представляются в виде стада, пасущегося в загробном мире,
и образ В., хотя и косвенно, тоже связан с мотивом смерти, и для В. может
быть реконструирована функция связи с миром усопших душ. Реальность этой реконструкции
подтверждается как греческим образом загробного царства — Елисейских полей
(тот же корень *vel-), так и языковыми данными—индоевроп. *vel-: *vol- б
значении «смерть», «умерший» и т. п.
|