Мифологический Словарь
РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО
мифологизированный
образ великого князя в русских былинах.
Историческим
прототипом является князь Владимир Святославич (ум. 1015). В мифопоэтических
представлениях Владимир — идеальный князь, правитель, объединяющий вокруг
себя всё лучшее и организующий защиту Киева и всей Руси от внешних сил —
кочевников («татар») или чудовищных существ (Змея Горыныча, Тугарина, Идолища
и т. п.). В былинах Киев, двор князя Владимира — обозначение того
положительного центра, которому противопоставляются и чистое поле, и тёмные
леса, и высокие горы, и быстрые (или глубокие) реки, с которыми связаны опасности,
угрозы, чувство страха.
В Киев
съезжаются с разных сторон богатыри: Илья из Мурома, Добрыня из Рязани, Алёша
из Ростова. По пути они совершают подвиги, суть которых в устранении
опасности на пути к Киеву. Сам же Киев и прежде всего двор князя В.—
надёжное, защищенное место, где идёт нескончаемый (в основном весёлый)
«почестей пир», на нём напиваются, наедаются, хвалятся, слушают певцов,
получают дары от князя и принимают важные решения; здесь же завязываются и
споры, конфликты, обиды, требующие своего решения.
Князь Владимир
— хозяин, покровитель, даритель, тот, кто ставит богатырям задачи. Былины
называют Владимира «красным солнышком» и «ласковым князем»,
и эти названия соответствуют характеристикам
В.: он надо всеми и, по идее, ко всем равно приветлив, заботлив,
гостеприимен, мягок.
В этом
смысле именно он наиболее ярко противопоставлен тёмным хтоническим силам,
обычно существам змеиной природы (ср. мифы о Змее, пожирающем или грозящем пожрать
Солнце), и «солярность» эпитета имени В.— не просто оценочное слово, но
актуализация солнечной темы. Как солнце собирает вокруг себя звёзды, так и В.
собирает вокруг себя всех — членов своей семьи, главных богатырей, всех
богатырей, весь народ и опекает их.
Князь
В.— глава и хозяин своей малой, княжеской семьи и всего богатырского круга. Былины
не раз упоминают его жену Апраксию (Евп-раксию, Опраксу, Апраксеевну и т.
и.)— королевишну, и один из былинных сюжетов посвящен тому, как Добрыня
Никитич и Дунай едут к литовскому королю и сватают Апраксию в жёны В. (в этом
же сюжете упоминается и её сестра Настасья, ставшая женой Дуная и вместе с
ним погибшая). Апраксия в одних случаях — достойная жена своего мужа,
гостеприимная, ласковая и мудрая (иногда, когда В. ссорится с богатырями, она
поддерживает последних и способствует примирению Владимира с ними); в других
случаях она оказывается «злой», недостойной женой, симпатии которой обращены
к Тугарину.
В
былине о Чуриле при дворе В. она так увлеклась красавцем-стольником, что
загляделась и, разрезая мясо, порезала себе руку (ср. сходный эпизод в связи
с библейским Иосифом Прекрасным); своего мужа князя В. она упрашивает сделать
Чурилу постельником и т. п. Былины хорошо знают и любимую племянницу В.
Забаву (Загтаву) Путятишну, которую похитил Змей Горыныч и освободил Добрыня Никитич,
выступающий в былинах как племянник В. Большая часть богатырей также связана
с князем В.
Иногда
В. недостаточно внимателен к ним на пиру, обижает их словом или подарком, не соответствующим
их достоинству. Но конфликты быстро и беспоследственно улаживаются. Наиболее
острый конфликт возникает между Владимиром и Ильёй Муромцем.
|